«Учитель равен солдату Герою!..»
Школа – это прежде всего Учитель.
В.А. Сухомлинский
Будущее в руках учителя, в его золотом сердце.
А.А. Фадеев
Талант, труд, творчество
В 9-10 классах (1968/1969 и 1969/1970 учебные годы) русский язык и литературу в нашем классе преподавала Александра Станиславовна Ишора. Лучший директор, талантливый Учитель, артистка, режиссер, художник и писатель в душе, Человек, в котором все прекрасно! Она очаровала класс с первой минуты своего первого урока. Статная, обаятельная, Александра Станиславовна входила в школу как на праздник - в лучшем костюме и с радостной улыбкой на лице. Звонок на ее уроки всегда был желанным. В руках – книга с закладками. Но, как нам казалось, Александре Станиславовне можно было и не заглядывать в книгу: она знала наизусть целые произведения. Начинался урок – и мы забывали, что находимся в школе. Это был лучший театр, школа актерского мастерства и художественного слова… Нас поражали ее неиссякаемая энергия, самоотверженная любовь к учительской работе, детям, талант, труд, творчество! Она блестяще владела оружием слова! Всей душой мы переживали трагедию Родиона Раскольникова и грозу в сердце Катерины, восторгались поэзией Владимира Маяковского, размышляли над вечно современными вопросами: «Делать жизнь с кого бы?», «Жить умом или сердцем?» Хотелось все прочитать, научиться мыслить самостоятельно. У Александры Станиславовны были самые читающие классы! Помню, как после уроков и в воскресенье с подругами спешила в читальный зал, чтобы прочитать заданные главы романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Его только включили в школьную программу, и в читальном зале был единственный экземпляр. Мы втроем, забыв обо всем на свете, часами читали роман… Разве можно было огорчить Александру Станиславовну, придя на урок неподготовленным? Талант, великий труд души, творчество, подвижничество – суть замечательного педагога, самого лучшего директора и учителя А.С. Ишоры.
Литература отвечала на все вопросы
Какой эмоциональный идейно-нравственный заряд на всю дальнейшую жизнь мы получили на ее уроках Литературы, Мудрости, Жизни, Нравственности! Сокровенные струны юных душ не мог не затронуть голос мастера художественного слова, неравнодушие, умение зажигать звезды, будить мысль. Она мастерски умела увлечь весь класс коллективным сотворчеством! Какие важные современные проблемы, волнующие старшеклассников вопросы умела ставить Александра Станиславовна – известный в городе и области Учитель. Часто на уроках литературы присутствовали учителя, записывавшие каждое ее слово.
Александра Станиславовна считала урок святыней. Мы удивлялись, с каким уважением, тактично, с любовью она общалась с нами. Каждый чувствовал ее горячую заинтересованность в нашем становлении.
На самые волнующие вопросы юности отвечала нам литература – любимый учебный предмет. Мы научились советоваться с литературными героями, спешить за помощью к добрым и мудрым друзьям – великим классикам. Глобальность и образность, проблемность и целостность, каждая деталь, диалог, пейзаж – все было на незабываемых уроках Александры Станиславовны находками, неповторимыми и очень дорогими открытиями. Никаких образов! Давыдов и Болконский, Рахметов и Базаров становились добрыми примерами, идеалами, друзьями.
Помню, с каким сожалением переворачивала последнюю страницу полюбившегося произведения, зная, что еще не раз, как за живой водой, вернусь к его страницам. Мои одноклассники часто вспоминают те удивительные вопросы – золотые ключики урока! Они задавали уроку тон! Вопросы-размышления с установкой на самое важное для жизни… В литературных спорах мы были равны и неповторимы: физики, лирики, математики, биологи. И всегда на уроках Александры Станиславовны, несмотря на глубину и объем прочитанного, исследованного, прочувствованного всем сердцем, оставалось что-то загадочно-тайное, недосказанное, побуждающее вновь читать и перечитывать, думать, зовущее в библиотеку…
Каждый урок был открытием
Какое это было счастье – учиться у такого Учителя! Блестящим комментированием самых важных спорных сцен и эпизодов она создавала психологический настрой на глубокую самостоятельную работу с книгой! Поэтому мы так любили читать! Урок был началом, открытием, волновал новизной, творческим поиском, был конкурсом, турниром смекалки, знаний. С удовольствием мы учили наизусть не только стихи, но и по 1-2-3 страницы прозы! Особенно памятен первый бал Наташи Ростовой. По просьбе Александры Станиславовны я выучила его наизусть на весенних каникулах. А потом рассказывала в своем и параллельных классах! До сих пор помню не напрасно выученные страницы.
Мы искренне восхищались богатством, красотой, поэтичностью русского языка Толстого, Чехова, Тургенева, с упоением учили стихи любимых поэтов Александры Станиславовны – Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина…
Человек, в котором все прекрасно…
Прошли десятилетия, но я и сегодня вспоминаю, с каким волнением и желанием мы высказывали на уроках литературы свое мнение, спорили, обсуждали. На столе у каждого - текст произведения со множеством закладок! Так формировался читатель, человек, гражданин. Мы спорили об идеале девушки и юноши, патриота и человека. А сочинения были радостью и удовольствием! Можно раскрыть душу, поговорить с писателями, с живыми, дорогими, «не гипсом холодеющими» героями. Александра Станиславовна очень умело использовала книгу как помощницу в нравственном поиске, духовном становлении личности, что делало ее уроки уроками человековедения, любви, доброты. Это были встречи с Учителем и Литературой.
Для нас Александра Станиславовна была образцом гармонически развитой Личности, обладающей редкостной культурой мышления, талантом Педагога, даром общения. Благодаря ей в далекие 60-е годы школа №3 была известной в области, с сильным педколлективом единомышленников, славными традициями, системой воспитания и трудовой подготовки – по нынешней терминологии, самой приоритетной экспериментальной площадкой. Вот бы сохранить последующим директорам бесценное богатство опыта и педагогического мастерства тех учителей.
Интеллигентность, скромность, исключительная порядочность, достоинство, искренняя любовь к людям, заинтересованность в их судьбе, горячее желание вовремя прийти на помощь – эти завидные качества характера притягивали к ней людей всю жизнь. До последних дней она оставалась любимым учителем, мудрым, добрым другом, счастливым человеком, сделавшим правильный выбор своей единственной профессии. Она называла учительский труд «озарением». Ежедневный нелегкий чернорабочий труд – подвиг ее радовал и вдохновлял. Ее мысли, идеи были созвучны сердцам юных и зрелых.
К Александре Станиславовне часто приходили дорогие ей выпускники. Добрые письма писали любящие ее артистка Л. Чурсина, писатель В. Краснопевцев, дипломат Ю. Павлов, депутат Госдумы В. Никитин, кандидат наук А. Богданов, писатели, поэты, журналисты, врачи – благодарные ученики… Думаю, каждый из ее учеников может сказать: «Счастье, что я учился(лась) у Вас, дорогая Александра Станиславовна!» Учитель остается для нас Учителем до тех пор, пока мы проявляем интерес к его личности, знаниям, советам. С Александрой Станиславовной всегда хотелось встретиться. Возникало желание новых встреч и бесед…
В ее жизни было все: поиски смысла жизни, великая радость труда, нерастраченное чувство первой любви, короткая радость материнства, невосполнимые горькие потери, искренняя вера в идеал, преданная дружба, локоть родных и друзей, благодарная любовь учеников.
Интеллигенты из народа
Запомнились на всю жизнь незабываемые рассказы Александры Станиславовны о послереволюционном детстве. Александра была любимицей отца. В родительском доме деревни Шарапово Куньинского района односельчане час-то репетировали самодеятельные спектакли, читали стихи, играли на гармони, балалайке, мандолине. Александра никогда не слышала брани, не видела пьяных компаний. Отец соорудил на гумне сцену для самодеятельных актеров, где при свете многолинейной лампы шло загадочное действо, привлекающее зрителей. В спектаклях принимали участие мама Александры Станиславовны, хорошо игравшая в сельском оркестре, и молодая тетя – искусная рассказчица. Песни детства Александра Станиславовна любила всю жизнь: «Окрасился месяц багрянцем», «Начинаются дни золотые», «Среди долины ровныя», «Мой костер в тумане светит», «Живет моя отрада», «Кирпичики» и многие другие, к сожалению, позднее названные мещанскими и даже объявленные запрещенными. Задолго до школы отец, грамотей-самоучка, не мудрствуя лукаво, научил юную Сашу соединять буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения – учил легко, весело, играючи. И в первом классе вместо букваря Саша получила для чтения сразу «Родную речь»!
Храм науки
Выбор профессии, сознательный и окончательный, Александра Станиславовна сделала, с отличием окончив в 1937 году Великолукский педагогический техникум. Он был подлинным храмом науки, и притягательная сила его в предвоенные годы была очень велика: здесь получали солидную общеобразовательную и методическую подготовку, не уступающую по многим предметам вузовскому курсу, будущие учителя. Александра Станиславовна в 18 лет стала работать учителем русского языка и литературы в 7-летней школе села Бардино Новосокольничес-кого района.
«В кровавой, свинцовой, сплошной круговерти»…
Жестоким жерновом прошлась война по судьбам довоенного поколения, разрушив планы, мечты, надежды… Сколько горя выпало на долю Александры Станиславовны! Жестокие дороги войны навсегда разлучили с любимым мужем Александром – молодым учителем. Печальной была эвакуация в июле 1941 года в Молоковский район Калининской области. На самом деле эвакуироваться пришлось самой – проделать пеший марш-бросок более 200 километров. Александра Станиславовна оказалась в толпе беженцев с крошечной дочуркой на руках – без крова и средств к существованию, без пищи и одежды. По дороге, в деревнях, дома были переполнены беженцами, не все и не всегда пускали на ночлег, было не во что перепеленать малышку. Валечка тогда выжила чудом! Умерла она в муках от скарлатины в три годика. Разве могли мы, ученики 10 класса, в 1970 году знать причину слез Александры Станиславовны на уроке, посвященном рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Рассказывая о встрече Андрея Соколова с сиротой Ванюшей, Александра Станиславовна не смогла сдержать слез: наверное, вспомнила свою трехлетнюю доченьку Валечку, которую не смогла спасти от смертельной скарлатины. Класс замер, потрясенный ее искренностью, многие тоже украдкой смахнули слезу, сопереживая, сострадая, сочувствуя…
Александра Станиславовна навсегда запомнила полыхающий заревом пожарищ родной город Великие Луки, скорбные лица наших отступавших солдат, спрашивавших у них, беженцев: «Скажите, где наши и где немцы?» Ее спасли стойкость, сила воли и духа, терпение и поддержка добрых людей. А сердце не окаменело, не стало холодным и равнодушным от боли и горя…
На правом фланге
Учитель в годы войны – особая фигура. Это агитатор, борец, наставник. Правофланговый во всех делах. Именно таким учителем была Александра Станиславовна. Она занималась подпиской на займы, сбором денег на танковую колонну и сбором теплых вещей для воинов-фронтовиков. Сельчане уважали ее за инициативность и трудолюбие, добрый нрав, отзывчивость и участие, за красноречие. «Станиславовна, пойдем на колхозное собрание. Лучше тебя никто не скажет», - обращался к ней с уважением председатель колхоза.
В 1945 году Александра Станиславовна начала работать учителем в Великих Луках, а в 1946 году с отличием окончила Калининский педагогический институт.
Служение детям, школе, городу, Родине
С удовольствием я перечитываю бесценные методические материалы, разработки, планы уроков Александры Станиславовны. Это кладезь бесценного опыта, сокровищница ярчайших и интереснейших мыслей. То, что было пройдено и освоено ею как практиком уже в 60-70-е годы, преподается сегодня как педагогические новации. Школа – любимое, теплое, дорогое ей служение детям, коллегам, городу, Родине!
Руководимая А.С. Ишорой школа №3 была школой особой атмосферы: любви, взаимопонимания, уважения между теми, кто учил, и теми, кто учился. Александра Станиславовна всегда считала мерой своей полезности обществу любовь к своей профессии, добросовестный, честный труд, самоотверженное служение.
Уроки Александры Станиславовны были уроками воспитания гражданственности, уроками жизни. Она призывала нас, своих учеников, всегда и всюду, опираясь на великие творения классиков, честно выполнять свой гражданский долг, не растерять на дороге жизни разумное, доброе, вечное, посеянное семьей и школой, чтобы с годами возрастала требовательность к себе, расширялись горизонты видения мира, чтобы никогда не покидало присущее молодости желание быть всегда и во всем бескомпромиссно правдивыми, честными, поклоняться доброте, не искать легкого пути в жизни.
Александра Станиславовна настойчиво проводила в жизнь мудрую гоголевскую мысль: «Забирайте с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, все человеческие желания, не оставляйте их на дороге – не подымете потом»…
Мне запомнились добрые напутствия классиков нам, выпускникам, выбранные Александрой Станиславовной: «Бойтесь быть бесполезными. И помните, что жизнь без труда – воровство, жизнь без творчества – варварство»… Она любила мысль Горького: «Лучшими будут считаться те, кто шире обнимет сердцем весь мир!»
Спешила делать добро
Александра Станиславовна считала большой честью для себя избрание депутатом Верховного Совета 5-го созыва. Трижды она избиралась депутатом Городского совета депутатов – 10-го, 11-го и 12-го созывов. Умело руководила депутатской группой, была одним из лучших лекторов-пропагандистов городского общество «Знание». За добросовестный труд, активную общественную работу Александра Станиславовна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За трудовое отличие», знаком «Отличник народного просвещения», орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными юбилейными медалями, грамотами Министерства просвещения…
Фамилия А.С. Ишоры занесена в Книгу Почета города Великие Луки. Она прожила яркую, большую и красивую жизнь, сохраняя творческую активность, живой интерес к людям, жизни, городу, Отечеству.
Мне посчастливилось дружить с Александрой Станиславовной более тридцати лет. Ее яркая личность оставила добрый след в моей жизни и сердцах многих великолучан. Тепло, сердечность, радость и роскошь общения с нею незабываемы! Это высокая честь – называть себя ученицей Александры Станиславовны! Знаю, что к ней за советом обращались многие знакомые и незнакомые люди как к умному, доброму, мудрому человеку, всегда готовому помочь, поддержать словом и делом. Случайно я узнала, что Александра Станиславовна и учителя школы №3 помогли будущему писателю Валентину Краснопевцеву: его семья нуждалась, а талантливый юноша мечтал стать студентом Ленинградского государственного университета. Выделив средства из своей скромной зарплаты, учителя купили Валентину костюм, две рубашки, туфли, собрали деньги на дорогу, питание и проживание в Ленинграде. В. Краснопевцев оправдал их доверие, поступил в университет и учился отлично. На видном месте в книжном шкафу Александры Станис-лавовны стояли шесть его книг с автографами! Приезжая в родной город, он всегда приходил к любимой учительнице с букетом цветов.
Я любила слушать Александру Станиславовну! Ее речь осталась в моей памяти как ярчайший образец литературного языка - богатого, великого и могучего. Александра Станиславовна была самым лучшим внештатным корреспондентом «Великолукской правды». Я читала все ее статьи, с удовольствием перечитываю и сейчас. Ярче, умнее, талантливее написать невозможно! Чудесные отзывы писали читатели на ее очерки и мемуары, написанные прекрасным литературным языком! Она говорила как писала, ясно мыслила, четко выражала мысли до последнего часа. Ее любовь к жизни, людям, сопричастность, увлеченность книгой вдохновляют и сегодня.
Глубокие, прочные знания, полученные на обычных школьных уроках (без дополнительных занятий с репетиторами), помогли выпускникам школы №3 поступить в лучшие вузы страны (только в нашем 10 «А» классе 1970 года выпуска из 40 выпускников 38 стали студентами столичных вузов!).
Есть с кого брать пример!
Став студенткой, я всегда с радостью спешила к моим дорогим Александре Васильевне и Александре Станиславовне, чтобы поделиться впечатлениями о новых прочитанных книгах, спектаклях, рассказать о захватывающе интересных лекциях и семинарах по старославянскому языку, исторической грамматике, античной и современной литературе. Как нравилось мне размышлять вместе с ними, обсуждать трактовки литературных произведений на вузовских лекциях и практикумах, методику своих первых уроков. Очень хотелось проводить такие же уроки, как у них, – самые лучшие и памятные!
Побывав на уроках лучших ленинградских словесников, я вновь и вновь убеждалась, как повезло с моими самыми талантливыми на свете Учителями! Живут в памяти наши интереснейшие беседы о литературе и жизни. Часы летели как минуты. Помню неземное ощущение истинного счастья: есть с кого брать пример, у кого учиться, к какому идеалу стремиться! Хотелось подражать им в безграничной любви, высокой требовательности, эрудиции, педагогическом мастерстве, человеческом таланте, глубине знаний, искренности, физической и духовной красоте. От великой роскоши общения с творческими личностями рождалось желание «светить всегда, светить везде»…
Незримые нити, соединяющие сердца
Любовь и память не умирают. Годы ничего не смогли преуменьшить: мои дорогие Александра Васильевна и Александра Станиславовна останутся до конца моей жизни любимыми и очень дорогими!
Милые мои учителя! Вы навсегда останетесь для меня идеалом. Вы были бессребрениками, абсолютно бескорыстными тружениками, людьми великой красоты души. Я знаю, что они никогда не принимали подарков и денег ни от учеников, ни от родителей. Зато всегда с радостью откликались на просьбы помочь, еще раз объяснить трудную тему, предлагали (и даже заставляли) заниматься дополнительно до и после уроков ученикам, пропустившим занятия, и слабоуспевающим. Они спешили делать добро, нести свет знаний и любви!
У Александры Васильевны и Александры Станиславовны было много общего: они любили друг друга, дорожили верной дружбой с далекого 1934 года – начала учебы в Великолукском педагогическом техникуме. Вдохновенные романтики, бескорыстные труженики, они непоколебимо верили в то, что красота, доброта, труд и знания преобразят мир, улучшат наше будущее. Их учительская работа закончилась в далеком 1972/1973 годах. Благодарные ученики, родители и коллеги их помнят и любят поныне.
Хоронили Александру Станиславовну 1 сентября 1999 года. Прощание с нею в Гимназии имени С.В. Ковалевской было торжественно-печальным. В течение пяти часов текла бескрайняя людская река: учителя, ученики, выпускники, родители, представители Администрации города, Управления образования… Были выпускники, приехавшие издалека.
Мне так не хватает их искренней любви, горячей заинтересованности, добрых, любящих глаз, мудрых советов. Их бессмертные и прекрасные светлые души теперь украшают Вечность. Я чувствую любовь и ощущаю родство наших душ. Молитва и Любовь, добрая память, благодарность – незримые, но очень прочные нити, соединяющие нас…
Ольга КОНЕЕВА,
выпускница школы №3 1970 года, Заслуженный учитель России
Создано: 05.10.2018 10:22