АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Два рассказа Клавдии Семеновны

Эту историю рассказала мне Клавдия Семеновна Николаева. Сама она родилась после войны, но ее мать иногда рассказывала детям о страшных и тяжелых военных годах. Говорить об этом спокойно она не могла, слезы навертывались на глаза, а голос срывался. Маленькая Клава запомнила многое из рассказов матери. И теперь, спустя много лет она решила поделиться этими воспоминаниями с вами. Вот два рассказа Клавдии Семеновны.

 «Моя мать вместе с двумя малолетними детьми была угнана немцами в плен в первый год войны. Но история, которую я вам расскажу, произошла чуть пораньше, когда родную мамину деревню заняли немецкие захватчики. Офицеры, выгнав хозяев, разместились в избах получше, солдаты расположились в школе.

В доме матери поселился добродушный, как казалось, немолодой немец. Он любовался поздними осенними цветами в палисаднике, что-то рисовал в своем блокноте, подкармливал хлебом и яблоками из сада своего коня.

Немцы реквизировали все продовольственные запасы у местных крестьян. Колхозников заставляли работать на полях, собирать остатки урожая.

Офицер, занявший наш дом, руководил этими работами.

Мать приходила домой с работы поздно и очень усталая. Брать что-то съестное себе строго запрещалось.

Особенно страдали от голода дети. Однажды пятилетний соседский мальчишка подобрал опавшее яблоко в нашем саду.

Это заметил поселившийся у нас немец.

Он схватил мальчишку за шиворот, поволок его к пруду и столкнул с обрыва в воду.

Мальчик барахтался в холодной воде, пытаясь выбраться на берег, а фашист брезгливо носком сапога сталкивал его обратно.

Ребенок выбился из сил и начал тонуть.

Моя мать не выдержала и бросилась спасать его.

Фашист вытащил револьвер и прицелился в нее.

Но передумал и сказал на ломанном русском: «Ты заслужила смерть, но Германии нужны твои рабочие руки. Ты понесешь наказание!»

Он срезал пучок осоки и стал бить мать по лицу, ногам и рукам.

Мать прикрывала руками щуплое тело мальчишки. Осока резала ее тело, как острая бритва.

Кровь струилась ручейками, заливая лицо, стекая на землю. Почти все удары, наносимые озверевшим немцем, она приняла на себя.

Мальчик уцелел, а глубокие порезы от осоки у мамы заживали очень долго.

Шрамы на теле и на душе остались у нее на всю жизнь….»


Когда началась война, моя мама с двумя маленькими дочками и своим отцом, моим дедушкой, жила в деревне Северики Усвятского района Псковской области. Отец ушел на фронт с самого начала войны. Многие из оставшихся в деревне мужчин подались в леса в партизаны и наносили немцам своей деятельностью немалый вред. Фашистские каратели решили примерно наказать жителей деревни за содействие партизанам. Всех жителей деревни выгнали из домов, приказали разделиться на две группы. Мужчины - налево, женщины  - направо. Мать поняла, что надо спасать старика отца. Она посадила на колени дедушке свою больную полиомиелитом двенадцатилетнюю дочь и велела ему не трогаться с места. Так же поступил еще один дедушка, взяв на колени своих малолетних внуков. Из всех деревенских мужчин остались в живых в тот день только эти два старика. Остальных загнали в сарай, облили его бензином и сожгли всех заживо. После этого женщин и детей погнали пешком до Невеля, где их ожидала огромная выкопанная яма. Всех выстроили на краю этой ямы. Напротив них стояли гитлеровцы с автоматами. Они спокойно ожидали приказа начать расстрел. Женщины голосили, прощаясь с детьми, моля Бога о помощи. Вдруг прибежал посыльный и крикнул что-то старшему. Солдаты велели всем отойти от ямы и погнали людей на вокзал.

Погрузили всех в товарные вагоны и повезли на запад. Привезли в литовский концлагерь, расположенный в городе Шауляй. Там под открытым небом пленники провели несколько дней в нечеловеческих условиях без еды и воды, после чего их загнали в бывшие конюшни.

Пленных заставили выращивать на полях турнепс для откорма немецких поросят. Дали в руки мотыги. Показали, как «правильно» их держать. Если кто-то брал мотыгу по-своему, то сразу получал дубинкой по спине. Работали в поле от зари до зари. В бараке оставались только самые маленькие беспомощные дети.

Мама с содроганием вспоминала ужасный случай, произошедший в то время. У одной женщины очень тяжело заболел маленький ребенок, и она не вышла на работу. Вечером, после возвращения с работы, пленных построили во дворе перед свинарником, отняли у матери больного малыша и бросили его к огромным свиньям, которые растерзали младенца на глазах обезумевшей матери.

Моя мать повидала много ужаса и горя, но этот случай она не смогла забыть до конца своих дней. И я тоже никогда не забуду его. И внукам своим расскажу. Пусть знают и понимают, что такое фашизм и что нет ему прощения, сколько бы лет ни прошло!

Перед въездом в деревню Северики до сих пор сохранилась могилка с памятным знаком.

Она напоминает всем людям об этом ужасе, который называется ВОЙНА.

Н. Шершнева

Создано: 17.01.2019 11:09

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить