«Я душу вкладываю в слово»
Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с достаточно широким кругом людей, одни постоянно соседствуют с нами, кто-то «проходит транзитом», и только немногие из них запоминаются навсегда.
Я уже не первый раз берусь написать о людях нашего города, что-то не дает пройти мимо, останавливает, заставляет прислушаться, по-копаться в тайниках души, и, скажу вам честно, какой мир открывается, да тут уж поистине - ни в сказке сказать, ни пером описать!
Что же заставило меня на этот раз отложить все дела и взяться за письмо? Так уж случилось, что круг моего общения составляют творческие люди, неординарные.
Безусловно, я и раньше знала, что Анатолий Федорович Иванов - актер Великолукского драматического театра, заслуженный артист РСФСР.
Не раз видела его на сцене, организовывала встречи с ним для школьников, публики постарше, читала его книги, на-звание одной из них чего только стоит - «Не спи, душа». Анатолий Федорович из тех людей, кто охотно идет на контакт, открыт, прямолинеен и откровенен.
На еще одну встречу для широкого круга людской аудитории меня сподвигло несколько причин: Год театра, 100-летие Великолукского драмтеатра и то, как безжалостно быстротечна жизнь, уходят люди, которых, казалось бы, только открыл для себя, строил творческие планы с ними на будущее, а он ушел туда, откуда не возвращаются.
Итак, встреча с А. Ф. Ивановым - артистом, поэтом, автором и исполнителем песен - «Я душу вкладываю в слово». Это правда! И ду-шу вкладывает Анатолий Иванов в свои стихи, сказки, песни, а еще - смысл, юмор, мудрость. Его поэзия проникает в сознание и остается, легко запоминающийся текст несет в себе огромный мир с радостью, тихой грустью, щемящей тоской и верой в лучшее. Ты понимаешь, что человек, написавший такое, - неравнодушный, подмечающий все наши сложные моменты современности. Потому и люди к нему тянутся. Это же надо - в летний, мертвый сезон для
публичных мероприятий пришли зрители, оставив все дела, плохое самочувствие, дачные будни с огородами и цветами. Некоторые даже с работы специально отпросились.
Объявляя свободный вход для посещения мероприятия никогда не знаешь, сколько человек придет. И вот такой подарок!
Честно говоря, мне всегда жалко людей, которых на встречи загоняют используя административный ресурс, а еще жаль тех, кто перед этой скучающей, сидящей в своих смартфонах публикой пытается что-то рассказывать. Эта показушность присутствия - мыльный пузырь, скрывающий истину, в общем, как и распределении званий и наград. Кто-то с претензией на гениальность и умением при любых обстоятельствах ладить с «нужными» людьми имеет их в неограниченном количестве, но это вовсе не означает…, да, ровным счетом ничего не значит, кроме как потешить свое самолюбие и утвердиться в самолюбовании среди себе подобных.
Анатолий Иванов, к примеру, не состоит в Союзе писателей, но это не мешает ему быть любимым и уважаемым. Он близок и понятен людям, в нем душа нараспашку, нет камня за пазухой, а есть ум, честь и совесть. Он не из тех, кто будет перекраивать свою душу «сегодня эдак, завтра так». В нем нет фальши, он настоящий. Это чувствует зритель. А зрительская любовь - показание успешности как лакмусовая бумажка - индикатор качества.
К слову сказать, книги Иванова разошлись как горячие пирожки. Некоторые чуть не плакали, кому сборник Анатолия Федоровича не достался.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать из книги А. Иванова:
Душу вкладываю в слово,
И поет душа моя,
Звонче тенора любого
И любого соловья.
Подкрепляю рифмой строчки,
Оживляю мыслью стих.
Проливаю на листочки
Капли горестей моих.
Родился Анатолий Федорович в деревне Старое Сташино Кашинского района Калининской области. Так случилось, что родным домом для него стал не родительский, а детский дом. С 7 лет он был воспитанником Кашинского детского дома № 1.
И хотя во всех статьях, что я читала о А. Ф. Иванове, а также в стихах он детство свое называет счастливой порой, на встрече признался, что не все было так радужно, все-таки детский дом - это не санаторий. Детдом - суровая школа, где и учились, и работали: убирали, ремонтировали, красили, по кухне дежурили, летом сено заготавливали - все делали сами. Воспитатели были строгие, наказывали, могли и ремешком отходить, правда, по справедливости.
В детдоме Анатолий увлекся самодеятельностью, умел играть на всех инструментах. Тут ребята и пели, и танцевали, занимались спортом. Закончив
7 классов на «отлично», с одной «четверкой», как лучший ученик Толя Иванов и Вера Кудрявцева были отправлены от Калининской области на слет воспитанников детских домов в Москву. Это было яркое, запомнившееся на всю жизнь событие. Еще бы - попасть в столицу, быть участником слета, обедать в кремлевской столовой!
Закончив 10 классов, у Анатолия был выбор, куда пойти учиться, предлагали поехать в Калининский музыкальный колледж, но ему захотелось связать свою жизнь с настоящей мужской профессией - управлять тепловозом. По-
ехал учиться на помощника машиниста в техническое железнодорожное училище в город Бологое, да вот незадача, когда приехал, набор по этой специальности уже закончился. Тогда он выучился на дежурного по станции. Решил: будет учиться для того, чтобы не пускать под откос поезда.
После учебы по распределению уехал работать на станцию Кошта Октябрьской железной дороги. Ответственность большая для 18-летнего паренька, но справлялся. Потом армия, управление надеялось, что после службы он к ним вернется, станет железнодорожником, предлагали послать по направлению на учебу в железнодорожный институт, правда, туда он больше не поехал.
Служил три года в морской авиации в Балтийске под Калининградом. Стал отличником боевой и политической подготовки, здесь его тоже оставляли предлагая учебу и карьеру военного. Анатолий Федорович, взвесив все «за» и «против» армейской службы, решил, что четкое выполнение приказов - не для него. Захотелось более свободной, творческой профессии.
Предпринял попытку поступить в Калининский педагогический институт на спортивный факультет.
Все экзамены сдал на «хорошо» и «отлично», написал лучшее сочинение из ста восьми человек не сделав ни одной орфографической ошибки, оказался слаб в пунктуации - не поставил знаки препинания. Получил двойку. С институтом пришлось повременить. Год поработал в школе в поселке под Тверью, преподавал физкультуру ребятам начальных классов. А в 22 года приехал в Москву - где наша не пропадала! Опереться ему там было не на кого - ни родственников, ни знакомых в столице. Ах, молодость! Она дает полную уверенность, что тебе все по плечу.
Анатолий Иванов уже тогда В. Маяковского наизусть читал и С. Есенина декламировал, в самодеятельности занимался - готовый артист!
Поставив себе цель покорить театральные вершины, молодой человек сразу решил поступать в несколько престижных учебных заведений: в ГИТИС, МХАТ, Щукинское училище, а поступил в Московское училище культуры (станция Левобережная) на театрально-режиссерское отделение. «Ничего», - сказал себе, - это временно. Через год поступлю в театральный институт».
Сколько лет прошло, а Анатолий Федорович ни разу не пожалел о выборе учебного заведения. Педагоги училища - настоящие профессионалы, с высокой Ленинградской школой культуры. Многие одновременно преподавали в престижных вузах Москвы, в том же ГИТИСе.
Учеба нешуточно увлекла, и Иванов забыл про былые намерения куда-либо уходить учиться. Студенческая жизнь закружилась, завертелась: в группе было 5 ребят и 20 девчонок. Бегали на громкие спектакли, в театр на Таганке, на Владимира Высоцкого - кумира молодежи. В общем, в 1969 году А.Ф. Иванов окончил училище и, получив диплом режиссера самодеятельности, уехал работать в Краснодарский край. Ставит спектакли, выступает с инструментальным оркестром. В личной жизни наметились перемены: встретил свою любовь - одну на всю жизнь, появилась семья, родилась дочь. А между тем Анатолий Федорович, имея огромное желание играть на сцене, пишет письма в театры. Так, сначала оказался в Борисоглебском театре Воронежской области. Это был 1971 год. И с той самой поры герой моего повествования уже не расстается с актерской профессией. Мечта нашла свое воплощение, и успех не заставил себя долго ждать. Репетиции, спектакли, зрители, новые образы…
Через два года судьба забросила А. Ива-нова на север Свердловской области - в город Серов, потом была работа в Черкесске в русской труппе областного театра драмы. Этот период жизни актера запомнился яркой природой Карачаево-Черкессии, знакомством с национальной культурой гордого кавказского народа и тоской по малой родине. Его душа просит русских полей с невероятным простором, лесов с березками, ягодами да грибами. Анатолий Федорович вновь пишет письма в театры, расположенные поближе к Калининской области, и получает приглашение от главного режиссера Великолукского драматического театра Г.В. Цветкова.
С весны 1978 года А.Ф. Иванов верой и правдой служит в нашем театре, полюбил небольшой город Великие Луки, посвящает ему песни и стихи.
Жизнь в театре закрутилась:
Роли, роли, сто ролей.
Здесь страдалось и любилось
И справляли юбилей.
Вырастали дети, внуки.
Жизнь на месте не стоит.
Городок «Великий» Луки
Стал мне городом своим.
Через девять лет работы в театре на великолукской земле Анатолию Федоровичу было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
Стихи будущий артист начал писать еще в юности, когда работал дежурным по станции. Он вспоминает: «Небольшой полустанок, слева болото, справа болото, посередине железнодорожное полотно, несколько домишек и… тоска неимоверная. Тогда и появились первые стихи».
Поэтическим словом Анатолий Иванов отзывается на все события, происходящие в стране и в мире, будь то война, политическая демагогия, далекая от народа, бесконечные телевизионные шоу, подменяющие настоящее искусство, и как следствие того - упадок культуры, подмена вечных ценностей.
Вот его строки:
Мир разлагается упрямо,
Не в моде совесть и мораль.
* * *
Неладно что-то со страною,
Где убивают просто так.
* * *
Мы на Бога уповаем,
Черту душу продаем,
И себя мы убиваем,
И других нещадно бьем.
Унижаем, возвышаем,
Честь теряя, совесть, стыд.
Думая, что жизнь большая,
А Всевышний все простит.
А вот и объяснение, для чего он пишет:
Я пел то радостно, то грустно,
Как сердце позволяло петь,
И незатейливым искусством
Хотел кого-нибудь согреть.
Кроме стихов и песен в творчестве Иванова есть сказки, в них - поучительность, юмор, мудрость автора:
Я про ум не говорю…
Умным надо быть царю.
Умным должен быть начальник,
А народ - народ, как «чайник».
Пар пускает да свистит,
Ну а чаще просто спит…
* * *
Кто-то пашет, кто поет,
Всяк по-всякому живет.
Этот вечер стал еще и откровением, где артист признался, что самым неожиданным и запоминающимся подарком для него был букет, состоящий из 43-х роз, подаренный поклонницей после спектакля «Отель двух миров».
Семья для А.Ф. Иванова - это надежность, опора и тыл.
Анатолий Федорович считает, что изменить человека к лучшему может добро, а вот стыдно ему бывает за невероятно низкие зарплаты актерам в провинциальных театрах.
Все, кто пришел на встречу, с удовольствием соприкоснулись с особой стороной в творчестве артиста - авторской песней. Ведь гость программы еще и талантливый исполнитель песен под гитару. Прозвучали «Великие Луки», «Западная Двина», «Родина», «Ка-шин», «Судьба! Актерская судьба!», «Любовь».
Татьяна Военкова - солистка группы «Хорошие девчата» преподнесла в подарок Анатолию Федоровичу песню «Судьба-гадалка».
Сам артист рассказал о случае из театральной жизни, а я, в свою очередь, исполнила «Аристократку» М. Зощенко - рассказ на все времена, кстати, действие его происходит как раз в театре.
Встреча получилась доброй, душевной и запоминающейся.
Да, непросто это быть артистом, жить на сцене, вживаться в образы, заставлять человека смеяться и плакать, радоваться и грустить, проникая в
глубины человеческой души. Какая достойная уважения миссия, согласитесь: влиять искусством на умы и сердца, делая мир лучше, добрее, прекраснее.
Браво артисту, поэту, человеку, от-дающему себя людям!
Браво артисту!
Браво!
Зал прокричал.
На бис!
Вот она - сладость славы!
Что ж не выходит артист?
Пел - на разрыв аорты!
Пел - наизнанку весь...
Боже!
Как пел!
И ноты
Брал, словно звезды с небес!
Тонко, волшебно, больно!
Так, чтоб душой реветь...
С искреннею любовью...
Так невозможно петь!
Где же он?
Мастер!
Гений!
Аплодисментов град...
А у него колени
Так, что не встать, болят.
Там, за кулисой, тенью
Сгорбившись над скамьей,
Плачет тихонько гений,
выжатый и больной. (Николай Цвар)
Хочется пожелать Анатолию Федоровичу крепкого здоровья, творческих успехов в поэзии и на сцене.
Светлана ЧЕРНЫШЕВА
Создано: 12.07.2019 09:48