Царская Жертва и уроки истории
Святой Царь Николай II воспринимается нами сегодня как Ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всем мире. Он был дан, чтобы явить образец православного Государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию…
Протоиерей Александр Шаргунов
Через год я буду поступать в юридический институт. Чтобы быть хорошим юристом, следователем, адвокатом, нужно хорошо знать отечественную историю, которая, по словам поэта Я.Смелякова, «не терпит суесловья»… В июле 2018 года исполнилось 100 лет со дня невинного убиения богоборцами Святой Царской Семьи последнего Российского Императора Николая II. В связи с этим печальным юбилеем появились новые замечательные книги и фильмы. Образ Святого Царя Мученика стал мне очень дорог. Я узнала ту правду, которую, к сожалению, не рассказывают учебники истории. Хочу поделиться прочитанным и осмысленным мною.
Злодейское убийство Царя Николая Александровича, может быть, является центральным событием истории XX столетия. Архимандрит Константин Зайцев писал, что в те годы уже не было трепета перед Царской властью и той уверенности, что Царь несет с собой благодать Божию, которую нельзя заменить ничем, - все это исчезло.
Я поняла, что и в программе декабристов, которыми мы восхищались на уроках литературы и истории, одним из обязательных пунктов было уничтожение Царского рода. Еще раньше эту проблему решили английская и французская революции. В романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев нарисовал образ нигилиста Базарова. Впервые я задумалась над небезобидными, как кажется вначале, мыслями главного героя произведения. В предреволюционный период жизни Царской семьи, верных слуг Царя и Отечества подвергались каждодневной опасности. А ведь России Господь даровал умного, верного, самоотверженного, любящего Бога, народ и Отечество Государя Императора. «Он выше всех Царей будет», - говорила блаженная старица Параскева Ивановна Дивеевская. Комиссия Временного правительства, созданная для обнаружения доказательств «антинародной» деятельности Царя, ничего не обнаружила. Один следователь эсер честно сказал: «Что мне делать, я начинаю любить Царя». А главный следователь В. М. Руднев закончил свой доклад словами: «Император чист, как кристалл». Святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский пророчествовали о скорой и страшной катастрофе за отступление русского народа от святой веры дедов и прадедов… Русская Церковь знает такой вид святости как Страстотерпчество: она прославляет тех, кто безропотно, со смирением и молитвой терпел страдания. Нам известны святые Князья, первые русские Мученики Борис и Глеб, которые не проявили никакого сопротивления родному брату Святополку, несмотря на готовность приближенных спасти их. Как Иисус Христос на Голгофе, они молились за своих палачей. Такими же Страстотерпцами были Князья: Киевский и Черниговский Игорь, Тверской – Михаил, Андрей Боголюбский, Царевич Дмитрий Угличский. Я увидела в страданиях и смерти этих святых многое, объединяющее их с судьбой Царственных Мучеников.
Премьер-министр Императорского правительства В.Н.Коковцев свидетельствовал: «Я уверен, что нет той жертвы, которую бы Государь Николай Александрович ни принес в пользу своей страны…»
Мне очень понравились воспоминания учителя Царских детей Пьера Жильяра: «Государь был одарен замечательными личными качествами. Он был воплощением самых благородных и лучших чувств русской души. Он подчинился своей судьбе и покорно принял сверхчеловеческий труд, порученный ему Богом. Всеми силами своей души он любил свой народ и свое Отечество. Особенно горячо любил Государь простонародье и русского крестьянина, к улучшению жизни которого стремился всей душой…» Пьер Жильяр был прав: теперь, через 100 лет Царской Жертвы, история наконец-то воздала должное нашему православному Государю и всей Святой Семье Царственных Мучеников.
С грустью читала я воспоминания другого учителя Царских детей – Сиднея Гиббса: «Я всегда чувствовал, что мир… никогда не принимал Императора Николая II всерьез, и я часто интересовался - почему… У него не было низменных качеств… Он не ставил себя выше других, но при этом был исполнен спокойствия, самообладания и достоинства. Главное, что он внушал, - трепет, а не страх. Я думаю, причиною этого были его глаза…. Прекрасные глаза его были настолько ясными, что казалось, он открывал вашему взгляду всю свою душу… Душу простую и чистую. Никто больше так не мог смотреть».
Фрейлина Императрицы София Буксгевден в своих воспоминаниях рассказывает об удивительной доброте и щедрости Государя Николая Александровича. Несмотря на огромную занятость, он часто по вечерам приглашал в рабочий кабинет начальницу Василеостровской женской гимназии А.П.Олленгрен и просил представить ему списки наиболее нуждающихся детей, состоявших под ее попечительством. Суммы, которые Царь жертвовал из своих личных средств, иногда были весьма крупными. Однажды она решилась сказать, что сумма слишком велика, что на всех не напасешься, на что Государь твердо ответил: «Царь должен на всех напастись»… В конце приема он шепотом просил никому ни слова не говорить о его помощи.
Незабываемые воспоминания оставил флигель-адъютант А. Мордвинов: «Взгляды Государя и его семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов… Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие и родные – они не сплетничали ни о ком».
6 сентября 1915 года Царь Николай прибыл в Ставку и возложил на себя пост Верховного Главнокомандующего Русской армией в самое тяжелое время. Замечательные победы одержали русские войска под его руководством. И если бы не революция, Первая мировая война, несомненно, завершилась бы нашей победой.
Генерал Дитерихс писал, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами темных сил, которые вскоре построили на месте алтарей взорванных храмов общественные туалеты, было сознательно выбрано место и день убиения Святой Царской Семьи. Враги России понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина, будет поруганием клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года. Миллионы православных христиан в России, отрекшихся от своей веры, участвовали в этом жутком преступлении.
Говоря о святости Царя Николая Александровича, мы имеем в виду его мученический подвиг, связанный не только с христоподражательной жертвой, но и с его благочестивой жизнью, с подвигом смиренного принятия Воли Божией. Многие из разрушителей России бездумно и безвольно помогали масонам, гонителям Веры Христовой, яростным врагам самодержавной власти. С грустью думаю: а в каком стане, на чьей стороне были мои предки – с верноподданными или с заблудшими, собиравшимися построить свой новый мир…
Как говорил в 1932 году Святитель Николай (Велимирович): «Если бы Царь Николай прилепился к Царствию земному, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге… Но он прилепился к Царствию Небесному… и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его…»
Своим подвигом Страстотерпчества Царь посрамил демократию – «великую ложь нашего времени», когда все определяется большинством голосов и, в конце концов, теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву…» - не Христа, но антихриста. Один из важных уроков, который мы должны извлечь: как опасен всякий компромисс с ложью… Давайте задумаемся: а разве менее опасно это сегодня? В пророческом завещании Царя о том, что зло, которое сейчас в мире ( революция 1917 года ), будет еще сильнее, но не зло победит зло, а любовь; в крестной молитве сестры Царицы Елизаветы Феодоровны: «Господи, прости им, не знают, что творят», - я вижу свет. Только благодаря этой верности, этому свету у нас есть надежда на лучшее будущее, которое обязательно наступит, если мы найдем свою дорогу к Господу и храму Божию.
И еще один важный урок я извлекла из подвига любви и веры избранника Божия Царя Мученика Николая Александровича: попытка найти твердую опору помимо Бога обречена на провал. По словам пророка Божия, эта опора всегда оказывается «подпорою тростниковою».
Мне очень понравилась мудрая мысль нашего великого соотечественника, выдающегося ученого, историка В. О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». В год 100-летия Царской Жертвы нельзя не задуматься над горькими и вразумляющими уроками века минувшего, над покаянием за клятвопреступление, предательство Святой Царской Семьи, отвержение Бога и Его Заповедей, чтобы никогда не повторилась трагедия 1917 года , не появилось безумное желание начать историю сначала.
Ольга Шаненкова,
школа №9
Создано: 13.09.2018 14:48