АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени»

Учитель – это не работа даже,

это – служение!..
А.С. Макаренко

«Большое видится на расстоянье»…

В сентябре 2018 года – юбилей моей родной школы №3 (нынешней Гимназии имени С.В. Ковалевской). 60 лет – это весомо и зримо! Здесь 10 классов пройдено! Здесь родились дружба на всю жизнь, любовь к родному городу, людям, Родине… Здесь мне посчастливилось встретить так много определивших в моей жизни дорогих, незабываемых, любимых Учителей: Александру Васильевну Кузнецову и Александру Станиславовну Ишору. Годы, люди, жизнь не изменили моего детского трепетного отношения к ним. Они остались самыми любимыми, самыми авторитетными, самыми уважаемыми, важными, идеальными, дорогими людьми, перед именами которых в знак великой благодарности всегда хотелось «смиренно преклонить колени». Своими энциклопедическими знаниями, педагогическим, методическим мастерством они могли осчастливить любые образовательные учреждения. Их приглашали работать в высшие учебные заведения. Но их главной любовью была школа. Любимой профессией – учитель. Школа №3 60-70-х годов, потому что здесь работали наши любимые Учителя, благодаря им стала любимой для многих выпускников.

С годами понимаешь, какое счастье – встретить на своем жизненном пути Учителя. Не равнодушного информатора школьной программы, а Личность, Учителя одаренного, прекрасно знающего и горячо любящего свой предмет и учеников, Человека доброго и строгого, заботливого и требовательного, имеющего призвание – учить… Учителя с открытым сердцем, умного, интересного, творческого, всегда желанного собеседника и Друга, интерес к личности которого постоянен – с детства на всю жизнь!

Мои учителя исполнили Евангельский завет – несли трудные, неудобоносимые бремена других, не экономили, не жалели ни сил, ни времени, ни мудрости, ни опыта, ни знаний… Они были как реки, полноводные изначально.

Школа №3 была не просто местом их работы, а главным, любимым Делом жизни, в котором их личности состоялись. Они не могли быть счастливыми без школы, уроков, без учеников.

Поэтому и сегодня, когда прошло 45 лет с тех пор, как они не работают в школе, их помнят, любят, о них рассказывают тепло и сердечно. Чтут их светлую и добрую память. Молятся об упокоении их душ.

Их дело не пропало, не кануло в Лету бесследно, а воплотилось «в пароходы, в строчки и другие добрые дела», удачи и успехи тысяч пожизненно благодарных им учеников, которые любят и знают родной язык и литературу, передают любовь и знания своим ученикам, детям и внукам, а также доброе отношение к жизни и людям…

Мои дорогие учителя стали для меня самыми добрыми, искренними, задушевными друзьями, главными и строгими судьями. Я всегда очень боялась их огорчить, потому что искренне любила.

Учитель от Бога

В 5 классе в далеком 1964 году Александра Васильевна Кузнецова стала моей любимой учительницей, а русский язык и литература – любимыми предметами. Родилась мечта – стать учителем, быть во всем похожей на милую Александру Васильевну. Несомненно, она была учителем от Бога! Как я любила ее уроки, как ждала их! Самая красивая, обаятельная, она входила в класс со стопкой тетрадей – добрая и строгая, все на свете знающая, неземная… А в прекрасных лучистых, глубоких и красивых глазах – всегда грустинка. Так хотелось ее порадовать! Александра Васильевна любила русский язык и литературу всей душой. Она любила и нас, отличников и даже троечников. И не удивительно, что мы полюбили и ее, и русский язык, и литературу. Как хотелось проникнуть в глубину и тонкости родного языка! Оживали непонятные греческие и латинские корни, орфоэпия и этимология, морфология и синтаксис раскрывали свои тайны…

Я и сегодня помню ее несравненные уроки! Особенно мне нравилось комментированное письмо! Сегодня существует множество надуманных, нереальных способов повышения уровня грамотности. Объявления в столичных вагонах метро призывно обещают научить русскому языку за 30, 20 и даже 12 часов. Изучив некоторые из этих методик, я сделала вывод: куда им, новоиспеченным авторам, до умения Александры Васильевны учить русскому языку! Комментированное письмо было для нас радостным и долгожданным; каждый из класса на каком-то уроке становился учителем; все слова комментировались по слогам, объяснялось правописание!.. Если объяснение было правильным, Александра Васильевна одобрительно молчала, за умелый разбор сложных предложений хвалила. Если ученик ошибался, исправлял ошибку кто-то из одноклассников. Обязательно несколько человек работали у доски, на первых партах кипела работа по индивидуальным карточкам. Мы полюбили сочинения-рассуждения, сочинения по личным наблюдениям, интервью и репортажи на основе передач. Она незаметно развивала литературно-творческие способности каждого – и рождались наши статьи в стенгазету, зарисовки, очерки-портреты. Особенно нравилась нам работа над рассказами с необычным построением, оригинальным сюжетом, началом и концом. Какие чудесные сочинения и рассказы писали мы на уроках, как вдохновенно читала их Александра Васильевна, как умела похвалить, воодушевить начинающих авторов! Надо было стремиться к ясности мысли, краткости, а писать так, чтобы читающий видел написанное словами как живое. А какие мудрые предложения, объясняющие правила, какие прекрасные стихотворные строчки записывали мы под ее диктовку! Тогда мы еще не знали, что предложения Александра Васильевна тщательно подбирала из лучших произведений классики – «разумное, доброе, вечное» и человекоформирующее. Мысли, над которыми хотелось думать!

Залюбуешься, бывало, ее одухотворенным лицом, заслушаешься прекрасно поставленным голосом, с любовью и волнением вводившим нас в мир великой классики: Достоевского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Незаметно, с удовольствием овладевали мы умением, необходимым всем без исключения: правильно, убедительно, ярко, грамотно выражать мысли в письменной и устной форме, владеть родным языком, понимать, чувствовать, любить его, учились конспектировать, работать с книгой, словарем, не бояться мыслить самостоятельно.

Дети чувствуют, кто их любит

Добрый свет тех незабываемых уроков!.. Он живет в моем сердце шестое десятилетие! С какой любовью, как красиво, живо, интересно, захватывающе проводила дорогая Александра Васильевна уроки, факультативы, занятия кружка по русскому языку, дополнительные занятия для слабоуспевающих и интересующих! Общение с ней на уроках и во внеурочное время было приятным и радостным. Мы видели ее восприятие мира, ее отношение к людям, коллегам, детям, родителям, жизни. И все было нам по душе, потому что дети (как никто другой!) безошибочно тонко чувствуют, кто их любит, кто искренне желает им добра. Стиль общения Александры Васильевны с учениками, горячая заинтересованность в успехе каждого, умение поддержать, ободрить, похвалить при всех (зачастую авансируя) даже за маленький, но уже успех, пожурить наедине, заставить задуматься, ее тонкий, добрый юмор – все рождало желание трудиться, учить, читать, много работать самостоятельно, с душой, серьезно готовиться к урокам, чтобы порадовать любимого Учителя.

Я всегда мечтала быть во всем на нее похожей. Увидев мой искренний интерес к русскому языку, узнав о мечте стать учителем, Александра Васильевна очень помогла мне: смело и уверенно разрешила проверять тетради учеников 4-5 классов девчонке-шестикласснице. Это было радостно и очень ответственно! Я старалась оправдать доверие, не подвести любимого учителя.

Секрет ее светлого магнетизма, обаяния поняла спустя годы: мы любили Александру Васильевну за любовь к нам, которую она так щедро дарила, бескорыстно, искренне, ничего не требуя взамен, Библейскую любовь, которая не превозносится, не гордится, милосердствует, долготерпит… Благодаря ей мы учились видеть в обычном необычное, замечательное… И жить от этого становилось намного интереснее и радостнее.

Первая проба пера, посвященная Учителю

Помню пробу пера. Свою первую заметку я написала в «Учительскую газету» на конкурс «Рассказ о любимом учителе». О ком? Конечно, о дорогой Александре Васильевне, о ее любимых уроках русского языка и литературы. Мой рассказ напечатали полностью, и на сентябрьском педсовете в 1965 году директор школы А.С. Ишора прочитала его учителям.

Видела даже молчащего на «отлично»

У Александры Васильевны была удивительная картотека: наших удач, достижений и богатая коллекция ошибок, языковых погрешностей, над которыми мы работали. Она научила нас слушать и запоминать, сравнивать и анализировать, любить жизнь, природу, путешествия, людей, ценить дружбу, дорожить хорошей книгой. На всю жизнь я запомнила счастливые, прекрасные мгновения ее уроков, великое счастье общаться с нею, дружить, любить ее! Как безошибочно она умела видеть каждого ученика по глазам – открытым, доверчивым, думающим. Угадывала и видела даже молчащих на «отлично»!

Знания – сила!

Ученики Александры Васильевны отмечались грамотностью, много читали, любили стихи и прозу. До сих пор пом-ню, как на консультации по русскому языку в Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена преподаватель предложила абитуриентам выйти к доске и выполнить задание, подобное экзаменационному. Моя любимая Александра Васильевна, словно все предвидя, наказала мне обязательно поднять руку и, преодолев страх, выйти к доске, чтобы обрести полную уверенность в своих знаниях. «Если не поступишь ты, то кто же поступит?» - уверенно воодушевляла она, а конкурс был огромный – 16 человек на место. Руку я подняла робко, а задание выполнила быстро и уверенно. Удивленный преподаватель, высоко оценив грамотный фонетический, морфологический и синтаксический разбор, спросил: «Вы выпускница 310-й лингвистической школы?» И еще более удивился, услышав, что я из обычной школы города Великие Луки.

Волнующая и воспитывающая история жизни

Судьба подарила мне счастье дружить с незабвенной Александрой Васильевной 42 года! В ее жизни мне все близко и очень дорого. Красивая, добрая деревенька Курова Гора Великолукского района Марьинской волости – ее родина. Здесь «простор такой, что не окинешь оком», а синь неба запечатлелась в ее самых добрых и умных, прекрасных глазах, ласковое солнце – в обаятельном лице, золото колосьев – в дивном золоте русской косы. Девочка росла смышленой, как говорили в деревне, от природы даровитой, послушной. Все спорилось и ладилось в ее умелых руках, любящих любой труд, умела работать на загляденье весело и красиво. В довоенные годы одной из самых уважаемых женских профессий была профессия учителя.

Александра полюбила свою первую учительницу. Ее любимой игрой стала игра в школу. Так родилась мечта. Семилетку закончила с круглыми пятерками. Как радовались родители, когда обе дочки - старшая Александра и младшая Анастасия - поступили в Великолукский педагогический техникум. Семья переехала в Великие Луки и жила в маленьком уютном домике на улице Тимирязева.

В педтехникуме Александра училась увлеченно, с курса на курс переходила с отличными оценками и Похвальными листами. Преподаватели диву давались, откуда в девочке из села природная грамотность, истинное чутье к языку, способность понимать, чувствовать слово, талант «корчевать» исторические корни русских и заимствованных слов. Казалось, все в жизни складывалось удачно! В техникуме Александра встретила первую и единственную на всю жизнь любовь – будущего учителя физики и математики Федора. Вышла замуж по благословению родителей. Все родные радовались: муж и жена – учителя, вместе и на работе, и дома, а наглядеться друг на друга не могут. Любящие супруги мечтали о большой семье. Наверное, семья была бы и большая, и дружная, и крепкая, если б не война, так внезапно ворвавшаяся в их жизнь… У них родилось только двое детишек: сынок, очень похожий на Александру, и доченька – вылитый Федор. Но война принесла вместо радости слезы, разлуки, смерть, горе…

«Война! Печальней нету слова…»

Для Александры Васильевны ничего «жесточе и печальней» слова «война» не было на свете. Война украла, уничтожила, разрушила все самое дорогое. Об этом и сегодня я не могу ни говорить, ни писать безучастно, а осмыслить глубину этой беды человеческим умом непостижимо. Разве можно было представить в тот самый длинный и трагический день - 22 июня 1941 года, - что жестокая война не пощадит молодой, счастливой семьи Кузнецовых. Через несколько месяцев Александра получит скорбный треугольник с сообщением, что на Украине пропал без вести ее муж Федор – 24-летний, любимый и любящий. Она с малышами попадет под бомбежку, маленький Славик умрет у нее на руках: от содрогнувшего небо и землю взрыва не выдержит его маленькое сердечко, через полгода от голода и болезней умрет малышка Танечка…

Она на всю оставшуюся жизнь запомнила, как методически, через одинаковые промежутки времени доносились орудийные выстрелы (сначала далеко, потом ближе), железный клекот снарядов, их воющий гул … и вдруг совсем рядом желтой зарницей вспыхнуло пламя и, как самый страшный раскат грома, - взрыв… Когда Александра Васильевна очнулась, услышала стоны, плачущие, причитающие всхлипывания… Не дай Бог никому стать в 24 года вдовой, в каждой из трех могил дорогих и любимых, единственных – частица ее сердца. Великое горе обрушилось на хрупкие плечи Александры, лишившейся сразу всего: семьи, любви, счастья…

Выжить помогли сила духа, горячая любовь к Родине (стихотворение К. Симонова «Родина» - ее любимое, оно пережито и прочувствовано), молодость, учительский долг, страстное желание помочь очень нуждавшимся в ее знаниях, заботе девчонкам и мальчишкам (ее ученикам), многие из которых потеряли родителей, да общее – одно на всех – горе всей страны и каждой семьи… Помогли пережить горе сестрам Александре и Анастасии, младшей сестре, тоже потерявшей в годы войны двоих детей, их добрые и умные родители: отец Василий Емельянович, портной-самоучка, профессионал высочайшего мастерства, и мама, милая, добрая, гостеприимная Мария Гавриловна.

Она тоже стала моим добрым другом. До сих пор, хотя прошло уже полвека, помню то незабываемое, потрясающее впечатление, которое произвел на меня рассказ Марии Гавриловны, как она не узнала свою родную старшую дочь Александру в постучавшей ночью в дом беженке, показавшейся ей старушкой. Платок до бровей, осунувшееся, почерневшее лицо в кровоподтеках и ссадинах. Рука завязана платком. Молчит, не говорит и не слышит – глухонемая или контуженная... Одни печальные глаза на исхудавшем лице… Мария Гавриловна решила, что бедняга пережила большое го-ре, видно, болящая, раз по миру пошла – и протянула ускройку хлеба и вареную картошку… И вдруг со стоном «мамочка!» ее любимая дочь Александра, от которой столько времени не было ни весточки, прижалась к ее груди, как маленькая беззащитная девочка.

Обливаясь горькими слезами, она рассказала о своем безысходном, непоправимом горе, о двух дорогих могилках сыночка Славика и доченьки Танечки под Рудней в Смоленской области… Вспоминали всю ночь о бедах, испытаниях, разлучающих дорогах войны. Мать и дочь выплакали реки слез. Любящие, родные по духу и по крови, они всегда понимали друг друга с полуслова.

Скорбь обратилась во благо для души

«И становлюсь я на колени перед военным поколеньем» - это об Александре Васильевне. Сколько горя она пережила, а осталась таким светлым, любящим, добрым, милым, солнечным Чело-веком! В недавно переизданном «Дневнике православного священника», жившего в 19 веке (имя его не указано), я прочитала: «Блажен тот, чья скорбь не ожесточила сердце, а обратилась во Благо для души. Такое влияние скорби … возможно по милости Божией…». Это написано словно о моей незабвенной Александре Васильевне.

Святой долг

После войны Александра Васильевна жила в Великих Луках с родителями в землянке недалеко от сырзавода. Весной талая вода текла по стенам, капала с потолка, и приходилось подставлять корыта, ведра. На потолке сажали картошку. Семья обрадовалась маленькой комнатке в коммуналке на улице Сибирцева, где жили впятером в мире и ладу. Хорошо помню слова Александры Васильевны: «После войны столько детей, людей нуждались в моих знаниях, внимании. Моим святым долгом было хорошо научить их русскому языку и литературе – главным человекоформирующим предметам». Она не помышляла устроить личное счастье.

После войны работала учителем, завучем, инспектором гороно, директором сельской школы, методистом кабинета русского языка и литературы Великолукского института усовершенствования квалификации учителей. К счастью, с 1 сентября 1958 года, когда открылась новая школа №3, А.В. Кузнецова вернулась к своей любимой работе учителя русского языка и литературы, в чем нам очень повезло.

Александра Васильевна прекрасно воспитала любимую племянницу Эльвиру, ставшую известным врачом-психиатром в городе Смоленске. Помогла супругам докторам Эльвире и Владимиру выучить и воспитать дочерей Ольгу и Веру, продолживших семейную династию врачей Леутенковых, а также их троих детей. Трогательно заботилась о племяннике Владимире, знаменитом в Твери враче нейрохирурге, заведующем отделением областной больницы.

Сколько людей вспоминает об Александре Васильевне с любовью и теплом. Нельзя забыть ее добрый, участливый голос. Она продолжает жить в наших сердцах.

Помню, люблю, благодарю

С волнением перечитываю дорогие мне письма Александры Васильевны. Сколько в них добрых, умных, искренних, мудрых советов по всем без исключения вопросам, любви, тепла, заботы. И в 90 лет моя любимая Александра Васильев-на сохраняла светлый ум, прекрасную память, жизнелюбие. Учила, читала наизусть стихи, молитвы, прозу… Ведь 90 лет – мудрый возраст Святых, подарок Бога, дар Небес.

Я очень многим обязана ей: и поступлением в лучший педагогический вуз в стране, и непроходящей любовью к русскому языку и литературе, и вечно волнующей памятью о войне… История, трагедия войны, боль и горе военного поколения вошли в мое сердце, в мою жизнь из ее рассказов, жизнь и судьба потрясли до глубины души. Впервые так ярко, так зримо и живо обрели родную плоть, наполнились родной кровью знакомые, но раньше такие книжные, далекие слова: «фронт», «тыл», «бомбежка», «эвакуация», «оккупация». Тяготы военного лихолетья я по-настоящему осознала из жизни и судьбы дорогой Александры Васильевны, ощутив впервые в жизни такое глубокое сопереживание, сопричастность. Всем сердцем восприняла вечную истину: «Никто не забыт и ничто не забыто». Ведь война прошла через жизни, семьи, судьбы, души дорогих мне людей. С тех юных лет все, связанное с войной, о войне, для меня священно, а к людям особенного военного поколения отношусь с великим уважением, любовью, трепетом, преклонением.

Моя Александра Васильевна не умерла, она просто мирно и тихо, по-христианки перешла в неведомую Вечность. И сегодня чувствую любовь, заботу, помощь, свет ее живой и доброй, родной и близкой мне Души.

Ольга Конеева

Создано: 25.09.2018 14:29

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить