АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Присягнувшие на верность флоту. 7 июля - День работников морского и речного флота

39 лет назад Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден профессиональный праздник - День работников морского и речного флота. С тех пор ежегодно в первое воскресенье июля принято чествовать тех, кто посвятил свою жизнь тяжелой, но интересной, престижной и уважаемой профессии моряка и речника. И хотя Великие Луки в своей новейшей истории портовым городом не являются, и даже о речном судоходстве по Ловати здесь вспоминают все реже, роль города и его жителей в становлении и обеспечении жизнедеятельности не только военно-морского флота, но также и водного транспорта гражданского назначения трудно переоценить. В различные исторические периоды тысячи великолучан, окончив профильные учебные заведения, посвятили свою жизнь работе на судах морского и речного флота, в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в учреждениях и организациях водного транспорта. 

И если о героизме военных моряков написаны сотни книг, сняты десятки документальных и художественных фильмов, то заслуги гражданских моряков и речников освещены гораздо скромнее. А ведь в годы Великой Отечественной на счету гражданских тружеников флота были тысячи подвигов, соизмеримых с героизмом бойцов, шедших в атаку на врага. Невзирая на регулярные артиллерийские обстрелы и налеты вражеской авиации волжские речники бесперебойно осуществляли перевозку войск и грузов в пылающий Сталинград, а речники Ладоги обеспечивали функционирование дороги жизни. Работники речной пристани Осташков в начале Великой Отечественной не только обеспечили эвакуацию народнохозяйственных грузов водным путем, но еще и активно участвовали в обороне своего города. Без всяких преувеличений благодаря мужеству этих людей гитлеровцам так и не удалось оккупировать Осташков. Некоторые из них отдали свои жизни на водных рубежах Селигера. В навигацию 1942 года капитан буксира «Луначарский» Алексей Сергеевич Хоробрых, будучи смертельно раненым во время обстрела, продолжал командовать экипажем, осуществляя буксировку баржи с заводским оборудованием и лишь за секунды до смерти передал штурвал другому члену экипажа. Тогда же капитан парохода «Максим Горький» Иван Маркович Марков, выполняя рейс под огнем противника, продолжал управлять судном даже после того, как во время боя у него была оторвана кисть руки. Он выполнил задачу ценой своей жизни. На речном вокзале Осташкова установлена мемориальная доска в честь погибших речников, в этом же городе возле пристани «Чайкин берег» заложена аллея памяти речников. Именами геройски павших капитанов названы современные пассажирские теплоходы, которые выполняют рейсы по озеру Селигер. В годы военного лихолетья более 13 тысяч работников морского и речного флота были удостоены высоких боевых наград, 35 из них стали Героями Советского Союза.
В мирное время труженики морского и речного флота внесли и продолжают вносить немалый вклад в развитие экономики страны. На необъятных просторах Родины есть немало мест, где перевозка грузов и пассажиров осуществляется только водным транспортом. Учреждения профессионального образования всех уровней, специализирующиеся на подготовке работников морского и речного флота, расположены во многих, преимущественно портовых, городах. Общепризнанным фактом является и то, что российское морское образование является лучшим в мире. Многие выпускники высших и средних специальных учебных заведений востребованы не только в российских, но также и в иностранных судоходных компаниях.
На территории Псковской области в настоящее время протяженность внутренних судоходных водных путей составляет 530 километров. Водный транспорт региона в течение двух последних десятилетий переживает не лучшие времена. К сожалению, Псковский речной порт с 2005 года не функционирует. Однако с 2002 года в Гдовском районе действует международный речной (озерный) порт Сторожинец, открытие которого свидетельствует о том, что регулярное водное сообщение между Россией и Эстонией вновь станет реальностью. В.А.Зиновьев (слева) во время учебы в школе юнг.
Комплекс мер по обеспечению развития данной отрасли в регионе разработан и постепенно воплощается в жизнь. Ведь речной флот на территории современной Псковской области еще с первой половины 19 столетия имел огромное значение в жизнедеятельности региона. Понеся серьезные потери
в годы Великой Отечественной пристань 1 разряда Псков (предшественница Псковского порта), силами военно-восстановительного отряда, действовавшего с сентября 1944 по июнь 1945 гг., была не только восстановлена из руин и пепла, но в кратчайший период стала процветающим предприятием и предметом гордости жителей города и области. Большое количество единиц флота различного назначения, множество маршрутов по внутренним путям как Псковщины, так и соседней Эстонии, перевозки огромного количества грузов и пассажиров, добыча строительных материалов - вот далеко не полный перечень заслуг речников области.
В настоящее время перевозки пассажиров осуществляются по реке Великой в черте города Пскова, действует озерный маршрут до Талабских островов, а также паромная переправа в Печорском районе. К сожалению, давно ушли в историю теплоходные рейсы, выполнявшиеся двумя пассажирскими судами по озеру в Себеже.
Если же говорить о транспортном значении Ловати, то в минувшем столетии были эпизоды, когда и по ней осуществлялось судоходство. Среди великолучан старшего поколения есть те, кто помнит перевозки народнохозяйственных грузов
в 50-е годы на несамоходной барже, буксируемой малым речным буксиром от Великих Лук до д. Черпеса, а также маленькое пассажирское судно «Александр Матросов», которое в 60-е годы минувшего столетия выполняло рейсы по маршруту Холм - Великие Луки. И не исключено, что многие городские мальчишки, наблюдая за этими эпизодами в жизни города, мечтали о капитанском мостике на более крупных судах, а когда выросли, то воплотили детские мечты в реальность.

Судно «А. Матросов» в Великих Луках (1960 -е годы)
Отдавая дань уважения великолучанам, посвятившим лучшие годы своей жизни профессии моряка и речника, в первую очередь следует вспомнить о Викторе Алексеевиче Зиновьеве. Вклад этого замечательного человека, начавшего свой путь курсантом школы юнг, впоследствии окончившего мореходное училище и судоводительский факультет института рыбной промышленности, прошедшего все ступени профессионального роста и ставшего капитаном дальнего плавания, в развитие отрасли огромен. Удостоенный высокой правительственной награды за участие в уникальной операции по спасению человеческих жизней, множества других наград, Виктор Алексеевич и сегодня является замечательным примером не только любви к родному городу, но и активного участия в его жизни, включая реальный вклад в поддержание нормального со-стояния реки Ловать. Проводя ежегодную очистку ее русла
с применением специального плавсредства - водной косилки, принимая участие в других мероприятиях, направленных на поддержание экологической составляющей важнейшей водной артерии города, Виктор Алексеевич делает все зависящее от него, чтобы река не только продолжала оставаться украшением города, но и обрела достойную роль в процессах экономического развития. Возглавляя отделение ВОСВОД, он вносит немалый вклад в работу по профилактике происшествий на водных объектах. 26 декабря минувшего года ему были вручены медаль МЧС РФ «Дружба во имя спасения» и медаль ВОСВОД «За долголетнюю безупречную службу». А еще у Виктора Алексеевича огромный опыт дноуглубительных и дноочистительных работ, а также добычи строительных материалов при помощи судов технического флота, то есть земснарядов. В 80-е годы минувшего столетия ему довелось руководить проведением данных работ на Ловати. Земснаряд прошел пятикилометровый участок реки, на протяжении которого осуществлял углубление дна и добычу строительного песка.

И этот земснаряд - далеко не единственный из тех, которые Виктору Алексеевичу тогда довелось восстановить и в дальнейшем использовать по назначению для нужд народного хозяйства. Автор полностью поддерживает точку зрения В.А. Зиновьева о возможности возобновления работы внутреннего водного транспорта не только на реке Ловать, но и на других водоемах Великолукского района.
Если вести речь об экономической составляющей, то здесь первоочередную роль должна играть добыча не только строительного песка, но и сапропеля, то есть многовековых донных отложений пресноводных водоемов, сформировавшихся из отмершей донной растительности, остатков живых организмов, планктона, перегноя, содержащий большое количество органических веществ. Его значение в земледелии, животноводстве и медицине настолько велико, что организация добычи неизбежно будет способствовать росту экономических показателей не только города, но и сопредельных муниципальных образований. Некоторые озера Великолукского района вполне пригодны для того, чтобы была организована добыча сапропеля. Для того чтобы этот процесс был организован надлежащим образом, по мнению Виктора Алексеевича, помимо приобретения земснарядов необходимо оборудовать береговые отстойники, предотвращающие размывы берегов. Не покидает надежда, что к мнению профессионала высочайшего уровня и человека не на словах, а на деле не безразличного к судьбе родного города и российского флота, а таковым Виктор Алексеевич является всю свою сознательную жизнь, прислушаются те, кто наделен полномочиями решения вопроса по существу.
Люди, посвятившие себя флоту, по праву пользуются уважением и любовью сограждан. Они, как правило, немногословны, когда разговор касается тягот и лишений, связанных с непростой флотской жизнью, и не склонны жаловаться на трудности, которые являются постоянным спутником профессии моряка и речника.

И абсолютно все те, кто связал свою жизнь с флотской стезей, влюблены в свое дело. Это понятно с первых секунд общения с каждым из них. Видимо, трудиться на флоте, не будучи в него влюбленным, просто невозможно. И эта любовь к профессии объединяет всех - начиная от матроса речного буксира, заканчивая капитаном океанского лайнера.
Установленный на набережной Александра Матросова па-мятный знак является данью уважения к великолучанам,не только проходившим и проходящим службу на военно-морском флоте, но также и связавшим свою жизнь с водным транспортом гражданского на-значения.
Фарватер Ловати за несколько последних десятилетий претерпел сильные изменения, и сегодня можно лишь гипотетически представить ее судоходной артерией. Для того чтобы это произошло, без комплекса дноуглубительных, дноочистительных и берегоукрепительных работ не обойтись. И все же взятый курс на постепенное возрождение внутреннего водного транспорта дает основания полагать, что через определенный отрезок времени жители Великих Лук на своей реке увидят знаки судоходной обстановки, а затем и небольшие речные суда, отнесенные к 1 группе (т.е. оснащенные двигателем мощностью от 150 лошадиных сил) либо внегрупповые (т.е. оснащенные двигателем мощностью от 75 до 150 лошадиных сил), скорее всего - прогулочного, учебного и служебно-вспомогательного назначения, а также отнесенные к техническому флоту. Все перечисленные суда должны быть отнесены к классу «Л», т.е. их выход в рейс возможен при высоте волн не более 0,6 метра. Наличие небольших прогулочных судов - это не только возможность подарить радостные мгновения великолучанам и гостям города, но еще и серьезный фактор, влияющий на притягательность города для туристов.
В настоящее время во многих городах России после длительного перерыва прогулочные рейсы судов возобновлены. Имеются примеры организации водных прогулок даже по рекам, ранее не являвшимся судоходными. В данном случае задействованы преимущественно маломерные суда, поднадзорные не речному регистру, а ГИМС.
Когда это произойдет в Великих Луках и на каком участке реки - время покажет. Конечно, в силу объективных факторов нельзя прогнозировать открытие в Великих Луках речного порта, но наличие собственной речной пристани с необходимым количеством единиц флота, береговой инфраструктурой и рабочими местами - это вполне реально. А мальчишки города вновь с восторгом будут наблюдать за этими реалиями жизни и мечтать о капитанском мостике.

И в историю Великих Лук будут вписаны новые имена тех, кем гордится город, страна и флот.
В канун профессионального праздника остается пожелать крепкого здоровья, удачи и мирного неба тем, кто присягнул морскому и речному флоту.

 




Марк ГАРБЕР

Создано: 08.07.2019 08:59

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить