ХVІІІ научно-практическая конференция в Новосокольниках: «Духовно-нравственное воспитание. Традиции. Проблемы. Опыт»
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждение в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств.
В.А. Сухомлинский
Ключевая проблема образования
Ежегодная майская научно-практическая конференция в средней школе города Новосокольники с традиционным названием «Духовно-нравственное воспитание: Традиции. Проблемы. Опыт» - всегда большая радость! Теплая, сердечная атмосфера любви и сотрудничества поистине творит чудеса!
Эта удивительная конференция, наиполезнейшая и вдохновляющая, из школьной, районной, межрайонной пять лет назад выросла в епархиальную, объединив педагогов и священнослужителей в работе над решением задач духовно-нравственного воспитания - ключевой проблемы современного образования, наиважнейшего фактора развития страны. По словам Президента РФ В.В. Путина, оно определяется не одними экономическими успехами, но «не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации».
На конференциях в Новосокольниках открылось столько талантов! Коллеги говорят, что в школе, где каждый чувствует сердцем любовь и искреннее соучастие, ощущают неземную гармонию и даже… «благорастворение воздухов»!
Под покровом Святителя Николая
Мы очень обрадовались, узнав, что благодаря доброй инициативе отца Иоанна Ильницкого, настоятеля храма Святителя Николая, благочинного Великолукского церковного округа, совсем скоро состоится торжественное открытие и освящение памятника одному из самых всенародно любимых святых - Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу. Памятник будет установлен в чудесном благоукрашенном месте, прямо напротив школы. Учителя рассказывали, что новосокольничане с почтением называют среднюю школу на улице Тихмянова «Свето-Никольской»! Конечно, она несет в мир свет и знания и, как сам город, находится под покровом Святителя Николая.
Все в этой дорогой нам школе радует глаз и сердце. Она выглядит новой, современной, очень уютной. Всякий раз приходит мысль: счастливчики школьники и учителя, кто учится и трудится под руководством талантливого и самоотверженного директора-подвижницы Светланы Анатольевны Кубло, ее замечательных заместителей и сплоченного коллектива соратников-педагогов - творческих и очень трудолюбивых.
«Все начинается с любви!»
Здесь все начинается, как сказал бы Булат Окуджава, с «любви прекрасных моментов», с умения и желания сделать приятное, порадовать детей, коллег, гостей. Нас от самого порога пленил дивный аромат первозданных ландышей (они 17 лет назад стали символом первой научно-практической конференции!). Везде - милые ландыши, «симфония весеннего леса», - в маленьких вазочках и высоких прозрачных стеклянных бокалах на высоких ножках.
Эффектно и необычно! Радушно встречали гостеприимные хозяева делегации священнослужителей и педагогов из Великолукского, Красногородского, Новосокольнического районов, городов: Великие Луки, Пыталово, Себеж, Пустошка. Организованно прошла регистрация участников конференции. Каждый получил памятный подарок в красивом конверте: изданную в Новосокольнической типографии книжечку по итогам прошлогодней ХVІІ конференции, симпатичный блокнотик, Программу и ручку. Все говорит о высокой культуре!
Теплое общение и знакомство с гостями началось с традиционного кофе-чая с аппетитными, тающими во рту чудо-булочками - такими же вкусными, как и красивыми внешне. Ранним утром, чтобы порадовать желанных гостей, их испекли искусные повара школьной столовой.
Открытые занятия
ХVІІІ конференция учителей в этом году началась с открытых занятий. Очень трудно было выбрать урок по душе! Каждому из нас хотелось побывать на всех четырех: уроке ОРКСЭ в 4 классе «Подвиг» учителя начальных классов Поповой Марины Анатольевны; уроке краеведения в 6 классе «История Свято-Никольских храмов» учителя истории Алексеева Юрия Николаевича; на «Добром уроке физкультуры» во 2 классе учителя физкультуры Анисимовой Оксаны Сергеевны и на уроке по предмету «Нравственные основы семейной жизни» в 10 классе по рассказу Дины Рубиной «Терновник» учителя русского языка и литературы Шустриковой Натальи Викторовны.
Как научиться не приносить близким разочарование и боль?
Моим коллегам посчастливилось присутствовать на уроке «Проблемы семьи по рассказу Д. Рубиной “Терновник”». Гостей в кабинете оказалось столько же, как и учеников. Школьники и прекрасно оформленный кабинет оставили самое доброе впечатление. У девочек - косы до пояса или красиво уложенные длинные волосы, парадная школьная форма и нарядные белоснежные или кружевные фартучки. Юноши - в костюмах и белых рубашках. Как хорошо, что жива традиция классической школьной формы, украшающей и дисциплинирующей, которая каждому к лицу! Урок о проблемах семьи по рассказу «Терновник» - последний в этом учебном году. Чувствовалось полное взаимопонимание учителя и учеников, - в постановке вопросов и ответах, беседе по просмотренному отрывку из фильма «Венчание молодых».
И.В.Шамкова, учитель русского языка и литературы Першинской средней школы Великолукского района
Как же надо радоваться, что наступило время, когда школьники сознают: в Таинстве Венчания батюшка призывает милость и благословение Самого Господа! Видно: рассказ «Терновник» прочитал и обдумал весь класс, стремясь понять мысли и чувства страдающего 6-лет-него мальчика. Знакомая ситуация: родители в разводе, сын живет с мамой пять дней, а в выходные его берет отец. Проблема актуальна. Анализ рассказа очень полезен школьникам: подобных семей сегодня немало. По печальной статистике, в России более 6 млн неполных семей. Хочется, чтобы наших подростков не коснулась эта беда.
Обаятельная, тактичная Наталья Викторовна добросердечным, хорошо поставленным выразительным голосом побуждает школьников к размышлениям: почему у героя рассказа нет имени (он просто мальчик), случайно ли он видит за окном в сплетении колючих веток терновника, похожих на скрюченную руку нищего, корявую букву «я»… Ребята знают о композиционном приеме отсутствия у персонажей собственных имен
и фамилий, использования в тексте лишь нарицательных существительных. «Мальчик» без имени - это собирательный образ или он обезличен автором, потерял имя, потому что живет в одиночестве при живых родителях?.. Из своего жизненного опыта ребята делают вывод, что лежит в основе семьи: «Любовь, взаимопонимание, доверие, поддержка, умение уступать, терпение, послушание…» Ребята дополняют одноклассников, называя самое ценное: «Верность, уважение». Наталья Викторовна добавляет: «Кротость, смирение». Ребята глубоко задумываются, рассуждая не по-детски серьезно: «Почему же всесильная любовь (родители мальчика все еще любят друг друга) не спасла их брак, почему они расстались, зная, как страдает любимый матерью и отцом единственный сын? Владея текстом, ребята приводят меткие цитаты - горестные и мудрые, объясняющие причину семейной трагедии: 6-летний сын раненым сердечком чувствует, что родители «не сроднились». Думаю, ученики Натальи Викторовны на жизненных перепутьях не раз вспомнят ее наглядное объяснение, что такое духовное родство.
В руках учителя - два камушка, острых и колючих. Оба камня оказываются в мешочке. Что произойдет, если его потрясти? Камни могут обтереться, сгладиться - и тогда исчезнут острые углы. Но могут остаться с такими же острыми гранями и изорвут, порежут мешок, а, может быть, и выпадут из него… Ребята трогательно рассуждают, как родители заботятся о сыне - каждый по-своему. Так почему же не спасла семью любовь к сыну? Сегодня часто говорят: «Вот яркая личность», «Это неповторимая индивидуальность», «Он исполнил свое высокое предназначение», «Незаурядный талант…» Дети не по годам рассудительны: «Каждый из родителей стремится сохранить свое “я”», «Потому они и страдают, живя для себя», «Словно слепые, не видят, как мучается их бедный сын…» Очень интересный момент урока - размышление над вопросом: что значит «у нас в роду…»
С волнением и любовью Андрей Зиновьев рассказал о своей прабабушке учительнице - интеллигентной, спокойной, доброй. На вопрос Натальи Викторовны он уверенно ответил, что знания о дорогой прабабушке, которая по окончании Калининского педагогического института всю жизнь работала в Новосокольнической школе, очень важны для него: на душе стало теплее! Он почувствовал искреннюю эмоциональную связь, хотя прабабушка давно пребывает в Вечности. Действительно:
Протоиерей Сергий (Матвеев)
Никому нет конца -
Даже тем, кто не с нами…
Ребята и гости внимательно слушали воспоминания Яны Зориной о ее прабабушке и прадедушке. Прабабушка работала в 1920-е годы в Кремле, была лично знакома с вождем революции В.И. Лениным. Каждый из нас, стремясь узнать свою родословную, может ощутить сопричастность своей семьи к истории страны. Наталья Викторовна рассказала о семейном предании, поведанном ее тетей: прапрадед Натальи Викторовны был конюхом… у Государя Императора Николая ІІ - последнего российского Царя из династии Романовых.
И снова - волнующие мысли о героях рассказа «Терновник». Тронули прочувствованные ответы школьников, понимающих, почему мальчик, хорошо знающий горестную историю их соседки бабы Шуры, просит маму рассказывать о ней снова и снова.
И не спрашивает про свой род, боясь сделать больно…В их семье нет истории своего рода? А мы много ли знаем о своих близких? Так как же надо воспитывать детей - по американской системе Д. Спока или на примерах классики А.П. Чехова и Л.Н. Толстого? Какая связь между «Терновым венцом» и названием рассказа? Под силу ли мальчику, любящему родителей, научить их любить и прощать? Вспомнилось мудрое напутствие подвижника веры и благочестия псково-печерского старца Иоанна (Крестьянкина): «Умей любить! Умей прощать!» Не в этом ли залог счастья?
Думаю, ребята вернутся к страницам взволновавшего рассказа. Они - будущие мамы и папы, мужья и жены, женихи и невесты. От них зависит счастье семьи и детей. Очень хочется, чтобы они научились принимать решения, которые не делали бы близких несчастными, не приносили им разочарование и боль…
Конференция продолжалась в праздничном, благоухающем ландышами актовом зале. Занавес сцены украсили искусные белые цветы и стайка готовых улететь белокрылых голубей, очень похожих на живых.
Таланты и поклонники
Растрогала сердца задушевная песня в исполнении десятиклассницы Снежаны Филатовой с искренним, дорогим каждому признанием в любви к России. В унисон стучали сердца, слушая песню «Россия»:
Всей душой люблю тебя!
Над тобой пусть солнце светит!
За тебя всегда молюсь!
Бог, храни Святую Русь!
Директор школы Светлана Анатольевна Кубло, несравненная и незаменимая ведущая, инициатор всех добрых начинаний, с любовью приветствовала участников ХVІІІ конференции по духовно-нравственному воспитанию, которая по доброй традиции проводится в канун праздника славянской письменности, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Песенно-поэтические и музыкальные подарки одаренных школьников порадовали всех! Литературная композиция о русском языке девятиклассницы Петровой Марии, лауреата международных театральных конкурсов «Дети России» и «Салют талантов» и литературно-музыкальная композиция «С любовью» Крупко Вячеслава, лауреата областного конкурса «Живая классика» и победителя международного музыкального конкурса народного творчества «Волшебные звуки музыки».
Такие талантливые дети учатся в Новосокольнической школе, где «всё - гармония, всё - диво!»
Отец Иоанн
Почетные гости
До начала конференции мы взяли благословение у самого почетного гостя - Преосвященнейшего Владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского.
Учителя дорожат возможностью сердечно и просто общаться с заместителем главы Администрации Новосокольнического района Татьяной Николаевной Лисица - нашим давним другом и коллегой. Много лет она работала учителем русского языка и литературы в средней школе г.Новосокольники. Татьяна Николаевна поздравила участников конференции от Администрации района, районного Собрания депутатов. Поблагодарила Светлану Анатольевну Кубло и отца Иоанна за организацию конференции в 18 раз, за творческое участие в ней педагогов и священнослужителей. Татьяна Николаевна говорила о приоритетных направлениях образования, о духовно-нравственном и героико-патриотическом воспитании, о высокой миссии служения учителей и священников, призванных сеять «разумное, доброе, вечное».
«Воскресение Христово видевше…»
«Воскресение Христово в православной культуре России» - тема выступления протоиерея Сергия Матвеева, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Великолукской епархии. Батюшка всегда готовится серьезно и основательно, и после его просветительских и вдохновляющих выступлений хочется заняться самообразованием, читать Священное Писание и творения Святых Отцов, вдумчивее готовиться к урокам Православия. Его рассказ сопровождался содержательной презентацией «Воскресение Христово видевше...» Что значит сегодня - «видеть Воскресение Христово»?
Как донести эту воодушевляющую весть до наших учеников и близких, чтобы они не потеряли Пасхальную радость и не преуменьшалась в их сердцах любовь к Воскресшему Господу?
На одном из слайдов презентации - табель-календарь с серпом и молотом строителей нового мира. Очень странный, непривычный календарь 1930-1940 годов прошлого века. В нем нет красного дня - воскресенья. Сегодня даже не верится: возможно ли такое? Оказывается, 26.08.1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь, предусматривавший 72 пятидневки. Так была нарушена традиционная 7-дневная неделя с общим выходным днем в воскресенье. Советский революционный календарь существовал почти 12 лет, лишь в июне 1940 года вернулись к воскресенью как выходному дню.
В честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день: каждое Воскресенье для нас - малая Пасха.
У восточных, западных и южных славян Воскресный день именуется «неделей». В итальянском, испанском, французском языках - день Господень». В латинском, английском, немецком, шведском языках - «sandey» (день Солнца). И только в России этот день называется Воскресеньем! Филологи и историки вспоминали этимологию слов:
Воскресение - воскрешение - Воскресенье.
Отец Сергий обратил наше внимание на древний славянский корень «кресс», означающий «жить», «сиять», «сверкать». Воскресение - это возрождение, оживление, возвращение, возобновление жизни. Христиане верят, что с ними произойдет однажды, после окончания земной жизни, что произошло с Иисусом Христом: они воскреснут. В природе, в жизни, в православной культуре мы видим многое, что напоминает о Пасхе, о воскресении к жизни.
Отец Сергий объяснил, как с Воскресением Христовым связано Таинство Крещения. Апостол Павел в Послании к римлянам советует принять Крещение, «чтобы жить с Воскресшим Христом». О Воскресении Христовом нам напоминает нательный крестильный крестик с распятием Спасителя.
Внимательно слушая батюшку, мы не отрывали глаз от слайдов: вот Крещение девочки в купели Троице-Сергиевой Лавры (чтобы душа была светлая); храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный в память о трагической гибели от рук революционеров-народовольцев Царя Александра ІІ; Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь на реке Истра под Москвой.
Вспомнили мы и одиннадцатый догмат ежедневно читаемой молитвы «Символ веры»: «Чаю воскресения мертвых» (чаю - значит, «жду всей душой»). А вот и знакомый Крестный ход, в котором многие из нас участвовали в Пасхальную ночь: священнослужители и народ Божий с иконами и зажженными свечами и фонарями шли вокруг квартала и пели радостные пасхальные гимны, славящие Воскресение Христово. «Праздник праздников, торжество из торжеств» мы празднуем целых 40 дней! Это праздник всемирный и величайший, ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо. На Небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников…. Церковь соединила Небо и землю. У нас одна церковь - земная и Небесная», - говорил святитель Макарий, митрополит Московский.
Отец Сергий подобрал мудрые цитаты из произведения Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Светлое Воскресение»). Сердца ликовали: несомненно, Господь наш Иисус Христос воскрес и в каждом из нас! И мы сознательно и радостно ответили на христианский привет батюшки: «Христос Воскресе!» - словами восторженными: «Воистину Воскресе!»
«Вот вышел сеятель сеять»
Мельникова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», назвала свое выступление о преподавании курса ОПК словами притчи: «Вот вышел сеятель сеять».
Сеятели, проповедники Слова Божия, - это священники и учителя. Гости согласно кивали головами, слушая: «У нас в Новосокольниках главный сеятель - отец Иоанн, плоды его труда увидит и слепой. Есть у батюшки надежный помощник - Светлана Анатольевна Кубло, благодаря ее настойчивости и целеустремленности в рамках ОДНКНР преподается предмет Основы православной культуры…»
Галина Васильевна умело располагает сердца своих учеников к доверительному разговору о героях священной истории, мужественных защитниках и собирателях земли нашей - и расширяются границы времени в поисках идеала. Дети учатся сверять жизнь с теми, кто жил раньше - святыми, преподобными, Новомучениками и Исповедниками Российскими, пострадавшими за веру в Бога. Младшие подростки в 5-6 классах на более глубоком уровне изучают очень важные и нужные темы, размышляют: почему Бог не сделал всех людей хорошими и добрыми, примерными? Почему оставил нам свободную волю и сознательный выбор добра или зла? Благодарим ли мы Господа за жизнь, семью, здоровье, мирный мир? Остались в памяти мудрые мысли Г.В. Мельниковой об очищении сердца, о милосердии, о Доме трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского, о жизни по вере… Ученики Марины Анатольевны Поповой и Галины Васильевны Меньниковой с удовольствием готовятся к ежегодному областному православному конкурсу «Родные истоки» и становятся лауреатами заочного (представляют исследовательско-краеведческую работу) и очного этапов (тестирование по 75 вопросам Православной культуры).
«И душа стала светлее…»
Выступления новосокольнических школьников порадовали и взволновали до глубины души. Верится: на добрую почву упали посеянные учителями семена и дадут дружные всходы и полновесные плоды. Ученица 4-а класса Даша Богданова представила исследовательскую работу и презентацию «И душа стала светлее» (научный руководитель Марина Анатольевна Попова). Вместе с Дашей мы по памяти перелистываем страницы доброго и поучительного рассказа П. Засодимского «Гришина милостыня». Невозможно забыть дерзкую, злую шутку мальчика. «Бедная девочка в рваном платье и черной дырявой кофточке, покрытой разноцветными заплатками» попросила у него, маленького барина, милостыню. А Гриша дал… камень - и вдруг все перестало радовать, померк белый свет. Он чувствовал ее молящий жалобный взгляд. Девочка ничего не сказала, только посмотрела на него сквозь слезы и исчезла бесследно, унеся его серый камешек. Он ждал ее, жалел о своем поступке, очень хотел еще хоть один раз увидеть и «вымолить у нее прощение за свою злую обидную шутку».
Работая с толковыми словарями, Даша узнала, что милосердие - это готовность прийти на помощь; тихая, тайная милостыня, помощь человеку, из жалости к нему, незаметная, не известная другим людям. В Евангелии от Матфея (гл.6:1-4) она нашла слова Господа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Пути милосердия
Девочка открыла для себя и своих сверстников пути милосердия:
- относиться ко всем людям с душой;
- стараться помочь, чем можешь (собрать одежду для приюта, помочь обездоленным людям продуктами, накормить бездомных животных, сделать кормушки для птиц, помочь бедным детям собраться в школу - одеждой, канцтоварами, книгами);
- сделать своими руками подарки к Рождеству Христову и Светлому Христову Воскресению;
- навестить больных одноклассников, родных и знакомых, порадовать их искренней заботой, добрым словом, приятным маленьким и нужным подарком.
Замечательный вывод Даши каждому по душе, он очень разумный и полезный: школу милосердия можно пройти в своей родной семье, среди своих близких, в доме, где мы живем, среди соседей, в своем классе!
Встреча двух рук
«Всякому просящему у тебя - дай», - говорил Господь. А святой Дорофей пояснял: «Когда ты дал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». Великий русский историк В.О. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради». Другая - подает «во имя Христа». Какая из этих рук несет больше добра? Благотворитель увидел и облегчил людскую нужду. А получивший милостыню знает имя, за кого молиться. «Нищий богатым питается. Богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта «ежедневная, тысячерукая молчаливая милостыня ежедневно (!) вливала потоки добра в людские отношения».
В заключение Даша прочитала стихотворение собственного сочинения о милующих сердцах и выразила надежду, что и нас вдохновят ее строки на доброту, любовь, сострадание, жалость. Низкий поклон тебе, милая, добросердечная девочка, и храни тебя, Боженька!
«Подай в окно -
Бог в подворотню подаст»
Заинтересовала нас и глубокая исследовательская работа ученицы 6 класса Киры Земской. Даже не верится, что девочка не изучала Православной культуры. Название работы - старинная, почти забытая русская пословица о милосердии и помощи людям: «Подай в окно - Бог в подворотню подаст».
Киру вдохновил рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». В бедной семье Мерцаловых даже на праздник Рождества Христова не было никаких угощений - лишь щи. Бескорыстный добрый доктор Н.И. Пирогов вылечил больную девочку и оказал помощь нуждавшейся семье. Только по фамилии на рецепте Мерцаловы узнали имя и фамилию тайного благодетеля. Потрясла Киру и история святого Филарета Милостивого.
«Будь как солнышко»
Один из слайдов презентации назывался так: «Я помогла в Латвии - мне помогли в Новосокольниках». Конечно, наша глубокоуважаемая скромная Татьяна Михайловна Прощенкова не ожидала такого поворота событий и об этом случае рассказала не для записи и не из самолюбования. Нам понравился этот пример - наглядный, живой, не книжный, не из далекого времени, а из жизни хорошо знакомого учителя Православия, сделавшего много доброго для детей и школы. Ее тайные добрые дела увидел Господь и послал таких же добрых участливых людей, когда она сама нуждалась в помощи и заботе. Теперь Кира и ее одноклассники осмыслили золотые слова мамы Т.М. Прощенковой: «Доченька! Делай добро и не жди благодарности! Это нужно прежде всего тебе! Помни: тебе - камень, а ты - хлеб!» Значит, мудрые слова, как и добрые дела, тоже светят «через годы, через расстояния»… Хорошо бы зарубить на память совет священника Артемия Владимирова: «Милосердие начинается дома. Будь как солнышко - согрей, умягчи, окрыли…»
Кира честно призналась, что ей, как и всем нам, «творить добро другим во благо» не всегда бывает легко. Например, отказаться от увлекательных занятий, отложить захватывающую книгу на самом интересном месте… и помочь родителям по дому или в огороде. Кира привела пример из жизни семьи. Ее папа - предприниматель, он помогает людям и не любит говорить об этом. Весной он начал строить часовенку у входа на кладбище. А если ему потребуется помощь, Господь поможет через добрых людей…
Бесценный опыт коллег
Очень полезным было выступление Ирины Владимировны Шамковой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Першинская основная школа» Великолукского района на тему: «ОДНКНР: первые шаги освоения предметной области».
Осознавая важность учительской духовной миссии, Ирина Владимировна стремится зажечь в сердцах школьников огонек веры, находит эффективные пути работы с воспитанниками разного возраста.
Наталья Николаевна Гнедова, учитель географии и биологии МБОУ «Маевская средняя школа» Новосокольнического района, пригласила нас на виртуальную экскурсию по родным краям. Маевская земля на протяжении всей истории была пограничной и до сих пор таит много загадок и обладает удивительной притягательностью и редкой красотой. Я убедилась в этом, побывав во всех местах, о которых рассказала Н.Н. Гнедова: «На Городище, озерах Смёртное, Спастер и Тростинец, в деревне Долгая, на барской усадьбе Коробцево и Бабьей Горе. Быть может, среди учеников Н.Н. Гнедовой будут историки и краеведы, которые откроют неразгаданные тайны.
Краеведческой теме посвящена серьезная исследовательская работа Александра Александрова, ученика 10 класса МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», написанная под руководством научного руководителя Юрия Николаевича Алексеева, автора замечательных книг о своей малой родине, учителя истории, увлеченного краеведа, для участия во всероссийском конкурсе «Лидер», который проводился в рамках всероссийской акции «Русский Крым и Севастополь». Неизгладимое впечатление произвели глубокая исследовательско-краеведческая работа и яркий одноименный короткометражный фильм: «Адмирал Клокачёв Ф.А. - основатель Севастополя». Мы от души порадовались успехам творческого учителя и способного ученика. Саша наверняка стал бы финалистом известной передачи Ю.П.Вяземского «Умницы и умники»!
В 2018 году Александр за отличную учебу и активное участие в жизни школы был награжден путевкой во Всероссийский лагерь отдыха в Крыму. Юноша заинтересовался связью Крыма и Севастополя с историей России и своей малой родины. И установил эту связь! 15 марта 1739 года в селе Горожанский Стан Великолуцкого уезда Псковской губернии (ныне - Новосокольнический район!) родился наш выдающийся земляк Федот Алексеевич Клокачёв - первый адмирал Черноморского флота Российской империи. Герой многих сражений, Федот Алексеевич был «самым образованным и порядочным человеком из тогдашних флотских офицеров». В 1770 году во время атаки на турецкий флот выпускник Морской академии Ф.А. Клокачёв командовал головным кораблем и «парусами управлял как на маневрах», а в устье порта под Чесмой «с одним кораблем, вступив с отменною неустрашимостью в сражение, выдержал огонь всего флота, пока подоспели другие корабли». Он первым из русских моряков был награжден орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степени. Командовал кораблями «Святой Андрей Первозванный» и «Святой великомученик Исидор», Практической эскадрой Балтийского флота, в ранге контр-адмирала был назначен командующим Азовской флотилией… Столько удивительных открытий мы сделали за один день конференции!
Нельзя не согласиться с академиком Д.С. Лихачевым: «Краеведение учит школьников не только любить свои родные места, но и знать их. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». Д.С. Лихачев напоминал учителям: «Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место».
Незабываемое выступление Нины Евгеньевны Сорокиной, учителя словесности из Пыталовского района, растревожило, тронуло за живое сердца. Оно было посвящено Анне Александровне Танеевой-Вырубовой: «Монахиня Мария, верная Богу, Царю и Отечеству».
Милым, взволнованным голосом Нина Евгеньевна с любовью и трепетом поделилась далеко не всем известными открытиями православного писателя А.Н. Боханова (по книге «Оклеветанная Анна») о христианском подвиге Анны Вырубовой, любимой фрейлины и верной подруги Царицы Александры Федоровны Романовой; «Мы видим настоящий христианский подвиг мученицы Анны…, повторяющий подвиг Самого Христа», - сказал писатель Игорь Евсин.
Всех выступавших отец Иоанн наградил прекрасным изданием книги Е.И. Дронова «Сильный, Державный» о жизни и царствовании Императора Александра.
Умелые повара школьной столовой угостили нас вкуснейшим обедом. С удовольствием мы сфотографировались на память со священниками и учителями.
«Книга моей души»
Завершила конференцию презентация книги отца Владимира Флавьянова, священника Свято-Никольского храма города Новосокольники. «Книга моей души» - первый сборник отца Владимира, изданный в 2019 году. «Прочитав эту книгу, вы поймете мою душу, - сказал батюшка. - В ней - проза, стихи, поэмы и мои рисунки разных лет». Отец Владимир прочитал печальный рассказ «Ожидание» и светлое стихотворение «Пред образом лампаду возжигаю».
Батюшка сердечно поблагодарил всех, кто трудится в школе, храме, в культуре и спорте, посвящая свои таланты, способности, творчество детям: «Как бы ни была трудна жизнь, надо находить время для занятий искусством, чтения, путешествий. Человек может стать сотворцом Господу, но для этого сердце человеческое должно гореть огнем любви и веры». Отец Владимир призвал благословение и помощь Божию на православных педагогов - «соработников Господа».
Сердечно благодарим
Как всегда, конференция закончилась на духовном подъеме. Вместе с вокальной группой школьного хора мы тихонько напевали хорошо знакомую песню
М. Пляцковского «Мир вам, люди всей земли», испытывая вдохновение, чувствуя мир в душе и радость в сердце. А еще - желание трудиться так же плодотворно, как наши дорогие новосокольнические коллеги, которым мы искренне желаем Божией помощи и милости и крепкого здоровья, чтобы претворить в жизнь все грандиозные планы и добрые начинания. До новых встреч, таких же радостных, полезных, воодушевляющих на труд и творчество!
Ольга КОНЕЕВА,
учитель Православия
Создано: 05.06.2019 09:17