Валдай - 2019: Россия и Китай, братья на века?
Формат заседаний дискуссионного клуба «Валдай» с момента его создания заметно изменился.
Из площадки для обмена мнениями международных экспертов самого разного направления «Валдай» теперь стал настоящим форумом, на котором делаются программные заявления людей, принимающих решения. Участие и тезисы выступлений пяти действующих глав государств, принявших участие в пленарной сессии в этом году, цитировали многие мировые СМИ, кажется, с большим интересом, чем трибунов Генеральной ассамблеи ООН. Всего на 16-ю сессию Валдай-ского форума в Сочи приехали 140 экспертов из 37 стран. Несколько дней они обсуждали тему Востока и пришли к выводу, что она практически неисчерпаема и ее обсуждение точно не ограничится этим форумом. Идеи, которые были на нем озвучены, можно назвать действительно не просто прорывными, а кардинальным образом меняющими всю современную глобальную архитектуру.
Хотя тема нынешнего форума, связанного с Востоком, была выбрана задолго до октября нынешнего года, она стала еще актуальнее в свете последних событий в Саудовской Аравии, активной фазы торговой войны США против Китая, новых амбициозных планок на будущее, которые для себя устанавливает Индия, опять же, нового этапа в разрешении внутрисирийского кризиса. Одной из главных тем, которую жаждали услышать на форуме, - это отношения России и Китая. Еще летом на Петербургском экономическом форуме в Санкт-Петербурге вопрос о том, становятся ли отношения Москвы и Пекина союзническими, был основным. Весь процесс нормализации, а затем и поступательного развития этих отношений в последние четверть века выстраиваются исходя из понимания, что союз, заключенный между нами в 1950-е годы, себя не оправдал, и этот опыт не надо повторять, как не надо и вообще сотрудничать против какой-либо третьей стороны. Западные СМИ очень нервно тогда в июне отреагировали на меняющуюся повестку многих международных форумов, на которых на передний план выходит тема роли Востока и Азии в геополитических отношениях на ближайшие годы. И России в них отводится важнейшая роль.
Напомню, что, пытаясь объяснить «для внутреннего потребления» уже всем заметное снижение авторитета и роли США в международных отношениях, западные СМИ истерили все лето. «Путин и Си встают в Санкт-Петербурге единым фронтом против Трампа», - без обиняков объявляет CNN, суммируя результаты ПМЭФ-2019 применительно к состоянию отношений в треугольнике Китай - Россия - США. Столь же ясные и трезвые оценки высказаны по горячим следам Форума многими другими влиятельными СМИ и авторитетными комментаторами. Налицо момент истины, когда у всех разом открываются глаза на подлинное положение дел в мире. Момент, которому нет цены в разгар информационных войн и водопада фейков. Момент, который ни в коем случае нельзя «топить» в оговорках и реверансах по адресу субъектов мировой политики. И Восток, и Россия, и Азия этот момент, кажется, упускать не намерены. К этому их подталкивают сами американцы. Обновленные версии Национальной стратегии безопасности и Национальной стратегии обороны США, утвержденные президентом Трампом в 2017-2018 годах, однозначно указывают на Китай и на Россию как на глобальных противников Соединенных Штатов. С тех пор обнародован ряд других официальных американских документов, в которых эта позиция формулируется как опорная.
Ждать ответа на июньские вопросы мировым СМИ долго не пришлось, и сенсация прозвучала в Сочи. Президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что Россия помогает Китаю создать систему предупреждения о ракетном нападении. «Большой тайны, на-верное, не открою, все равно это станет ясно, сейчас мы помогаем нашим китайским партнерам создать систему СПРН - систему предупреждения о ракетном нападении», - сказал он. По словам главы государства, подобная система есть только у России и США. Как отметил Путин, она кардинально повысит обороноспособность Китая. Многие эксперты уже пару лет предсказывали, что России с ее слабой экономикой придется скоро делать выбор между Китаем и США, которые начнут серьезную борьбу за мировое экономическое лидерство. Похоже, что Россия свой выбор сделала. Помощь в создании системы СПРН - это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность Китайской Народной Республики. Думаю, что эксперты еще дол-го будут осмысливать эту сенсацию каждый на свой лад.
И вот почему, СПРН - очень сложная система, которая требует новых технологий, огромных знаний. И то, что Россия обладает этими знаниями, это показатель ее высокой технологичности. А то, что она в период китайско-американских осложнений, торговой войны, которая, как знать, в какую войну может перерасти, берет совершенно очевидно сторону Китая, говорит о том, что, быть может, приближается военно-политический союз Китая с Рос-сией. Это не факт, но, по крайней мере, создание этой ключевой системы свинчивает воедино оборонные комплексы Китая и России. Причем данная система - это огромные радары, которые выставляются по периметру границы Китая, и, получая сигналы из космоса об обстановке в мире и над океаном, они их передают в систему перехвата. И я не сомневаюсь, что вслед за этой крупной военной программой по-следуют поставки Китаю российских зенитных или антиракетных систем. И речь уже идет не только об С-400 и об С-500, а, быть может, каких-то более современных разработках, которые ведет Россия. Вот это прозвучало сенсационно.
Больше всего англо-саксонский мир боится создания военного блока между Рос-сией и Китаем. Хотя неприсоединение к блокам является действующим принципом отношений двух стран, вопрос создания союза России и КНР настолько взволновал западную общественность, особенно на фоне украинского кризиса, что безусловно потребует дополнительного обсуждения. Так вот, реализация принципа неприсоединения подразумевает невозможность создания союза двух стран и изменения существующих отношений на современном этапе. Иными словами, Россия и Китай должны продолжать придерживаться политики неприсоединения.
Заключать союз нет необходимости, так как существующие отношения стратегического партнерства соответствуют уровню двухсторонних отношений и их возможностей достаточно для ответа на возникающие вызовы и для удовлетворения условий стратегического взаимодействия. Создание союзного блока приведет к появлению большого количества рисков и расходов. Союз ограничивает дипломатическую самостоятельность и свободу обеих стран, а Китай и Россия явно не намерены ставить эти факторы в зависимость от других.
Заключение союза подразумевает, что обе страны будут выступать единым фронтом в военно-политической сфере и в сфере безопасности, а в случае военных действий окажут взаимную военную поддержку. Но ни Китай, ни Россия не готовы безоговорочно платить политической, экономической и военной ценой друг ради друга. А в случае невозможности исполнения взятых обязательств произойдет не только раскол союза - под удар будет по-ставлено и взаимное доверие двух стран.
Мы считаем, что в современных быстроменяющихся условиях отношения стратегического партнерства, существующие между Китаем и Россией, наиболее уместны. Они вобрали в себя исторические уро-ки и опыт, наиболее оптимально соответствуют закону развития отношений обоих стран и их внутриполитическим реалиям. Такой тип отношений поддерживается и властной элитой, и народами КНР и РФ. Все это способствует долгосрочным и стабильным связям между странами.
Отношения стратегического партнерства обладают функциональной эластичностью и имеют широкие возможности развития. Если Россия и Китай столкнутся с важными вопросами на международной арене, такие отношения могут трансформироваться в более тесные - союзнические, без определения взаимных долгосрочных обязательств.
Несмотря на сенсации от российского лидера, которые уже по своему значению сравнивают с мюнхенской речью Владимира Путина в 2014 году, стоит отметить, что «Валдай» собирает людей очень осторожных, тонких, чутких, деликатных. Это политологи с длинным стажем, это профессора университетов, это бывшие дипломаты. Это люди, которые не торопятся высказываться, а если это делают, то их высказывания крайне аккуратны и осторожны. В отличие от тех же заседаний Генеральной ассамблеи ООН, которая более превращается в постановочное реалити-шоу с бывшими шоуменами и комиками на трибуне, позволяющими себе, как Зеленский, блеф-миниатюры с пулями, российский «Валдай» все дни обсуждал проблемы, действительно требующие скорейших разрешений.
Общий интеграл мнений по разным секциям был таков, что мир все больше запутывается, мир теряет контуры, мир теряет оси координат, у мира исчезают правила. Мир хаотизирован. И в этом хаотическом мире больше нет полюсов, больше нет воззрений, нет этики, нет систем сдержек и противовесов. И это чревато бедой. Потому что правительства все равно вынуждены действовать, но, действуя на неопределенность, они эту неопределенность еще больше увеличивают. Вот это первый такой печальный вывод. И этот вывод, по существу, касался всех секций.
К примеру, секция по Ближнему Востоку, в котором только множатся конфликты. Где эти конфликты порождают другие, где та же ситуация неопределенности и огромное количество компонентов (игроков, как говорят политики). У каждого свои интересы, все это складывается во временные сою-зы, комбинации... Все распадается, возникают провокации... И тоже нет выхода, нет интегральной идеи, силы, которая могла бы весь этот хаос усмирить.
Та же самая ситуация с проблемами переселения беженцев. Этнические бомбы, которые были взорваны в Северной Африке, Ливии, Ираке, Сирии, - они породили гигантские выбросы беженцев и в Европу, и в соседние страны. Как с этим быть, неизвестно. Их приход в Европу, например, продолжающийся исход из своих стран, меняет всю европейскую цивилизацию, вносит в нее новые элементы, разрушает стабильные представления о ценностях европейских. Это тоже чревато усложнениями - возможны выбросы: радикальные, националистические, фашистские...
Ощущение, что мир сходит с ума, то есть, куда ни кинь, везде клин. То же можно сказать о технологиях, об искусственном интеллекте, который появляется и который абсолютно запутывает человечество. Интеллект, призванный облегчить человеческое существование, наоборот, приведет к освобождению огромного числа людей, сделает их безработными, он приведет к доминированию одних стран над другими. И вот вся эта история с попыткой общим, коллективным разумом понять и осмыслить реалии современности по существу развивалась на протяжении всех валдайских четырех дней.
Несмотря на остроту всех обсуждаемых вопросов, тема отношений Россия-Китай была важнейшей и при ее рассмотрении западные журналисты ловили каждую мелочь. Во времена холодной войны трехсторонние отношения между Китаем, Россией и США стали опорной точкой формирования системы международных отношений. После ее окончания роль «большого треугольника» в системе международных отношений начала снижаться. Но сегодня романтические иллюзии мира после холодной войны исчезли, вновь уступив место геополитическому мышлению. По мере восстановления Россией своих сил, снижения роли США и подъема Китая формируется новый «большой треугольник», который имеет возможности в очередной раз стать важным организационным фактором формирования системы международных отношений.
Китай и США - самые большие экономики мира, и их отношения приобрели характер соревнования. Исторически сложилось так, что между доминирующей в мире страной и страной, переживающей свой подъем, складываются соперничество. Доминирую-щая держава стремится сохранить свое место в мире и использует все возможные средства в борьбе с возвышающейся страной, претендующей на роль мирового ли-дера. Отношения между такими странами характеризуются антагонизмом, а смена мирового лидера часто сопровождается кровопролитной войной.
Китай пытается сломать этот порядок, выдвинув концепцию внутреннего мирного развития, в которой провозглашается не-приемлемость следования старым правилам формирования великой державы и изменения мирового порядка с помощью насилия и военной силы. КНР желает стать партнером, а не противником США, придерживаться правил честного сотрудничества вместо недобросовестной конкуренции, стремится к развитию взаимовыгодных отношений.
Китай предложил Америке выстроить новый тип отношений между великими державами, предполагающий, что страны не будут вступать во взаимные конфликты, откажутся от антагонизма и будут придерживаться политики взаимоуважения и сотрудничества. Такое понимание отношений уже получило одобрение американской стороны. Правила, принятые в прошлом, не могут эффективно использоваться в настоящем. В отношениях двух ядерных держав применение военной силы и уничтожение противника неприемлемо. Отношения Китая и США не враждебны, и хотя ряд противоречий между странами существует, они не мешают развитию всестороннего политического сотрудничества.
Китай является крупнейшим кредитором США и чрезвычайно важным рынком. Экономический ущерб от возможного конфликта между странами будет настолько серьезным, что им будет сложно изыскать пути для снижения ущерба.
Китай и США могут полностью избежать широкомасштабного противостояния, поскольку имеют эффективные инструменты для контроля и предотвращения кризисов. Китайско-американские отношения играют наиболее важную роль, обе страны несут ответственность за мировую и региональную стабильность и развитие. Вполне вероятно, что в будущем отношения Китая и США включат в себя сотрудничество и конкуренцию, формируя, таким образом, динамическое равновесие. Нет оснований считать, что конфликт между Китаем и США неизбежен.
Китай не приемлет концепцию бицентричного мира или идею совместного с США управления миром. Страна выступает в защиту многополярного мира, придерживаясь принципа центральной роли ООН в международных вопросах, и противостоит идее доминирования одной страны либо группы стран на международной арене.
Можно спрогнозировать, что в будущем трехсторонние отношения Китай-Россия-США примут форму треугольника, в котором все стороны играют самостоятельные роли. В таких отношениях совместные усилия КНР и США по снижению российского положения недопустимы. Аналогичные действия со стороны России и США по отношению к Китаю вряд ли возможны в будущем. В рамках «большого треугольника» появится тип отношений, подобный российско-китайскому сотрудничеству.
Стоит отметить, что отношения между Россией и КНР являются неотъемлемой частью «большого треугольника». Еще во время встречи председателя КНР Си Цзиньпина и российского Президента В. Путина в сентябре 2014 г. китайская сторона выразила желание повысить уровень стратегического партнерства с Россией, соз-давать новые возможности развития с помощью взаимного обмена и оказывать совместное сопротивление внешним вызовам и угрозам. Китайско-российская сплоченность призвана противостоять внешнему давлению и угрозам, сохранить стратегический баланс и международную стабильность, но не подразумевает противостояние США. Китайско-российское стратегическое партнерство по сути своей не наступательное, а оборонительное. С тех пор прошло пять лет, и вот конкретный ре-зультат, который США и западный мир опять проспали.
В сотрудничестве России и Китая нет первостепенных и второстепенных вопросов. Россия и Китай будут равноправными партнерами, не говоря уже о том, что ни Китай, ни Россия не могут занять доминирующую позицию или роль «младшего брата». Развитие Дальнего Востока и Сибири занимает важное место в новой азиатско-тихоокеанской стратегии России. Еще в своем послании от 2012 г. Президент России В. Путин назвал Дальний Восток и Сибирь приоритетными направлениями развития России в XXI веке, указав на их огромный потенциал.
В развитии Дальнего Востока и Сибири важную роль должен сыграть Китай. КНР - самый крупный сосед РФ, протяженность границ между странами в регионе Даль-него Востока составляет 4300 км, природные условия оптимальны. Китай - один из наиболее перспективных рынков, а освоение Сибири и Дальнего Востока требует наличия внешнего рынка для сбыта продукции, которая будет и уже там производится. Важным источником постоянного грузопотока, необходимого для строительства логистических центров и транспортных узлов, является внешняя торговля Китая. Кроме того, для освоения Сибири и Дальнего Востока требуется непрерывный поток инвестиций в больших объемах, но российское правительство не способно обеспечить их. Китай, будучи второй экономикой мира, обладает достаточными средствами, которые можно направить на развитие Дальнего Востока и Сибири. К тому же, освоение Дальнего Востока и Сибири требует значительных трудовых ресурсов, которые КНР в состоянии предоставить в достаточных объемах.
Иван ДОЛГИХ