АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Забросила судьба

Только очевидцы тех лет, наверное, в полной мере могут представить, чем были Великие Луки после октября 1917 года. Взвихренная революционными событиями и гражданской войной Русь заставила сняться с родных, обжитых «гнезд» громадные массы людей. Люди искали возможности переждать в относительно тихом уголке ужасы братоубийственной схватки, и было лишь немного мест, где власть «белых» и «красных» не менялась с поразительной быстротой. Одно из них - город на Ловати. Сюда, в частности, в поисках пропитания и безопасности приехали художники С. Н. Ганкевич и Г. А. Новиков, вдова управляющего Саратовской губернской казенной палаты Варвара Михайловна Лаппа, а потом и ее дочь Татьяна - жена Михаила Афанасьевича Булгакова, будущего творца «Мастера и Маргариты».

Забросила сюда судьба актера Федора Николаевича Курихина (1882-1951 гг). Позади у него остались роли простаков в спектаклях театров Петербурга, а пять лет спустя он стал одним из организаторов и ведущим актером Московского театра Сатиры (1924 год). А в 1919-м он играл на сцене созданного в Великих Луках театра. Вместе с другим известным петербургским артистом - Андреем Павловичем Петровским (1869-1933 гг). Сейчас, разумеется, трудно назвать все спектакли, в которых сыграли Курихин и Петровский. Скорее всего, это «Лес» А. Островского, «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера...

Вероятно, с такими партнерами несколько проигрывал в глазах зрителей другой участник спектаклей - Константин Сергеевич Елисеев (1890-1968 гг.).

Уже стариком последний писал: «В начале 1919 года судьба забросила меня в Великие Луки, захолустный городок, где я работал в местном Доме просвещения имени В. И. Ленина в качестве художника и актера». Несколько уточним, если следовать воспоминаниям жены Елисеева, Магдалины Николаевны, то он приехал в город на Ловати как учитель рисования и черчения в здешнее реальное училище. Квалификация позволяла: кандидат в педагоги был способным карикатуристом (сотрудничал с «Петербургским журналом») и являлся художником-декоратором Литейного театра. Однако уже первые уроки показали: учительство - не его хлеб. Тут Елисеева выручил случай: в Великих Луках он посетил спектакль оперной группы Милославского. Спектакли шли без декораций, но посещали их охотно. Константин Степанович предложил спектакли художественно оформить, на что и получил согласие. Елисеев создал декорации к «Царской невесте» Римского-Корсакова.

Премьера этой оперы прошла успешно, тогда, при поддержке местных властей, было решено создать в Луках городской драматический театр.

Организационные хлопоты пали на плечи Дмитрия Арсеньевича Яркина - режиссера и артиста Советской труппы Великолукского отдела народного образования и заведующего кинотеатральной секцией. Начался ремонт сцены и зала Дома просвещения имени Ленина. В состав труппы вошли приезжие артисты (возможно, и упомянутые выше Курихин и Петровский, а также Лачинов, Строев), оперная группа Милославского (6-7 человек), местные любители (судя по воспоминаниям, учительница Троицкая была талантливой актрисой). Возможно, великолучанами являлись Мария Ивановна Тигунова (Тягунова), Фаня Возницкая, Гарбузова, Толстоухов, Хлебников, Тимофеев, Унгерн, Михаил Зубов.

Д. А. Яркин вспоминал в феврале 1968 года:

- Первый спектакль я поставил по пьесе Октава Мирбо «Плохие вожаки» или «Дурные пастыри». В этом спектакле было занято несколько профессиональных актеров, приехавших вместе со мной на работу, а в основном участвовали великолукские артисты-любители. Спектакль зрители приняли хорошо. Несколько позднее открылся сезон с профессиональными артистами.

Сезон (29 марта 1919 года на сцене Дома просвещения (бывший кинотеатр «Рекорд») открылся пьесой М. Горького «На дне» в постановке режиссера Н. И. Истомина. Декорации к спектаклю написал

К. С. Елисеев. Художником-гримером был великолукский учитель Авдеев. В составе молодежи нашей труппы работали художниками-оформителями и выходными актерами впоследствии знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и художник Всеволод Сулимо-Самуйло.

Спектакли ставились для красноармейцев, школьников. С концертными программами наши артисты выступали в госпиталях и частях Красной Армии, перед уходящими на фронт солдатами. Перед каждым спектаклем выступали политинформаторы, докладчики и среди них будущий писатель Н. Брыкин, опубликовавший в 1964 году повесть о жизни Великих Лук «Кривые Луки».

Ставили и играли творения самых разных авторов. Елисеев полюбил роли характерные (например, Вурм в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера).

В конце 19-го года к артистам присоединились члены театрального кружка из 18-го военного строительства при Политотделе 15-й армии, лидером которой был молодой Сергей Эйзенштейн.

В середине декабря 1919 года труппа театра Дома просвещения состояла из 17 человек: режиссер К. П. Ларин, Д. А. Яркин, Н. И. Истомин, Ф. Ф. Барвинский, М. С. Зубов, А. А. Кайданов, К. С. Елисеев, В. П. Лачинов, П. М. Арнольди, А. Н. Оленина, Н. А. Белозерская, Е. И. Казакова, М. И. Тягунова, Е. В. Багенская, А. А. Спесивцева, А. Н. Тонина, Е. П. Ясновская.

Видимо, в ту пору вне штата оказались А. К. Унгерн, О. К. Троицкая, Ф. Л. Гарбузова, Ф. Ф. Возницкая, Н. П. Копейщиков, В. П. Толстоухов, Н. Н. Фыгина.

Театральная жизнь в Луках кипела. Правда, после 25 мая 1920 года уже без Эйзенштейна

и Елисеева (последний занял должность режиссера-эмиссара фронтовой труппы политотдела 15-й армии). Однако много позднее знаменитый карикатурист журнала «Крокодил» К. С. Елисеев вспоминал «свою жизнь в Великих Луках с удовольствием, с большой теплотой и любовью».

Станислав Петров,

кандидат исторических наук

Создано: 22.08.2019 14:32

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить