АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

На водах Беларуси синеокой

Совсем недавно работники морского и речного флота нашей страны отметили свой профессиональный праздник. Этому событию была посвящена публикация и на страницах нашей газеты. Вряд ли всем согражданам известно о том, что в расположенной совсем неподалеку братской Беларуси работники внутреннего водного транспорта отмечают свой профессиональный праздник в тот же день, что и их российские коллеги, т. е. ежегодно в первое воскресенье июля. Значение не только Витебска, но и Беларуси в целом, для великолучан огромно. Кроме близости географической, существует и близость духовная. Преодолев чуть более 150 километров пути и оказавшись хотя и в ближайшем, но уже не российском областном центре, восхищаясь красотой этого города и высоким уровнем общей культуры, присущим абсолютному большинству его жителей, довольно быстро взор останавливается на его главной водной артерии - Западной Двине. Река прекрасно вписывается в городской пейзаж, ее берега уютные и ухоженные даже в тех местах, где не оборудованы набережные, но, на первый взгляд, может показаться не вполне пригодной для судоходства. Однако довольно быстро обращаешь внимание на плавучие и стационарные знаки судоходной обстановки, а чуть поодаль от центрального моста, у плавучего причала пришвартован небольшой пассажирский теплоход. История судоходства по Западной Двине берет свое начало еще с 80-х годов 19 столетия, когда перевозки грузов и пассажиров осуществлялись колесными пароходами. Всего по состоянию на 1895 год паровой флот на этой реке насчитывал 104 судна. Из них 34 были пассажирскими, 16 - товарно-пассажирскими, 2 - товарными, 45 - буксирными, 7 - служебными. Несмотря на сложные условия для судоходства, перевозки грузов и пассажиров уже в дореволюционный период осуществлялись на значительные расстояния - вверх по течению до устья р. Торопа (ныне Тверская область) и вверх до Дисны и Дриссы (ныне Верхнедвинск). В советский период речной флот Белорусской ССР характеризуется динамичным развитием всех структурных подразделений. В годы Великой Отечественной войны речники Витебска осуществляли перевозки для нужд фронта по Западной Двине и Торопе, проявляя мужество и героизм при выполнении возложенных на них задач. Вскоре после Победы над фашистской Германией силами военно-восстановительного отряда была восстановлена инфраструктура пристани Витебск. С марта 1946 года Витебским областным управлением по транспортному освоению малых рек организованы регулярное судоходство и перевозка грузов по водным путям области, начаты строительство и ремонт малотоннажного флота, продолжалось строительство и оснащение причалов и погрузочно-разгрузочных площадок, проведение путевых и береговых работ. С 1 января 1976 года пристань преобразована в порт Витебск, в состав которого впоследствии вошли судоремонтные мастерские. К 1990 году объемы грузоперевозок возросли до 2260 тысяч тонн в навигацию по сравнению с 80 тысячами тонн, перевозимых за тот же период до Великой Отечественной войны. Такой рост обеспечивался за счет строительства судов различного назначения судоремонтными мастерскими: катеров, самоходных рейдовых барж, пассажирских судов типа «Неман», брандвахт, понтонов, обстановочных судов, плавучих мастерских, плавперегружателей, грейферных земснарядов. Более 160 обстановочных судов было построено для бассейнов других рек. Пассажирские перевозки от Велижа до Полоцка осуществлялись пятью теплоходами и двумя скоростными судами на воздушной подушке типа «Зарница». В первой половине 80-х была проведена реконструкция порта, в результате которой образована акватория, построены цех и административно-бытовой корпус, возведено судоподъемное устройство. Многие жители Витебска помнят, как по Западной Двине буксирные теплоходы тянули баржи, называемые верандами, вмещавшими до 400 пассажиров. Люди таким образом добирались до прибрежных деревень, а также до мест загородного отдыха. Многие любили таким образом путешествовать по любимой реке. Что касается девяностых годов минувшего столетия, то сложившаяся в тот период экономическая ситуация на всем постсоветском пространстве не способствовала развитию водного транспорта. Не обошли стороной эти проблемы и речников Беларуси. Однако они достойно выдержали выпавшие на их долю испытания. В частности, работники Витебского порта, невзирая на многочисленные экономические проблемы, сохранили инфраструктуру и материальную базу предприятия. Благодаря этим людям, без всяких преувеличений, речной флот воскрес из небытия. В настоящее время предприятие речного флота «Витебскводтранс» является филиалом Республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия «Днепро-Бугский водный путь». Начало третьего тысячелетия характеризуется не только возрождением отрасли, но и ее модернизацией на всех существующих в Беларуси водных путях. В 2010 году в Витебске, после длительного перерыва, возобновились перевозки пассажиров по Западной Двине. Вначале они осуществлялись только на теплоходе «Витебск», а в 2011 году в городе появился еще и теплоход «Северная столица». Оба теплохода спроектированы гомельским ОАО «Белсудопроект» и построены на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе. Вместимость «Витебска» - 55 пассажиров, а «Северная столица» способна перевезти 85 пассажиров. Размещаться пассажиры могут на кормовой палубе, верхней палубе, в носовой части судна, а также в салоне с мягкими креслами. В салоне каждого из теплоходов имеется буфет. Оба выполняют рейсы продолжительностью около 1 часа, по пятницам, субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни. Посадка производится на причале, расположенном у Парка Победы, теплоход следует до Парка имени Советской Армии, после чего возвращается к месту отправления, где и происходит высадка пассажиров. 3 июля нынешнего года автору довелось отправиться в путешествие на теплоходе «Витебск». Пассажиров на борту гостеприимно встречают капитан теплохода Виктор Викторович Хвастовский и два моториста. Виктор Викторович - ветеран отрасли. Пришел на речной флот в 16-летнем возрасте. Начинал с должностей рядового плавсостава, окончил школу командного состава речного флота в Гомеле, получил рабочий диплом капитана. Этот замечательный человек, влюбленный в свою профессию и отдавший ей 47 лет, является не только гордостью речного флота Беларуси, но и представителем уважаемой династии моряков и речников. Не только капитан, но и остальные члены экипажа, прекрасно относятся к выполнению служебных обязанностей. Оба моториста имеют стаж работы на флоте более 10 лет. На борту - флотский порядок во всем. Ходовая рубка, салон, палубы, служебные и вспомогательные помещения, состояние спасательных средств и судовой документации - все свидетельствует о постоянной заботе экипажа, не просто поддерживающего надлежащий порядок на борту вверенного теплохода, но и реально вкладывающего душу в любимое дело. Да и внешний вид экипажа тоже свидетельствует о флотской дисциплине на борту. При исполнении служебных обязанностей белорусские речники носят форменную одежду со знаками различия, соответствующими должностной категории. Виктор Викторович, посвятивший любимому делу свою жизнь, рассказал немало интересного об истории судоходства по Западной Двине и другим рекам Беларуси, о своем флотском пути и о нынешнем положении дел на водном транспорте, а также о перспективах его развития. Путешествуя по главной водной артерии города, наслаждаешься его неповторимой красотой гораздо сильнее, чем во время сухопутной экскурсии. Для великолучан Витебск - ближайший город, где имеется пассажирский речной транспорт. В период пассажирской навигации, которая здесь продолжается, как правило, с начала мая по октябрь, речники будут рады и гостям из Великих Лук. Кроме прогулочных рейсов на теплоходах «Витебск» и «Северная столица» существует возможность организации корпоративного отдыха. Что же касается стоимости водной прогулки в Витебске, то здесь она ниже, если сравнивать со стоимостью аналогичных прогулок, выполняемых на реках России, по крайней мере, в тех портовых городах, которые приходилось посещать автору. В предыдущие годы, посещая Витебск, доводилось путешествовать на борту «Северной столицы». Теплоход, как и работа его экипажа, также заслуживают наилучших отзывов. Любому взрослому человеку известно, что пассажирские перевозки любым видом транспорта сами по себе не только не являются прибыльными, но еще и требуют финансовой поддержки. Не является исключением и водный транспорт. Однако наличие на водных артериях любого города прогулочных судов неизбежно способствует росту его привлекательности для туристов. И если рассматривать вопрос в комплексе с туристической составляющей, при этом задумываясь о перспективах развития города, но не ставя цель немедленного извлечения прибыли, то развитие речных пассажирских перевозок следует рассматривать всерьез, не откладывая решение вопроса на светлое, но не вполне обозначенное временем будущее. Да и для местных жителей увлекательные водные путешествия в выходные дни - это не только масса положительных эмоций, но и необходимый для грядущей трудовой недели заряд жизненных сил. Беларусь для нас - не только союзное, но и братское государство. Мы с белорусскими братьями идем одним путем, преодолевая примерно одни и те же трудности в вопросах экономического развития. Именно поэтому и проблемы развития такой важной отрасли экономики, как речной транспорт, в России и Беларуси сходны. Глядя на состояние отрасли не только в Витебске, но и в других белорусских городах, можно сделать объективный вывод о том, что власти делают все возможное для возрождения и совершенствования развития водного транспорта, осознавая его серьезную роль в жизнедеятельности государства. К примеру, даже на Западной Двине, которая из всех рек Беларуси является наиболее сложной для судоходства, кроме пассажирских судов, можно периодически наблюдать и перевозки грузов, а также работу судов технического флота, служебно-разъездных и обстановочных судов. На реке проводятся дноуглубительные, дноочистительные и берегоукрепительные работы, осуществляется добыча строительных материалов. Если же вести речь о внутреннем водном транспорте Беларуси в целом, то в период навигации минувшего года перевезено около 2 миллионов тонн грузов и более 100 тысяч пассажиров. И вклад речников Витебска в эти показатели весомый. Что же касается любителей путешествий по водным просторам синеокой Беларуси, то кроме просторов Западной Двины можно получить незабываемые впечатления, путешествуя по Днепру в Могилеве, по Неману и Августовскому каналу в Гродно, по Мухавцу в Бресте, по Пине в Пинске, по Березине в Бобруйске, по Припяти в Турове, по Свислочи в Минске, по Сожу в Гомеле. Кроме речных маршрутов вам предложат увлекательные теплоходные маршруты по Минскому морю, озеру Нарочь, Браславским озерам. Для любителей речных круизов возможны увлекательные маршруты по Припяти, где вот уже несколько лет действует плавучая гостиница «Полесье». А в минувшем году реки Беларуси стал бороздить теплоход «Белая Русь», являющийся первым круизным лайнером, построенным белорусскими корабелами. Что же касается перспектив витебских речных маршрутов, то минувшим летом на теплоходе «Витебск» осуществлен пробный рейс из Витебска в Здравнево, где расположена усадьба известного художника Ильи Репина. Данный маршрут предусматривает прохождение судоходного шлюза Витебской ГЭС вблизи д. Лужесно. Благодаря этому шлюзу, открытому в ноябре позапрошлого года, река удваивает свои судоходные возможности, становясь еще привлекательнее для отечественных и зарубежных туристов. Не возникает сомнений в том, что решение вопроса об открытии нового теплоходного маршрута по существу произойдет в обозримом будущем, и у великолучан появится еще одна возможность интересно провести время на витебской земле.

Рассказывая о речном флоте Беларуси, нельзя не упомянуть о подготовке кадров для отрасли. Специалистов по различным направлениям готовят в двух вузах Минска - государственном техническом университете и государственном транспортном университете, а также в Светлогорском индустриальном колледже и Гомельском профессиональном лицее речного флота. Как и на речном флоте России, среди тех, кто является гордостью отрасли, есть не только мужчины, но и представительницы прекрасной половины человечества. Причем одна из них успешно трудится в должности судового механика. Невзирая на существующие проблемы белорусский флот со временем станет процветающей отраслью экономики. Нет сомнений и в том, что флот гражданского назначения, бороздящий моря, реки и озера под флагом нашей Родины, тоже в своем развитии достигнет подъема до уровня процветания. Ведь рассказывая на страницах нашей газеты об увлекательных туристических маршрутах по водам синеокой Беларуси, хотелось бы в обозримом будущем приглашать белорусских гостей в путешествия по рекам и озерам граничащей с ними Псковщины. А для достижения этой цели не мешало бы возродить пассажирский флот не только на реке Великой и Чудском озере, но также и на Ловати, Себежском озере и других пригодных для судоходства водоемах региона. Задача не из простых, но выполнима. Ну, а флоту России и Беларуси, и людям, связавшим свою жизнь с нелегкой, но мужественной и уважаемой профессией моряка и речника, остается пожелать СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ.

М. Гарбер

Создано: 30.08.2019 13:56

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить