А за арендатора ответишь Торговые центры будут штрафовать за обвес
В законодательстве скоро могут появиться определения «торговый центр» и «торговый комплекс». А управляющие компании торговых центров будут платить штрафы, если владельцы магазинов, которые арендуют там площади, обманывают покупателей и не обеспечивают их безопасность.
Законопроект об этом внесен в Госдуму. Авторы законодательной инициативы - председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко и группа депутатов Госдумы.
Закон о торговле, говорится в пояснительной записке, не содержит определений крупных торговых объектов, таких как «торговый комплекс», «торговый центр», никак не регулирует права и обязанности управляющих компаний. Поэтому они просто предоставляют площади, не несут ответственности перед покупателями за действия своих арендаторов. После получения денег их, как правило, не интересует, как и что продают людям.
В случае покупки некачественного товара потребителю зачастую не на кого подать в суд, отмечают в Объединении потребителей России. Ведь фирмы, торгующие, например, фальсификатом, уже на следующий день меняют вывеску, а порой и профиль магазина. Или попросту растворяются в пространстве. А с управляющей компании взятки гладки. Как справедливо заметил в разговоре с обозревателями «Российской газеты» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, если у управляющих компаний нет ответственности, то и законодательство о защите прав потребителей на них не распространяется. И этот правовой пробел давно пора устранить.
«В принципе сейчас надзорные органы проверяют и арендаторов, и управляющие компании, но нет общих правил ответственности. А на правовом поле очень важно, чтобы были четкие юридические трактовки. Тогда можно предъявлять и требования, и спрашивать за нарушения», - отметил член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Авторы законопроекта предлагают ввести штрафы для управляющих компаний: на должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей, на юрлиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
Купив некачественный товар в торговом центре у арендатора, человеку бывает не на кого подать в суд.
Впрочем, не все эксперты видят здесь большую проблему. Например, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Комиссарова считает, что сегодня в торговле сильно развита конкуренция, поэтому в наглую обманывать - себе дороже. Просто перестанут покупать. «Проблема с обвесами и некачественными товарами актуальна для малых городов, куда не пришли крупные сетевые компании, - поясняет Комиссарова. - А в больших городах в торговых центрах арендуют площади известные фирмы. У них единый высокий стандарт торговли. И откровенного брака там точно нет».
Эксперт обращает внимание на новый формат торговли - футкорты. «Это некий симбиоз рынка и общепита. Пусть на него лучше обратят внимание, насколько там соблюдают нормы о защите прав потребителей», - предлагает Комиссарова.
Ольга Игнатова
«Российская газета»
Создано: 06.08.2019 14:15