XI православные Свято-Тихоновские педагогические чтения. «Пространство диалога: уроки, ценности, ориентиры»
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.
В.А. Сухомлинский
Православный форум в школе № 6
Соборная молитва 3 февраля на Воскресном Богослужении и праздничном молебне Святителю Тихону объединила прихожан Свято-Вознесенского собора. Духовная радость батюшек, сослуживших протоиерею Сергию, передалась взрослым и детям, вдохновленным совместной молитвой, проповедью и поздравлением с открытием в городе Свято-Тихоновских православных педагогических чтений.
Второй день Свято-Тихоновских чтений в лучшей школе Псковской области - МБОУ СОШ № 6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова – остался в памяти благодарных участников Православного форума. Вспомнилось, как высоко оценил подвижнический учительский труд известный псково-печерский старец Иоанн (Крестьянкин): «Педагоги – соработники Бога». У многих из нас родилось желание трудиться так же плодотворно, как наши коллеги, - творческий и трудолюбивый педагогический коллектив соратников школы № 6.
Казалось, любовью и добротой насыщен воздух этой замечательной, очень уютной и сердечной школы гармонии, успеха, радости. Улыбка каждому к лицу! Это кратчайшее расстояние между людскими сердцами. Поэтому так милы и приятны приветливые лица учителей и школьников – гостеприимных, интеллигентных, заботливых, очень симпатичных, нарядных! Гости получили не только искусно оформленные программы Чтений, но и Ангелочков из цветной бумаги, благодаря которым распределение педагогов для посещения открытых уроков и занятий прошло быстро и легко.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лариса Мечиславовна Васюцкая от всей души поздравила коллег с открытием XI православных Свято-Тихоновских педагогических чтений. До глубины души нас взволновало теплое и сердечное приветствие школьников – истинно русское, народное, доброе, чистое. Как встарь повелось на Руси, с хлебом-солью! Дети в русских национальных костюмах под руководством миловидной и голосистой Софьи Михайловны Крупской задорно и весело исполнили старинную величальную песню. Наши сердца не могли не откликнуться на их радушие и любовь:
«К нам приехали гости дорогие! Хлебом-солью мы Вас угощаем! Хлебом-солью мы Вас величаем!»
Участников Чтений приветствовала Ирина Викторовна Гончарова, заместитель начальника Управления образования, отметившая важность проводимых в этом году 11-й раз Свято-Тихоновских педагогических чтений, заложивших основу духовно-нравственного воспитания. Этот значительный православный форум объединяет педагогов города, которые видят в приоритетном духовно-нравственном воспитании будущее школы и семьи, города, Родины.
Святейший Патриарх Тихон – Небесный Покровитель Великих Лук
Протоиерей Сергий Матвеев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Великолукской епархии, поздравил педагогическое сообщество с началом работы традиционных Свято-Тихоновских чтений, посвященных нашему святому земляку, Небесному Покровителю Великих Лук Святейшему Патриарху Тихону, который предстоит пред Престолом Божиим и горячо молится за наш родной город, край, за своих земляков. Неоценимо значение личности и подвига Святителя Тихона. Святитель Тихон, «жребием Божиим избранный на Патриарший престол в тяжелый период богоборчества, революции, гражданской войны, всеобщей разрухи, сохранил Русскую Православную Церковь в чистоте Православной веры.
Отец Сергий убедительно говорил о необходимости сохранения динамики преподавания Основ православной культуры, об актуальных проблемах школы, семьи и общества, решить которые помогают духовно-нравственные дисциплины.
С большим вниманием слушали педагоги выступление директора школы № 6 Натальи Михайловны Любавиной, известного в городе, талантливого учителя математики, умелого организатора и опытного, авторитетного руководителя. Внимали каждому слову, по-учительски понимая, как велико значение школы в создании личности гражданина и патриота и как трудно бывает в дальнейшем восполнить упущенное… Наиболее восприимчив для духовно-нравственного воспитания именно школьный возраст, а пережитое и усвоенное в детстве и юности отличается большой психологической устойчивостью.
Бесценный опыт педагогов школы № 6
Наталья Михайловна рассказала об особенностях функционирования школы в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся по реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Беспокойство за судьбы детей побудило педагогов школы № 6 создать свою Программу духовно-нравственного воспитания. Сложившаяся система работы школы убеждает в верности выбранного пути.
С большим уважением говорила Наталья Михайловна о своих замечательных коллегах – одаренных, трудолюбивых, любящих детей, родную школу, город, малую и большую Родину. Все шесть направлений работы коллектива заслуживают глубокого изучения и обобщения бесценного методического и педагогического опыта: Православное воспитание. Воспитание милосердия. Научно-исследовательская деятельность. Нравственное воспитание. Воспитание любви к Родине. Трудовое воспитание.
Занятия по Основам православной культуры во всех классах начальной школы ведут опытные педагоги-профессионалы: Светлана Михайловна Калинина и Жанна Федоровна Рахманова. В 2010 году в школе был создан кабинет Православной культуры заместителем директора по воспитательной работе Ириной Николаевной Авраменко, с 2018 года руководитель Духовно-нравственного центра – учитель русского языка и литературы Елена Ивановна Тишакова. Здесь дети приобщаются к православной культуре через слово учителя, учебные пособия, книги великих русских писателей, могут отдохнуть сердцем и душой среди святых икон, обратиться к Священному Писанию, вдумываясь в Заповеди Божии – нравственные ориентиры.
В школе немало добрых традиций по героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Нельзя не согласиться с великим педагогом А.С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». Мы искренне порадовались за инициативный Волонтерский отряд, который помог подготовить школу-новостройку к новому учебному году: более 300 учеников-добровольцев (кто – неделю, кто – две, а некоторые – все лето!) самоотверженно посвятили родной школе время летних каникул, потрудились во славу Божию! Среди педагогов и школьников немало православных добровольцев. Хотя уже два года нет православного лагеря в Клину, учителя и школьники по-прежнему с удовольствием помогают монашеской общине на родине Святителя Тихона.
Есть чему поучиться у педагогов-подвижников! Нам очень понравились школьные акции «Подарок малышам» и «Неделя доброты». Добрая слава идет по городу о замечательных учителях школы № 6: Ирина Николаевна Авраменко – лауреат всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г. Пскове; трое педагогов за целеустремленную и плодотворную работу по духовно-нравственному воспитанию удостоены почетных грамот и премий Благочиния Великолукского церковного округа: Н.М. Любавина, И.Н. Авраменко и Н.А. Левина.
Наталья Михайловна поблагодарила Великолукское благочиние за сотрудничество и помощь в работе по духовно-нравственному просвещению и воспитанию. Конечно, главной целью труда педагогов являются не почести, награды и слава, а ежедневная, настойчивая, кропотливая, незаметная работа над созиданием детских душ через вдохновляющее приобщение к святыням родной земли.
«Разумное, доброе, вечное»…
Заместитель директора по воспитательной работе Виктория Александровна Крюкова и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лариса Мечиславовна Васюцкая рассказали о духовно-нравственном воспитании обучающихся на занятиях внеурочной деятельности и при изучении ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР.
Особое внимание заслуживает опыт работы школьных творческих объединений. Полезнейший, уникальный, проверенный жизнью опыт! Многие участники семинара старались подробно записать выступления Виктории Александровны и Ларисы Мечиславовны, чтобы поделиться услышанным и увиденным на слайдах презентации со своими коллегами.
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, – такие задачи ставит перед собой руководитель Клуба юных экскурсоводов Маргарита Николаевна Труханова. А школьный конкурс чтецов «Школьная энциклопедия» по инициативе руководителя кружка «Юный журналист» Натальи Александровны Левиной вырос в открытую творческую гостиную, когда каждое стихотворение призывает к добру, пробуждает любовь и душевную радость, становится источником вдохновения. На занятиях хореографического коллектива «Карамель» педагог Наталья Ивановна Радченко проводит пятиминутки поэзии, рассказывает детям о русской культуре, ее традициях. Поэтому и появились в этом коллективе русские танцы, которые демонстрируют широту движения, удаль, особенную жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Используя мультимедийное сопровождение песен, Софья Михайловна Крупская на кружке «Музыкальная радуга» знакомит своих воспитанников с историей нашей страны, с красотой родного края, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою землю.
Большие возможности в развитии нравственных представлений детей и их духовного мира открывает изобразительное искусство, имеющее яркое эмоциональное воздействие и формирующее у детей образное мышление. Руководитель кружков «Акварель» и «Рисование песком» Регина Васильевна Смирнова в беседах по истории изобразительного искусства на примере картин различных жанров воспитывает патриотические чувства детей, раскрывает тему семейного воспитания, учит давать оценку общественным явлениям.
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции – эта задача реализуется на всех занятиях декоративно-прикладного творчества: «Поделки для дома», «Пластилинка», «Страна рукоделия», «Мастерилка».
Ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни формируется на занятиях в кружках спортивно-оздоровительного направления. С первого класса занимаются дети в кружках «Ритмика», «Скалодром», «Подвижные игры». Школьники с удовольствием занимаются в объединениях: «Юный журналист», «Увлекательный немецкий», «Веселая грамматика», «Знай свои права и обязанности», «Безопасность в повседневной жизни», «Мир на ладони».
Приоритетны исследовательская и проектная деятельность, занятия ЛЕГО-конструированием, робототехникой и 3Д-моделированием.
Использование робототехники и 3Д-моделирования способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя, обыгрывая его, делает выводы, что такое хорошо или плохо. При конструировании техники военных лет, техники для спасения и для охраны границ нашей Родины, полевой кухни и даже Парада Победы воспитываются патриотизм, активная гражданская позиция, сопричастность к героической истории Российского государства, формируются нравственные устои, понимание добра и зла.
Семинар «Система духовно-нравственной работы в МБОУ СОШ № 6 по воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» не получился бы таким воодушевляющим, ярким и мудрым, если бы в школе не было системы работы, педагогического и ученического сотрудничества и взаимопонимания.
Всего один день, проведенный в средней школе № 6, стал для нас счастливым и незабываемым! Мы столько полезного узнали, увидели собственными глазами, так искренне радовались педагогическим находкам коллег! Только открытых уроков и занятий – шесть! Иная школа и за несколько лет не может столько показать. Жаль, что каждому из нас удалось побывать лишь на двух уроках. По восторженным отзывам, все учителя показали высочайший профессионализм, а школьники очаровали: и умные, и воспитанные, и эрудированные! У Великих Лук - прекрасное будущее! С уважением коллеги рассказывали об учителях, потрудившихся вместе с учениками во Славу Божию: Светлане Михайловне Калининой, Жанне Федоровне Рахмановой, Регине Васильевне Смирновой, Ирине Николаевне Авраменко, Наталье Александровне Левиной, Татьяне Валерьевне Амелёнковой.
Ангел Хранитель – защитник и друг
12 педагогов пришли в гости к ученикам 1«б» класса на занятие по ОПК «Твой друг и защитник – Ангел Хранитель», которое нас и вдохновило, и порадовало! Жанна Федоровна Рахманова, педагог дополнительного образования, умело находит золотой ключик к каждому детскому сердечку, располагая добрых малышей думать, отвечать на вопросы, играть, рисовать, учить и читать стихи… Неиссякаемой любви Жанны Федоровны хватило и на детей, и на гостей. Мы купались в любви и несказанной доброте! А 24 школьника были как будто одной душой – такой же, как у учителя, милующей и любящей.
Казалось бы, 7-летние детишки-первоклассники всего четвертый месяц изучают Православную культуру (причем, всего один раз в неделю), а сколько важного, полезного для жизни успели узнать. С лучезарной улыбкой ведет урок Жанна Федоровна, учит добру, тепло обращается к детям: «Ребятки! Мои хорошие! Ребятушки! Миленькие мои!» От таких милых слов, казалось, даже в пасмурный день ласковое солнышко заглянуло в учебный кабинет. Разве могут быть нерадивые и ленивые, равнодушные ученики у такого любвеобильного, блестяще владеющего материалом православного учителя?
Урок начался с загадки. Лес рук! Оказывается, первоклассники знают, кто наш добрый Хранитель и Небесный Покровитель, который всегда рядом с нами, к которому мы можем обращаться за молитвенной помощью в добрых делах. С радостью учитель и мы, гости, слушали толковые ответы детей: как изображаются Ангелы на иконах и картинах – прекрасные, светозарные, с белоснежными крылышками, в блестящих или белых одеяниях, препоясанные золотыми или серебряными поясами… И о нимбе над головой Ангела вспомнили сами! На слайдах видеоряда ребята внимательно рассматривали Ангелов, изображенных в виде прекрасных юношей. Архангела Михаила с мечом тоже узнали!
Выразительно, громко восемь первоклассников прочитали наизусть трогательные стихи о добром Ангеле Хранителе. Вопрос учителя, что означает слово «Ангел» в переводе с греческого языка, не застал ребят врасплох. «Вестник!», «Посланник Божий!» - радостно отвечали мальчики и девочки. Задумались, слушая учительницу: «Сам Бог посылает Ангелов к людям, возвещая Свою волю, наши благодарения и просьбы Ангел очень быстро приносит Богу»… и даже на такой трудный вопрос: «Почему Бог дал человеку Ангела Хранителя?» - смекалистые и находчивые первоклассники ответили: «Бог очень любит нас, людей. Поэтому и дал человеку защитника, покровителя, друга Ангела».
Заинтересованно слушали дети рассказ Жанны Федоровны о Таинстве Крещения. Только при Крещении каждому православному христианину Бог дает Своего особого Ангела – Ангела Хранителя.
Нам очень понравились добрые стихи. Чистые детские голоса с умилением повторяли короткую молитву Ангелу Хранителю. С удовольствием дети поиграли в поучительную словесную игру, а потом – в игру «Мне ничего не страшно с другом». Сердечно и просто Жанна Федоровна подвела детишек к выводу: «Чтобы понять, плохо или хорошо мы поступаем, надо всегда слушать свое сердечко – и Сам Господь подскажет!»
С радостью выполнили ребята практическое задание: умело, красиво, очень аккуратно приклеили на заготовку из картона картиночки с изображением Ангела Хранителя, а рядом – молитву Ангелу. И даже успели украсить чудесную поделку розовыми и желтыми цветочками. Усвоили очень важный урок: перед началом дела попросили вместе с Жанной Федоровной помощи Божией: «Господи, благослови!» Закончив труд, поблагодарили: «Слава Тебе, Господи!»
Светлую и добрую песню «Ангелы в Небе высоком живут» дети и гости внимательно слушали и тихонечко подпевали.
Радостное и полезное занятие, любовь, вера, добрые объяснения и напутствия учителя, хочется верить, запечатлелись в детских сердцах и вспомнятся не раз в счастливые и трудные минуты.
«Мир памяти, мир сердца, мир души»
Такие же добрые впечатления остались от интегрированного занятия по ОДНКНР и литературе «Мир памяти, мир сердца, мир души», которое провела с учениками 8Б и 10У классов Наталья Александровна Левина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. И в уютном кабинете мы безошибочно почувствовали полное взаимопонимание учащихся и учителя – гармонию! Только по одному этому занятию можно написать солидное исследование о том чуде, которое творит педагогика сотрудничества, умение работать с опорой на лучшее, доброе, на перспективу, которую великий педагог А.С. Макаренко назвал «завтрашней радостью».
Стихотворение М. Цветаевой «Не запрещай себе творить» - чудесный эпиграф к творческому занятию кружка «Юный журналист», на котором школьники целеустремленно трудились над выпуском настенного журнала «Мир памяти, мир сердца, мир души». Быстро и разумно определились с содержанием, целевым направлением и основными рубриками культурно-просветительского популярного журнала. Оказывается, рассказы, очерки, эссе, литературные зарисовки нескольких восьмиклассников и десятиклассников уже не раз публиковались в местной прессе. Радует глубина мыслей юных журналистов: «Чтобы мои идеи нашли отклик в душах читателей, надо серьезно потрудиться…», «…Проанализировать литературу и изучить разные источники и выбрать тему, интересную пишущему и той аудитории, для которой предназначено издание…», «Самое главное – вдохновение автора!»
Каждая из четырех команд изучала и анализировала информацию, чтобы представить рубрики журнала. Разве могут не заинтересовать «Книжная ярмарка», «Разговор по душам», «Творческая лаборатория», «В поисках интересного». Может быть, впервые ребята задумались: что же такое память, почему ее нужно беречь и хранить? Обратились к мудрому афоризму академика Д.С. Лихачева: «Память – преодоление времени, преодоление смерти, основа совести и нравственности… Память – наше богатство».
С любовью и гордостью за родной край, выразительно (как настоящие мастера художественного слова!) прочитали школьники чудесное патриотическое стихотворение «Покажи мне Псковщину мою» великолучанки Ирины Яненсон, выпускницы школы № 9, ныне известной поэтессы. Вместе с ребятами мы любовались на слайдах жемчужинками Православия святой Псковской земли.
Правы школьники: мир памяти начинается с семьи, школы, родного края… Они знают волнующие легенды и предания земли Псковской, которые помогают сердцем прикоснуться к истории народа, ощутить себя его частицей, воспитывают уважение к прошлому, героям, «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой»… Ребята сами сделали вывод: «Мир памяти связан с миром сердца», вспомнили доброе напутствие Эдуарда Асадова о чтении книг не столько словесном, сколько сердцем и совестью. Единодушно согласились: в журнале должна быть рубрика литературная – обзор книг.
Много полезного узнали мы на этом замечательном занятии! Эмоционально, неравнодушно, интересно ребята делились впечатлениями о взволновавших их произведениях: святочном рассказе «Машенька» Б. Гона-го (о вере в добро, бескорыстии, сострадании), произведениях Л. Алешиной, А. Лиханова, Л. Петрушевской, Т. Лунгиной, О. Замысловой…
Приятно видеть такое вдумчивое отношение к прочитанному. И хоть «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», верится: бесследно не канет в Лету. Думаю, умными рекомендациями восьмиклассников непременно воспользуются десятиклассники и многие из нас, учителей-гостей.
Получилась удачная аннотация к журналу о милосердии, который призывает открыть сердце добру!
Вместе со школьниками мы размышляли над отрывком из произведения Т. Ломбиной «Буханка хлеба». Печальная ситуация!.. А мысли родились у ребят добрые, светлые: «Мы должны быть милосерднее, человечнее!..» «Жаль, что пожилые люди не защищены от зла…» «Надо заботиться о старших, им очень нужно наше доброе внимание…»
…Последней была статья гостей. Нам предстояло вырастить Древо мудрости, расположив на кроне сердечки – розовые, белые и красные! – с пожеланиями для юных журналистов. Гости не скупились на добрые пожелания: «Будьте искренними, бескорыстными!..», «Будьте честными к себе и другим!..», «Оставайтесь такими же искренними, остроумными, трудолюбивыми!», «Не расставайтесь с мечтой!..», «Любите жизнь, дорожите близкими, цените друзей!..», «Будьте счастливы и любимы!..»
В конце занятия ребята написали свои впечатления на лучиках солнца из бумаги. А когда прикрепили их к улыбающемуся солнышку на доске, все одновременно улыбнулись!
И ребятам, и гостям понравилось это творческое, очень полезное занятие. Кажется, все стали чуточку добрее. А доброта и милосердие начинаются с каждого из нас! Ребята написали, что хотят побольше таких уроков, что им было очень интересно и они всерьез задумались о многом… Они искренне, от души желали счастья, добра, здоровья своим одноклассникам и гостям. А с доски улыбалось солнышко, и нам хотелось «светить всегда, светить везде!..»
На память о теплой встрече Наталья Александровна подарила каждому из гостей симпатичные календарики на 2019 год с дивным бело-розовым лебедем, очень похожим на красавца с Городищенского озера в Изборске (автор рисунка-эмблемы занятия – восьмиклассница Елизавета Расчетова).
Коллективное творческое дело «Твори добро!»
Всем известно: конец – всему делу венец. Очень хотелось увидеть творческую студию «Озарение», о которой мы слышали столько добрых слов. Да и тема такая многообещающая: «Твори добро!» Заседание творческой студии «Озарение» стало ярчайшим событием семинара в школе № 6. Наверное, В.В. Маяковский сказал бы, что оно осветило школу «в сто сорок солнц»! Благоуханный венец!
Прошло три дня. А из памяти, из сердца неизгладимо прочувствованное и пережитое – воистину озарение! Счастливый, дружный, сплоченный коллектив учителей, руководителей, учащихся! Россыпь талантов! Ведь на таком высоком уровне коллективное творческое дело не всегда подготовит и проведет даже профессиональная театральная студия…
Главный инициатор, автор сценария, режиссер-постановщик и ведущая – Елена Ивановна Тишакова, руководитель творческой студии «Озарение», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с 35-летним стажем (в школе № 6!), руководитель Духовно-нравственного центра. В этом году у творческой студии 10-летний юбилей!
Музыкально-литературная постановка «Твори добро!» - это исполнительский, театральный, литературно-музыкальный шедевр, который можно показывать на большой сцене! Как же важна, очень нужна детям, взрослым, обществу волнующая тема милосердия.
Это плод самоотверженного труда и творчества педагогов и школьников с милующими, великодушными сердцами. Подготовка шла в течение года! В выходной все до единого пришли на генеральную репетицию. Участники проекта – 45 школьников 3-10-х классов и 12 учителей – одаренных, музыкальных, обаятельных и привлекательных. У каждой – дарование мастера художественного слова. Не побоюсь высокопарных слов: золотой фонд школы! Соратницы и подвижницы, которые сумеют вдохновить любого. Все горячо и преданно любят школу, детей, коллег. Поэтому и школьники с удовольствием учили наизусть стихи и прозу, рассказывали и исполняли роли так проникновенно и выразительно, с любовью, печалью, сопереживанием, волнением… Что от сердца идет – всегда доходит до сердца…
Главный урок
Елена Ивановна открыла заседание студии «Озарение» стихотворением Булата Окуджавы. Было видно по лицам: слова нашли живой отклик в сердцах, и захотелось поразмыслить, «что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой»… Несравненный, замечательный школьный хор – ученический и учительский – под руководством профессиональной солистки, музыкального руководителя, учителя музыки высшей квалификационной категории Софьи Михайловны Крупской – красиво, слаженно, светло и чисто исполнил «Песню о добре», слова которой хорошо бы помнить всегда: «Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!» «Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра!..»
Самое теплое слово
Доброта и милосердие, великодушие, благородство, сострадание – лучшие человеческие качества, общечеловеческие ценности. В этих чертах – сила добродетельного человека, вера, любовь и участие, мужество и верность. Милосердие исстари означало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. На Руси оно начало активно проявляться с принятием христианства, одна из Заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего…»
Наши взволнованные сердца внимали стихам и прозе, детям и учителям… Наверное, милосердие – самое теплое слово, до недавнего времени – несправедливо забытое. С этим святым понятием в сознании многих русских людей связан образ женщины, православной христианки. Сестры Милосердия… Белые голубки… Они посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу – служению людям, когда к человеку приходит беда – болезнь. Эти люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, способные вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты, являют яркий пример подвижничества, самопожертвования, мужества…
Благодаря замечательной, содержательной презентации, подготовленной Светланой Анатольевной Рудометкиной, учителем технологии, мы увидели столько волнующего, пробуждающего чувства возвышенные и прекрасные… С замиранием сердец всматривались в копии старинных фотографий, писем, документов, репродукции икон, картин, потрясающих, умиляющих сердце, вызывающих искреннее сопереживание, соучастие…
Спасибо, тысячу раз спасибо учителям и детям. Благодаря вам мы услышали эхо истории: Сестры Милосердия…
Какие замечательные чтецы - ученики 3Б класса (классный руководитель - Светлана Михайловна Калинина). Они не только выучили, а сердцем прочувствовали каждую строчку, посвященную Сестричкам Милосердия, взвалившим «на плечи каменья нелегкой судьбы фронтовой»…
…Глаз не оторвать от прекрасных, одухотворенных лиц педагогов и школьников, облагороженных состраданием и искренним соучастием. Не действующие лица и исполнители, а одна дружная, все понимающая, чуткая семья – перед нами, в центре зала, за столиками с прекрасными букетами в белых вазах… Как преобразился актовый зал от этих милых лиц… «Казалось, благородство им столетья вложили в поступь, в жесты, в легкий стан…» Сопереживание облагораживает. Школьницы в белых косыночках с красными крестиками, как у настоящих Сестер Милосердия, и учителя с прелестными нежными платочками на плечах, казалось, из той далекой эпохи – графинечки, княгинюшки, высокопоставленные и простые … с добрыми, милыми сердцами.
Белые голубки
Перед нашими взорами, через наши сердца прошли истории основания общин Сестер Милосердия в Крымскую (1853-1856), Русско-турецкую (1877-1878), Русско-японскую (1904-1905) и Первую мировую (1914-1918) войны. Русские Сестры Милосердия были лучом света в хаосе и мраке военного лихолетья.
Восьмиклассница Маша Бойкова и семиклассник Максим Волков сердечно рассказали о 17-летней девушке Даше, жившей в период Крымской войны в Севастополе. Даша не могла сидеть дома, когда началась война: «Кому Господь приведет, тому и помогу»… Она продала все, что было, купила клячу с двуколкой и поехала за войском. Повозка Даши Севастопольской стала первым перевязочным пунктом, а сама она – первой Сестрой Милосердия.
Добрым словом вспомнили Великую княгиню Елену Павловну, учредившую Крестовоздвиженскую общину Сестер Милосердия, и графиню Наталью Борисовну Шаховскую, основательницу знаменитой общины Сестер Милосердия «Утоли моя печали».
С семиклассницей Сашей Львовой мы перенеслись в палату, где «стоны сквозь зубы в ночи раздавались», и искренне обрадовались, что хрупкая «Сестра Милосердья сильнее, чем смерть»… - эти строки, посвященные графине Анастасии Петровне Шуваловой, хочется перечитывать снова и снова. Трогательный отрывок из фильма «Лики милосердия» был посвящен великодушной Сестричке Екатерине Бакуниной.
Выразительно и эмоционально, трогательно, образцово исполнили роли учителя: преподаватель биологии Ирина Валентиновна Дружинина; преподаватель музыки Софья Михайловна Крупская; преподаватели русского языка и литературы Ирина Николаевна Авраменко, Наталья Александровна Левина и Юлия Вячеславовна Тяпина; преподаватель математики Анжелика Ивановна Бильдюкевич; преподаватель технологии Светлана Анатольевна Рудометкина; преподаватель географии Людмила Николаевна Кононенко; социальный педагог Светлана Владимировна Королева; педагог-организатор Юлия Владимировна Панова; диспетчер Марина Григорьевна Федорова.
Красиво, легко, грациозно танцевали вальс старшеклассники, подготовленные уважаемой в коллективе Натальей Ивановной Радченко, руководителем хореографической студии.
Нас очаровали милые юные чтецы: семиклассники Валерия Соловьева, Егор Горбачевский, Даша Баранова, Денис Булов, Ангелина Поротникова, пятиклассник Ванечка Мишанков.
Тронула сердца за живое история Сестры Милосердия Юлии Вревской, баронессы, одной из первых красавиц Петербурга. Красота ее проявлялась не столько во внешнем облике, сколько в душевных качествах – милосердии и доброте. В 18 лет Юлия Вревская осталась вдовой. В начале Русско-турецкой войны 1877 года на собственные средства организовала санитарный отряд. Юлия ассистировала при операциях, хотя из лазарета «были видны летающие снаряды», и «чувствовала себя счастливой, когда удавалось … облегчить муки страдальцев». Самоотверженно ухаживая за тифозными больными, Юлия Вревская заразилась и умерла. Ирина Николаевна Авраменко прочитала стихотворение в прозе И.С. Тургенева, посвященное Сестре Милосердия Юлии Вревской, с таким милосердием и состраданием, что на глазах у многих из нас появились слезы. Забыв обо всем на свете, мы с любовью и благодарностью смотрели на милое Юлино лицо, искренне сопереживая. Она исполнила свое предназначение: «Положить душу свою за други своя».
…С экрана на нас смотрели прекрасные Сестры Милосердия: Елизавета Карцева, Варвара Щедрина, Екатерина Хитрово… Примером истинного служения Господу, Родине, народу русскому была Государыня Императрица Александра Феодоровна Романовна и старшие Царские дочери – Великие Княжны Ольга Николаевна и Татиана Николаевна. Окончив курсы Красного Креста, они мужественно ухаживали за ранеными. Государыня и Царевна Татиана работали хирургическими сестрами, подавали инструменты, уносили ампутированные конечности, обрабатывали гангренозные раны, стойко переносили тяготы войны «в крови, в страданиях, в смерти».
Захотелось узнать побольше о дочери Л.Н. Толстого – начальнике передвижного санитарного отряда, полковнике Александре Львовне Толстой – нежной и сильной духом героической личности.
…Тронул душу подвиг юной, хрупкой на вид и сильной духом Сестрички Милосердия Риммы Ивановой, о которой сослуживцы говорили: «Ее помощь там, где льется кровь, была так нужна…»
Мы не стеснялись слез, слушая сердцем волнующий романс «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть…» (ст. Е. Камбуровой) в прекрасном исполнении А.И. Бильдюкевич. И мысленно просили Господа научить молиться, внимая дивным голосам С.М. Крупской и М.М. Амирханян.
«Мир держится на милосердье»
Последнее стихотворение Вани Мишанкова «Сестра», наверное, даже равнодушные сердца преобразило бы в милующие. Хотелось поклониться до земли кротким, терпеливым Сестричкам Милосердия, совершавшим ежедневный незаметный подвиг. Верилось: теплые воспоминания о добрых делах белых голубок и в наших сердцах затеплят стремление к милосердию, вниманию к ближним.
Мудрое стихотворение А. Дементьева «Мир держится на добрых людях» прочувствовали чуткими сердцами ученики 3А класса (классный руководитель – Галина Васильевна Мельдер), уверенные: «Если доброты не будет, то ничего не будет на земле»…
Закончился праздник духоподъемной песней «Твори добро» в исполнении хора начальной школы (солистка и руководитель С.М. Крупская). Эта песня растопит самые толстые льды! Мы дружно подпевали детям:
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо!..
Коллеги и руководители образования дали высочайшие оценки празднику милосердия и работе творческой студии «Озарение». Как хорошо, что Учителя по призванию понимают, как велика сила человеческого Слова. В нем особая духовная энергия (добра или зла), которая не исчезает бесследно. Мы впитываем ее – и она переходит в нас! И Управление образования, и учителя – все мы единодушно испытывали радость и гордость за талантливый коллектив педагогов и учащихся школы № 6. Радушные хозяева и гости искренне желали друг другу любви, внимания, сердечности и тепла. Без доброты и милосердия мир рухнет, ведь держится он не на китах, а на любви, сострадании, совести, на добрых мудрых людях, «как держится при солнце жизнь».
Ольга КОНЕЕВА, учитель Православной культуры
Создано: 13.02.2019 17:07