АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Эстонцы Куньинского района

Сергей Тамби родился в Ленинграде. После обучения на факультете Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета окончил магистратуру Тартуского университета в Эстонии и магистратуру МГИМО МИД России в Москве. Работает переводчиком с эстонского языка на русский язык.

Сергей о себе:

«Несколько лет назад, благодаря владению эстонским языком, я начал изучать историю эстонских поселений России, проводил научные изыскания по истории поселений эстонцев Псковской и Ленинградской областей, эстонской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве. Мне было интересно заниматься историей куньинских эстонцев, так как мне нравится поселок Кунья и Куньинский район, их достопримечательности и богатая история. В настоящее время в отечественной и зарубежной историографии отсутствует комплексное исследование по куньинским эстонцам-переселенцам. Настоящая работа написана в том числе на основе редких архивных документов».

В конце XIX – начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении, в том числе и в окрестности Куньи.

В 1924-1927 годах Куньинская волость входила в состав Великолукского уезда Псковской губернии. 1 августа 1927 года в составе Великолукского округа Ленинградской области был образован Куньинский район. С 1929 года район включен в состав Западной области с центром в Смоленске, а с 29 января 1935 года - в состав Калининской области. В 1944 года район вошел в состав Великолукской области, а после ее ликвидации в 1957 году - в состав Псковской области.

Еще в 1910 году первые эстонцы-переселенцы прибыли в окрестности усадьбы Новотроицкое. К 1920 году здесь насчитывалось уже 30 эстонских семей. Они вырубили лес, чтобы построить свои хутора. Первые несколько месяцев жили под чистым небом, в лагере.

К декабрю 1924 года в Куньинской волости насчитывалось более 400 эстонцев (по-эстонски - kunjalased). Все они преимущественно жили на хуторах и в небольших деревнях волости. В окрестностях усадьбы Новотроицкое в то время жили примерно 20 эстонских семей, по большей части они были середняками. Знающих русский язык хуторян тогда было мало. 8 ноября 1924 года в волости состоялся эстонский «концерт-митинг».

Председатель лютеранского великолукского церковного совета по фамилии Ойнас осуществлял конфирмацию, похороны по лютеранским канонам, даже несмотря на развернутую антирелигиозную кампанию.

5 апреля 1925 года должна была состояться Куньинская всеволостная эстонская конференция. Однако ее пришлось перенести. Дело в том, что за день до планируемой конференции в местной газете на русском языке появился анонс мероприятия. Но эсты-поселенцы получили эту газету лишь после времени завершения несостоявшейся конференции. В газету «Эдази», печатавшуюся на эстонском языке в Ленинграде и распространявшуюся по всему СССР, объявление не попало.

Все же мероприятие провели летом. Так, 2 августа 1925 года эстонцы-поселенцы организовали собственными силами Куньинскую всеволостную эстонскую конференцию. В повестке дня значился вопрос об устройстве школы: в волости насчитывалось более 50 детей школьного возраста. Большинство из них не могли посещать русские школы из-за плохого знания или незнания русского языка. А ближайшая эстонская школа находилась в 20 верстах, в городе Великие Луки. Но так как подходящее для школы помещение отсутствовало, а также в связи с тем, что эстонские хутора были разбросаны по территории Куньинской волости и это затруднило бы посещение детьми школы, поселенцы решили отказаться от планов по открытию школы. По возможности, детей рекомендовалось отправлять в школу в Великих Луках, при которой действовал интернат.

Собрание решило организовать две читальни – одну в Новотроицком, одну – при станции Кунья. Для этого избрали две комиссии, в каждую вошли по три человека. Им вменялось в обязанность установить и поддерживать связь с Великолукским эстонским клубом. Конференция завершилась праздничным вечером, организованным эстонским клубом Великих Лук. В нем приняли участие около 100 человек. К 1926 году в Новотроицком имелся эстонский красный уголок. Однако в нем ощущалась нехватка литературы на эстонском языке.

Во время массовых сталинских репрессий пострадало много куньинских эстонцев. Житель деревни Красная Вешня, кузнец Карл Савельевич Керв (1900 г.р.) был арестован 3 декабря 1938 г., а 7 марта 1939 г. дело было прекращено. Житель деревни Степанцево, счетовод Виктор Осипович Кяремяе (1902 г.р.) арестован 25 сентября 1942 г., осужден 27 февраля 1943 г. на 8 лет лишения свободы. Все они были впоследствии реабилитированы.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Куньинском районе лишь два человека указали, что они являются эстонцами. Среди жителей встречаются, однако, эстонские фамилии, говорящие о том, что в ряде случаев речь идет о потомках эстонцев-переселенцев.

Таким образом, куньинские эстонцы внесли свою лепту в историю и культуру многонационального Куньинского района, а также России в целом.

 

Сергей Александрович Тамби

"Великолукская правда" № 37 от 1 марта 2019 года

Создано: 21.03.2019 15:44

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить