Футбол на Красной площади
6 июля 1936 года на Красной площади проходил традиционный физкультурный парад. Председателем правительственной комиссии по его организации был Александр Косарев, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ. Ему-то и пришла удивительная идея: провести футбольный матч прямо на Красной площади. Присутствовать на нем должны были советские руководители, стоящие на трибуне мавзолея, в том числе и сам Сталин - «Лучший друг физкультурников».
Вождь был равнодушен к футболу, не то что многие другие советские начальники. Но даже молчаливое одобрение Иосифа Виссарионовича имело бы решающее значение для дальнейшей популяризации футбола в СССР. Организацию этой необычной игры комсомольский вожак поручил «Спартаку», который он тогда курировал.
Брусчатку Красной площади решили на время матча закрыть огромным ковром, сшитым из войлока, покрасить его зеленой краской под цвет травы и нанести футбольную разметку.
Куски войлока сшивали прочным шпагатом прямо на Красной площади, причем занимались этим десятки спортсменов общества «Спартак» - легкоатлеты, пловцы, гребцы, футболисты, боксеры. Работали исключительно по ночам, когда милиционеры закрывали Красную площадь для проезда транспорта.
За день до парада гигантский ковер был, наконец, готов.
Сценарий показательного футбольного матча представил Николай Петрович Старостин, как раз в том 1936 году возглавлявший Московский городской совет общества «Спартак» и непосредственно участвовавший в организации необыкновенного матча. Основной и второй состав футболистов «Спартака» должны были разыграть футбольный спектакль. Заранее были «расписаны» и будущие голы, забивать которые надлежало в самых разных игровых ситуациях и разными способами: после углового, с одиннадцатиметрового удара, дальним ударом, головой, в падении через себя…
И вот, наконец, пришел черед футбола. На «поле» выбежали игроки, матч начался. По сценарию парада на футбольный матч было отведено полчаса. Однако он мог в любой момент прекратиться по сигналу комсомольского секретаря Александра Косарева. Тот стоял на трибуне мавзолея рядом со Сталиным, напряженно наблюдая за его реакцией на игру.
Но, судя по всему, игра пришлась Сталину по душе. Матч прошел по сценарию: футболисты забили семь красавцев-голов на любой вкус. Основной состав «Спартака» выиграл у второго состава со счетом 4:3. Публика была в восторге, футболисты-актеры, выступавшие на глазах вождя всех времен и народов, счастливы…
Вряд ли тот же Николай Старостин мог тогда представить, что через шесть лет, когда не будет бывших наркомов НКВД, ни Ягоды, ни Ежова, он будет арестован. И что среди прочих нелепых обвинений руководителю «Спартака» будет предъявлено и такое: как раз во время этого физкультурного парада 6 июля 1936 года «готовил покушение на товарища Сталина».
А еще раньше, меньше, чем через
три года, генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев, стоявший на трибуне мавзолея рядом со Стали-ным, будет, как говорится в его биографической справке, «Военной коллегией Верховного суда СССР 22 февраля 1939 года приговорен к расстрелу». Он тоже якобы «готовил покушение на вождя» и был расстрелян 23 февраля этого же года.
А 18 июля 1939 года в День физкультурника состоялся еще один матч на Красной площади между московскими клубами «Спартак» и «Динамо». Матч прошел интересно и живо, голов друг другу не забили. Игра завершилась со счетом 0:0, так как время матча было укорочено, видимо, по указанию самого Сталина, который также присутствовал на трибуне мавзолея.
В. ШАТРОВ