Сергей Шишков о творческом пути и «Рождественском джазе»
В преддверии концерта «Рождественский джаз», который пройдет 5 января в ДМШ №1 имени М.П.Мусоргского, мне удалось встретиться с автором проекта пианистом-виртуозом Сергеем Шишковым. В очередной раз к нам приедет коллектив профессиональных, влюбленных в свое дело музыкантов. Все они имеют богатый творческий опыт, как в нашей стране, так и за рубежом.
- Сергей Викторович, почему Вы решили заниматься музыкой?
- В музыкальную школу, нашу на тот момент единственную школу, меня привела мама в 7 лет. Я начал заниматься по классу фортепиано у замечательного педагога Натальи Григорьевны Новицкой. Не могу сказать, что с первых занятий у меня была большая тяга к музыке, как и любому мальчишке мне хотелось поиграть в футбол, погулять. В советской системе образования все-таки все было однообразно, а вот, к примеру, в американской, детей обучают музыке через игру, они вовлекаются в процесс, и незаметно для себя становятся музыкантами. Так я занимался до тех пор, пока однажды мама не принесла мне пластинку Святослава Рихтера «Картинки с выставки». Яркие образы этой музыки, созданной М.П. Мусоргским, увлекли меня настолько, что я решил для себя стать музыкантом. С тех пор я начал увлекаться музыкой, все больше и больше.
- Кто для Вас был личным музыкальным примером?
- В советское время было много гениальных исполнителей, трудно сказать, кто мне нравился больше. Я слушал разных пианистов - Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Владимира Горовица. Меня окружали талантливые педагоги, отдающие всю свою любовь к музыке и своим ученикам. Проводилось много семинаров среди педагогов, они делились своим опытом. К сожалению, сейчас это все носит формальный характер. Повсеместно проводятся многочисленные конкурсы, значения которых я мало понимаю. Каждый может выразить свое мнение с апломбом эксперта, в том числе и навязать его. Раньше для выступлений на большой сцене отбирали самых достойных, не могу сказать, что всегда это было справедливо, но отбор все-таки был жестким. Например, в составе жюри Конкурса имени П.И. Чайковского были лучшие из лучших, равно как и исполнители.
- Где Вы продолжили обучение после школы? Когда в Вас проснулась любовь к джазу?
- В 14 лет я поступил в Псковское областное музыкальное училище. С большим теплом вспоминаю годы жизни и учебы в Пскове. Именно там я впервые увлекся джазом. Началось все с того, что мы просто подбирали музыку из кинофильмов. Были капустники, на которых мы музицировали, я стал сочинять музыку. Однажды ко мне в класс зашел известный джазовый саксофонист Аркадий Галковский, и с этого момента я стал заниматься импровизацией. Она давала мне свободу в игре. Затем я поступил в Петрозаводскую консерваторию имени А.К. Глазунова, по классу фортепиано, и в 2003 году окончил аспирантуру. Во время учебы в консерватории было много джазовых фестивалей, в которых с группой «Jassed souls» мы принимали активное участие. Один из таких фестивалей был «Звезды и мы». Для того чтобы полюбить и разбираться в джазе, его нужно изучать и постоянно слушать. Человеческое ухо быстро привыкает к традиционной трехаккордовой музыке. У большинства эстрадных исполнителей она мало чем отличается - видоизменяется гармония, темп и слова. А в остальном все одинаково.
- Вами написано множество аранжировок популярных джазовых композиций. Расскажите о них поподробнее.
- Аранжировок, действительно, много, и написаны они для разных составов.
- Почему вообще джаз, а не классика?
- Я продолжаю играть классику, и она мне нравится. Классическая музыка – музыка, зафиксированная в нотах, она учит аккуратности и точности в исполнении, избавляет от всякого наносного мусора, но она не дает исполнителю раскрыться как импровизатору или соавтору. Она воспитывает вкус, это как русский язык. Нужно постоянно читать русскую классическую литературу, чтобы не опуститься на современный сленг, держать себя на плаву. Я тоже заставляю себя читать русскую классику. Мне нравится Чехов, Короленко, Куприн. В отличие от академической музыки, в джазе ты все делаешь на ходу, и не знаешь, с чего начнешь и чем закончишь. Есть миллион наработок, которые ты используешь, но ты должен эти наработки резко «вытягивать» во время игры. Знать, когда их применить и где это будет уместно. Поэтому такую игру я всегда сравниваю с блиц-игрой в шахматы. Думать некогда - нужно ходить. Но ходить так, чтобы выигрывать. Это очень интересно, просто захватывает меня. Когда ты играешь джаз, то сразу становишься аранжировщиком, композитором и исполнителем одновременно. Все сливается воедино. До выхода на сцену ты, конечно же, продумываешь, как это будет звучать. Если, допустим, участвуют более трех исполнителей, не классическое трио: бас, фортепиано и ударные, а присутствуют еще духовые инструменты или скрипка, ты уже должен написать аранжировку.
- Расскажите о том, что ждет великолучан на концерте «Рождественский джаз», в какой по счету раз он состоится?
- Проект «Рождественский джаз» пройдет в четвертый раз. Был период, когда он не проводился по разным обстоятельствам. Многие обращались ко мне с просьбой о проведении концерта, и в этот раз он состоится благодаря людям, любящим джаз, которые по-прежнему есть в нашем городе. Все организационные вопросы, связанные с проведением и рекламой концерта, лежат на наших плечах и на энтузиастах, которые безвозмездно нам помогают. На концерте мы будем играть джазовые стандарты разных периодов. В новой аранжировке прозвучат такие известные композиции как «The Look of Love» из фильма Casino Royal и Perhaps, Perhaps, Per-haps Освальдо Фарреса.
- Какие у Вас творческие планы на ближайший год?
- В марте я вновь поеду на родину джаза в Новый Орлеан. Надеюсь, что мне удастся поближе рассмотреть этот город. Мне будет очень интересно пройтись по улицам старого города, заглянуть на церковные богослужения, пообщаться с людьми, ведь это своего рода другой мир, там очень многое отличается от нашей жизни. А это всегда важно, когда ты исполняешь музыку и знаешь ее корни.
- На каких еще концертных площадках можно Вас услышать помимо «Рождественского джаза»?
- В нашем городе подобных концертов почти не проводится. Иногда удается организовать гастроли по Северо-Западу. Приходилось выступать в Мурманске, Петрозаводске, Череповце, Йошкар-Оле, в Санкт-Петербурге.
- За годы творчества Вы посетили множество стран. Сколько их примерно?
- Я посетил 57 стран. Перечислять их все будет долго. Это почти вся Европа, США, Канада, Аргентина, Бразилия, Чили, Перу, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Африка и так далее. Помимо этого был в таких уникальных местах как остров Пасхи или курорт Бора-Бора.
- Много ли великолучан, на ваш взгляд, интересуются джазом?
- Я понимаю, что если эту музыку не показывать, то ее вообще не будет. Она есть в клубах Москвы и Петербурга, но это все локальные явления. Все держится на энтузиастах. Такую музыку крайне редко услышишь с телеэкрана или по радио, она не коммерческая. В нашем городе джазом увлечены примерно 2% населения.
- Какие важные для себя профессиональные знания Вы получили за рубежом?
- Я получил колоссальный опыт. До того как поехал в Америку, мне казалось, что я хорошо знаю английский, считал себя большим музыкантом с хорошим образованием. А на самом деле оказалось, что американцы, окончившие какой-нибудь колледж, могли мне запросто утереть нос, во всяком случае, в импровизации. Скидок мне никаких не делали, говорили на английском очень быстро. Поначалу я немного терялся, ведь каждый день ставили новые ноты, новые шоу, новые артисты, но спустя пару месяцев влился в работу. Это была лучшая школа в моей жизни. Ежедневная практика сделала свое дело. А вообще в Америке мне нравится то, что у меня есть свой агент, который предлагает мне работу, в зависимости от моих пожеланий. В России агентурная сеть слаборазвита, это просто фантастика, чтобы у музыканта был свой агент, они есть только у самых известных артистов. В США все проще. Ты записываешься в агентство, проходишь отбор, высылаешь свои записи, или к тебе просто после концерта подходят и говорят: «Вы нас заинтересовали, интересно играете. Можно взять ваши контактные данные?». Сначала тебя записывают в самый конец списка, ты будешь «музыкантом 10 звонка». Если все предыдущие артисты откажутся выступать, то пригласят тебя, и, если ты сделаешь свою работу хорошо, то пригласят снова. В любом случае, понимая, что человеку требуется работа, они находят работу всем, пускай поначалу и малооплачиваемую. С годами, перепрыгивая эти ступени, ты уже становишься музыкантом второго или первого звонка. Порой, приезжая домой, открывая электронную почту, видишь десяток предложений на работу. Это очень приятно, когда ты чувствуешь, что нужен людям, для артиста быть востребованным - это очень важно.
- Что ждет великолучан на концерте «Рождественский джаз» 5 января?
- После долгих переговоров к нам наконец-таки приезжает певица из Киева Ольга Лукачева. Могу сказать, что это очень харизматичная и высокопрофессиональная исполнительница, она лауреат «Славянского базара», участница проекта «Голос» в Украине. В Киеве, в Институте музыки имени Р.М. Глиера, где она преподает джазовый вокал, у нее всегда много новых, интересных проектов. На нашем концерте будет некий «винегрет» из традиционной и современной музыки, ведь российский слушатель довольно специфический и хочет услышать именно те композиции, которые он знает. В концерте примет участие талантливая и известная в городе скрипачка Татьяна Ямбердова. Она сыграет популярные произведения, доступные для восприятия. Мы поиграем в трио, где я также представлю свои новые аранжировки для этого состава. С нашей украинской гостьей мы еще в точности не обсуждали репертуар, все решится на репетиции. Будет рождение музыки на сцене, как это обычно бывает у джазовых исполнителей. Во время концерта я буду объяснять, что сейчас будет происходить на сцене, и рассказывать краткую предысторию композиций. Уверен, что будет интересно даже новичкам. Приглашаю всех великолучан и гостей города послушать хорошую музыку, отдохнуть, прекрасно провести вечер. Увидимся 5 января в 17:30 в концертном зале Детской музыкальной школы № 1 имени М. П. Мусоргского. Билеты можно купить в ДМШ №1 имени М.П. Мусоргского по адресу: пл. Ленина, 3; (справки по тел: 3-82-58) и в ДК имени Ленина (ул. Малышева, 13, справки по тел: 6-12-07).
Беседовал Александр КУЗЬМИН
Создано: 28.12.2018 14:36