XVII учительская и IV Епархиальная научно-практическая конференция. «Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт»
Научно-практическая конференция в Новосокольниках – радостное и памятное событие! 18 мая 2018 года по приглашению средней школы и Свято-Никольского храма на XVII учительскую и IV Епархиальную конференцию прибыли делегации священнослужителей и педагогов из Великих Лук, Себежа, Пыталово, Невеля, Новоржева, Локни, Новосокольнического и Великолукского районов. Тема конференции очень актуальна: «Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт»! Это поистине Православный форум – педагогический, методический, просветительский!
«Храм – корабль спасения»
Многие педагоги обрадовались, узнав, что первое, самое раннее открытое занятие «Храм – корабль спасения» проводит в Свято-Никольском храме Татьяна Михайловна Прощенкова, известный в области учитель Православной культуры, получивший катехизаторское образование на курсах в Рижской духовной семинарии и Троице-Сергиевой Лавре. С волнением переступили мы порог дорогого сердцу Никольского храма. С Божией помощью и благодаря неустанным молитвам и трудам главного строителя и благоукрасителя, настоятеля протоирея Иоанна (Ильницкого) храм стал центром духовной жизни г. Новосокольники. На уроке, кроме 25 десятиклассников, собралось много гостей: священнослужители и учителя. На скамейках у аналоя под святыми образами иконостаса смиренно сидели школьники, испытывавшие, по их словам, волнение, благоговение, трепет… На их лицах, вдумчивых, мирных, серьезных, - тихая, чистая радость.
Т.М. Прощенкова обратила внимание присутствующих на икону Андрея Рублева «Святая Троица», которую каждый из нас много раз видел на иконостасе храма. Ребята вспомнили события Священной истории: как много лет назад Бог явился в виде Трех Ангелов (трех Странников) благочестивому человеку Аврааму… Очень внимательно рассматривали школьники икону Святого иконописца Андрея Рублева, ощущая сердцем согласие, любовь, единение Трех лиц Святой Троицы: Бог – это Любовь! Он создал Творение, способное любить по подобию Божию. Ребята узнали: чудесное Творение Господа, созданное с любовью и для любви, - человек (чело Вечности)! И дети, и взрослые размышляли над вопросами: Почему Бог дал человеку свободную волю и нелегкое право самостоятельного выбора между добром и злом? Нужна ли человеку тренировка, чтобы утвердиться в добре? Что произошло с человеком, когда он потерял живое общение с Богом? Учитель обобщил ответы школьников: «Теперь человеку, у которого ум помрачился, а чувства притупились, чтобы восстановить падшее естество, требуется помощь Божия, благодать Господа».
С волнением, которое передавалось ученикам и гостям, говорила Татьяна Михайловна о Церковных таинствах. Причастие – это причастность каждого христианина Воскресшему Христу. А что-бы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Господь на Тайной Вечере дал апостолам в виде хлеба и вина Свои Тело и Кровь. Ученики Спасителя эту великую святыню, которой они стали причастны, передали народу Божию…
Некоторые школьники знают радость соединения с Господом, не раз испытывали благодать – добрый дар Бога людям! Поэтому мы входим в храм прихожанами, а после Исповеди и Причастия становимся братьями и сестрами…
Задумались юные: связаны ли Божественная благодать и нравственное самоусовершенствование; как Бог помогает человеку в деле спасения; почему называют православную семью «малой Церковью»?.. В конце урока девушки и юноши обратились к «Книге, в которой сказано все, все решено, Книге бессмертной, святой, Книге вечной истины, вечной жизни – Евангелию»! Неоценимо значение этого жизненно важного урока в святом храме Божием! Школьники сердцем почувствовали, как важно быть ближе к храму Божию, истинному кораблю спасения, зная, что «в минуту жизни трудную», в радости и печали они всегда могут прийти в Церковь – училище благочестия, где будут учиться верить, надеяться, молиться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех…
Школа радости и успеха
Новосокольническая средняя школа на улице Тихманова, 8 невдалеке от храма. С любовью и искренним русским радушием как самых желанных и дорогих гостей нас встретили директор Светлана Анатольевна Кубло и ее заместители Наталья Викторовна Шустрова, Светлана Александровна Рачеева, Ольга Юрьевна Николаева. В этой чудесной школе все под стать директору – любвеобильные, гостеприимные, творческие и очень трудолюбивые! Радуется сердце встрече с замечательными учителями, давними коллегами-друзьями, у которых так приятно и интересно учиться! Светлана Анатольевна и сплоченный коллектив школы очень серьезно и ответственно готовятся к каждой конференции – с 2002 года! Поэтому уже со второй четверти начинается целеустремленная подготовка к очередному майскому Православному форуму. С.А. Кубло, главный организатор, вдохновитель, лидер, собиратель «разумного, доброго, вечного» старательно ищет и находит все самое нужное, умное, полезное, благодаря чему всегда идет в ногу со временем, самосовершенствуется и побуждает к этому педколлективы двух школ! Счастье – работать под руководством такого директора! Счастье – учиться в такой школе!
Гости зарегистрировались и получили программы, симпатичные блокноты и наиполезнейшие, очень нужные для работы и жизни Сборники, изданные по итогам прошлогодней XVI (III Епархиальной) научно-практической конференции. В уютном кабинете – трапезная! Красота, чистота, уют… Благоухающие дивными ароматами букеты первозданных ландышей и лиловой сирени (такая – только в Новосокольниках!). Букеты тюльпанов украсили школу! С первых минут каждый ощущает искреннюю любовь и безграничную доброту (как было, наверное, в Раю!). Разве можно отказаться от чая или кофе? На столиках – аппетитные, румяненькие, с пылу с жару, очень вкусные ватрушки с творогом, рогалики, плетеночки… Внимательные, предупредительные учителя-хозяева с сияющими улыбками! Мы купались в любви, чувствуя «роскошь общения», как сказал бы Л.Н. Толстой, с единомышленниками и соратниками.
«Научи меня, Боже, любить»…
Накануне, получив план работы конференции, многие из нас целый день думали, на какое их трех предложенных открытых занятий пойти. Очень хотелось побывать у всех трех замечательных педагогов! Мои коллеги с удовольствием учились у опытных мастеров Марины Анатольевны Поповой – на занятиях кружка ОПК во 2 «А» классе «Православный календарь» и Галины Алексеевны Копыловой – на классном воспитательном часе во 2 «В» классе «Моя семья – мое богатство». Многие гости выбрали урок русского языка в 6 «А» классе «Научи меня, Боже, любить…» Галины Васильевны Мельниковой, признанного профессионала, творческого педагога… Школьники очень любят ее уроки.
Какие внимательные лица, думающие глаза: почему тема урока в кавычках, что такое – «цитата», есть ли в предложении обращение?.. Учитель быстро проверяет, как дети выполнили домашнюю исследовательскую работу «Обращения в моей жизни». Мальчики и девочки написали, как к ним обращаются дома, в школе, в кругу друзей. Так, ученик 6 класса Иван Щеглов – «сынок», «сын», «Ванечка», «Иван», «Ваня», реже – «Щеглов», а иногда ребята обращаются попроще, по-дружески: «Вань!» «Боже!» - так в данном предложении автор, поэт, Великий Князь Константин Константинович Романов обращается к Всемогущему Богу.
Шестиклассник Матвей Новиков, победитель школьных и районных конкурсов чтецов, как мастер художественного слова прочитал фронтовое «Стихотворение, найденное в шинели убитого солдата». Класс внимательно слушал волнующие ум и сердце строки, получив задание: выписать обращение. Наглядно, очень доступно Галина Васильевна объяснила шестиклассникам сложную тему из Исторической грамматики – «Звательный падеж в русском языке». Лица школьников – заинтересованные: история Звательного падежа уходит в глубь столетий, а в русском языке он существовал до реформы 1918 года. Каждому захотелось поставить свое имя в Звательном падеже, удивлялись новым окончаниям: Галино, Марие, Иоанне, Павле, Димитрие. Оказывается, ребята знают, где сегодня встречается Звательный падеж: в молитвах Господу, Матери Божией, Святым. Обратились к самой известной молитве «Отче наш» на церковно-славянском языке, которую Сам Господь дал своим ученикам, а значит, и каждому из нас.
Очень важно понять глубочайший смысл глагола «любить»! Разные ответы мы услышали: «дорожить», «испытывать глубокую привязанность», «быть преданным и верным»… Г.В. Мельникова побудила своих учеников обратиться к Священному Писанию, в Ко-тором «весь прогресс человечества, все успехи в науках… Основание Евангелия – откровение Истины посредством любви и благодати…». Думаю, в классе не было равнодушно читавших главу 13 – «Гимн любви» из «Первого послания к коринфянам святого Апостола Павла». Хочется верить: этот школьный урок не пройдет бесследно!
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!..»
В актовом зале нет пустующих мест. На первых рядах мы с радостью увидели среди самых почетных гостей Преосвященнейшего Владыку Сергия, Епископа Великолукского и Невельского; протоиерея Сергия Матвеева, руководителя отдела религиозного образования и катехизации, священнослужителя Свято-Вознесенского собора города Великие Луки; протоиерея Иоанна (Ильницкого), настоятеля Свято-Никольского храма города Новосокольники, Благочинного Великолукского церковного округа, и десять священнослужителей Великолукской и Невельской епархии.
Светлана Анатольевна Кубло с любовью поздравила участников Православного форума! Преосвященнейший Владыка Сергий, епископ Великолукский и Невельский, благословил присутствующих, пожелал Божией помощи в обучении и воспитании школьников. Заместитель главы Администрации Новосокольнического района Татьяна Николаевна Лисица, врио начальника Управления образования Новосокольнического района Галина Владимировна Баранова тепло и сердечно приветствовали участников конференции.
Все девять выступлений, полезных и умных, зал слушал очень внимательно, следя за презентациями. Многие записывали не покладая рук на протяжении четырех часов, находя жемчужинки в бесценном педагогическом и методическом опыте коллег – «соработников Богу».
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – наши первые учителя, просветители славян
Образцовым было выступление протоиерея Сергия Матвеева на тему «Наши первые учителя – Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Благодаря актуализации знаний, опыта педагогов и живому общению мы мыслили, вспоминали, отвечали на вопросы. С одинаковым интересом слушали отца Сергия священники и педагоги: все мы для кого-то первые учителя, и от каждого из нас зависит многое! Не случайно профессию священника и учителя народ с уважением и признательностью называет не просто работой, а служением!
Люди стремятся оставить о себе светлую память, чтобы их помнили и поминали добрым словом. А чтобы о нас молились, надо самим молиться за других; чтобы помнили, мы тоже должны помнить!.. Любовь и память бессмертны!.. Каждый вспомнил любимого учителя. На одном из слайдов презентации – копия иконы «Спаситель благословляет детей»… Значит, учение и спасение взаимосвязаны!
Отец Сергий убедительно рассказал, как Болгария спаслась от турецкого ига, мучившего народ на протяжении долгих пяти столетий. Славянская азбука святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, спасла целый народ! К сожалению, многие из нас хотя и крещены, но просвещены недостаточно. Батюшка напомнил дату создания славянского языка, а учителя вспомнили первые церковно-славянские слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1). Много полезного мы узнали о первых славянских учителях, значении равноапостольных подвигов Святых Кирилла и Мефодия на почве славянской, их влиянии на народное образование всего славянского мира и России, о продолжении их дела учениками...
Настало время вспомнить, что за нами – 1000-летняя православная культура, в мире которой жили наши боголюбивые и благочестивые предки. У истоков этой культуры – Святые братья Кирилл и Мефодий. Именно им, гениальным создателям славянской азбуки, получившей название кириллицы, мы обязаны возможностью славить Господа на родном языке. Мы прославляем Святых Кирилла и Мефодия за то, что дали нам высшее благо: познание Бога истинного, письменность и духовное просвещение!
Нас заинтересовал энергичный, содержательный, вдохновляющий рассказ отца Сергия о житии, служении Господу и ближним, о подвижничестве просветителей славян. Образный, живой язык батюшки, его обращение к славянской и греческой лексике, к цитатам великих русских писателей А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, чьи произведения вошли в золотой фонд русской и мировой классики, побуждают поглубже изучить подвижнический просветительский подвиг Святых Кирилла и Мефодия. К сожалению, школьники знают о них очень мало и поверхностно. Богатые возможности исследовательской деятельности по этой теме безграничны! Задумаемся: чем были погашены «разжженные стрелы, поражавшие в самое сердце Святую Русь и Церковь?» Книгами святых Кирилла и Мефодия! Простой гражданин Минин, князь Пожарский, Патриарх Иов, Гермоген, келарь Авраамий Палицын, Троицкая Лавра, Москва – вся верная Богу и Царю Русь… знали только книги святых Кирилла и Мефодия!
Нравственный вывод, к которому умело подвел нас отец Сергий, прост и мудр как все гениальное: мы должны хранить и преумножать, ценить и беречь завещанное нам неоценимое богатство – наш язык, родную речь! Почаще обращаться к «Молитвослову», потому что молитва питает ум и сердце, обогащает духовно, эмоционально и интеллектуально. Ежедневно читать Евангелие и Псалтырь! У нас есть все! И все в наших руках! Надо лишь использовать это великое и мудрое наследие, помогая себе, близким и всем, за кого молимся…
«Поем тебя, моя Россия!..»
Очаровательные школьницы, участницы вокальной группы (руководитель Ольга Васильевна Ларионова) подарили нам чудесную песню о Родине, каждое слово которой нашло живой отклик в сердцах. Припев песни выучил и подпевал весь зал:
Детство лучистое, знамя Российское –
Это моя семья!
Радуга светлая, армия смелая –
Это моя семья!
Школа любимая, Родина сильная –
Это моя семья!
Звезды кремлевские, храмы московские –
Это моя семья!
«Семья и Отечество в моей жизни»
«Твори, выдумывай, пробуй!» - творческий девиз плодотворной воспитательной работы заместителя директора по воспитательной работе Светланы Александровны Рачеевой.
Неоспоримо утверждение: семья – главный фактор и условие развития и воспитания ребенка. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Светлана Александровна заинтересовала педагогов очень важным и нужным воспитывающим школьным проектом «Семья и Отечество в моей жизни».
Ключевые слова в теме проекта: «семья», «жизнь», «школьник», «Отечество». Речь идет о жизни школьника в семье, школе, социуме. В образовательном учреждении проходит большая половина времени школьника: уроки, кружки по интересам, тематические встречи, внеклассные мероприятия… Педагоги и родители стремятся подготовить детей для успешной адаптации в обществе.
До сих в памяти взволновавший до глубины души ролик «Прививка любви». Хорошо бы посмотреть его каждому учителю и родителю. Знакомая печальная картина. Все заняты и не обращают внимания на дорогие лица близких, любимых, единственных. Не видят лиц, не заглядывают в глаза, откладывают общение… Даже родных детей воспитывают смс-сообщениями. Ругают президента, правительство, недодавая своим детям любви – и вырастает поколение жестокосердных, умных, расчетливых, хладнокровных эгоистов…
Родители равнодушно отвечают: «Мне некогда, поиграй сам, сделай сам, погуляй…» А потом удивляются, почему дети не приезжают, не звонят, не зовут в гости… Они уже не нуждаются в общении, становясь все более далекими и чужими… Когда-то не хватало времени поиграть, почитать, обсудить, помочь, выслушать… И вырос ребенок без главной прививки – без любви, без доброго внимания и участия…
Фильм заканчивается призывом: «Пожалуйста, украдите у себя час! Проведите его со своим ребенком. Поиграйте в шашки, в шахматы! Хочется верить: в гуманном обществе люди живут во имя любви!»
Благодаря проекту «Семья и Отечество в моей жизни» активизировалась работа с родителями по всем приоритетным направлениям воспитательной деятельности школы: «Я и школьная семья», «Мать», «Отец», «Старшие и младшие» (братья и сестры), «Мудрая старость» (бабушки и дедушки), «История семьи в лицах» (прабабушки и прадедушки), «Россия – Родина моя», «Братья наши меньшие». В течение года каждая параллель классов получила перечень заданий.
Яркие, чудесные праздники были по-священы Дню пожилых людей, Дню матери. Дети с удовольствием готовили концертные номера, театрализованные постановки. Родители, бабушки и дедушки тоже очень активно, с большим желанием принимали в них участие. На слайдах презентации мы увидели веселые лица детей и взрослых – соратников, единомышленников, друзей.
Учащиеся приглашали родителей на классные часы, увлеченно трудились над исследовательско-краеведческими работами по истории своих семей, заглядывали в семейный архив, учились составлять родословную. Темы очень важные: «Что такое семья», «Старшие и младшие», «Подвиг матери», «Семья, Родина и я», «Моя будущая семья», «Семья и Родина едины». Пятиклассники познакомились с семейными династиями в районном краеведческом музее, узнавая историю города и района через судьбы людей.
Эффективными формами работы остаются совместные просмотры фильмов, прочтение книг, обсуждение и написание отзывов, по которым можно судить, насколько интересно прошло мероприятие. Очень понравились детям и педагогам книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой. Открытием для учителей и родителей стала серия «Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах». Какие важные темы рассматривают авторы: «Благодарность», «Бескорыстие», «Верность», «Вера в Бога», «Добросердечие», «Кротость». С удовольствием использовали сборник «Беседы и сказки о семье», где освещены темы «Материнские руки», «Сердце матери», «Мудрость отца», «Школа семьи». Всего 33 наиважнейших темы! Вместе с детьми читали стихи, рассказы о семье Елены Благиной, Валентина Берестова, Виктора Драгунского, Максима Горького, Алексея Толстова. Старшие школьники с удовольствием посмотрели известные фильмы «Большая семья», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Хозяйка детского дома», «Еще до войны».
С волнением слушали мы трогательные отрывки из сочинений школьников на темы «Семья и семейные ценности», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Крепка семья – крепка Россия».
Вот что написал ученик 5 класса Антон Тохтенков: «Мне понравилась тема «Семья и семейные ценности». Я узнал, какие чувства должны быть в семье, что семья должна быть дружной и взаимопонимающей. Еще при составлении родословной я узнал о своих дальних родственниках, чем они занимались и где работали. Для себя я решил, что буду больше помогать своим родителям. Я задумался еще и о том, насколько много у семьи обязанностей».
Девятиклассницы с грустью признаются: «Сейчас такое время, когда дети не все могут рассказать родителям, не могут вместе посидеть за столом, от души пообщаться. Все вечно заняты и тому доказательство – мой личный опыт. Многие дети нуждаются в общении и взаимопонимании…»
«Каждый человек надеется на свою семью, потому что в жизни бывают не только радости, но и трудности, которые ты сам преодолеть не сможешь. Нужна поддержка и советы. Порой взрослые считают, что детские проблемы – это мелочи. Они кажутся им никчемными, а нам – трагедией. Родные должны быть постоянной опорой и поддержкой для человека…»
Старшеклассники откровенно писали о том, что часто в семье, среди самых, казалось бы, родных и близких людей, нет участия, искренности, сопереживания и даже просто человеческого понимания. Из сочинения выпускницы: «Семья – это близкие и любимые люди, которые разделяют с нами неудачи и победы, жертвуют своими интересами ради твоих. А в современном мире иногда семья больше похожа на кучу сожителей, чем на кровный союз. Бывает так: дети пришли из школы, родители вернулись с работы, вместе поужинали, а потом … все разошлись по комнатам, чтобы заняться своими делами. Горько сознавать то, что из жизни семей исчезают общие интересы, добрые дела, привязанности, совместный труд, разговоры о семейных проблемах…» Есть над чем задуматься!
Вопросы воспитания детей и семейных взаимоотношений рассматривались на классных родительских собраниях «Семья глазами школьника», «Семейные ценности», «Глава семьи», «Чему учит отец», «Помоги мне, мама», «Семьей возродится Россия».
Несомненно: школа создает культурную, воспитывающую среду, в которой развивается личность ребенка. За долгие годы плодотворного сотрудничества семьи и школы новосокольнические педагоги-подвижники узнали об интересных семейных традициях, реликвиях, добрых делах. Об этом учителям с гордостью рассказывают дети. Поэтому с уверенностью можно сказать о рождении новой школьно-семейной культурной традиции.
Слушая Светлану Александровну мы сделали вывод: секрет успеха – в самоотверженном, бескорыстном учительском подвижничестве. А еще – в доброте и участии.
«Сегодня – дети, завтра – народ!..»
Заинтересованно мы слушали яркое выступление заместителя директора по воспитательной работе Натальи Викторовны Шустровой «Сегодня – дети, завтра – народ!..»
Самоотреченная любовь русского человека к Родине вызывала восхищение во все времена. Находясь вдалеке от родной земли, от родного народа, его культуры, русские люди и за рубежом продолжали ощущать себя русскими. В последние годы многое изменилось.
Наталья Викторовна с волнением и сердечной тревогой говорила об угасании патриотизма в правнуках героев Великой Отечественной войны, спасших мир от фашизма. Это проявляется во всем: в выбираемых школьниками тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, фальсификация исторических данных.
Педагогический коллектив школы всерьез озабочен: как сделать высшим элементом национального сознания служение Отечеству, научить «Отчизне посвящать души прекрасные порывы»? Как сделать для русского человека святым и актуальным великие и вечные ценности: «справедливость», «свобода», «вера», «мир», «семья», «любовь и верность», «патриотизм», «Отечество»? К сожалению, нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал гражданином и патриотом. Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин вопрос патриотического воспитания молодежи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросами безопасности и экономического развития. Сегодня цитату Президента видим на экранах и в СМИ: «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Это и есть наша, русская национальная идея! Воплотится ли она в жизнь, во многом за-висит от Учителя!
В январе 2016 года Правительство РФ утвердило «Программу патриотического воспитания граждан на 2016-2020 годы», в числе задач которой – укрепление престижа службы в Вооруженных Силах и «развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания» к Государственному Флагу, Гербу и Гимну России.
В МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники» много лет успешно работает клуб «Патриот». В этом учебном году в работе клуба появилось новое направление – юнармейское движение.
На официальном сайте Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» мы читаем: «Родина начинается с наших детей». В этом нет сомнения!
В «ЮНАРМИЮ» в России уже вступили 227744 человека. Среди них – новосокольнические школьники. В юнармейском отряде школы – 21 учащийся.
А первым шагом в юнармейское братство стала встреча с членами клуба «Маргелов» города Великие Луки. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - эта народная мудрость получила не-опровержимое подтверждение жизнью. Школьники познакомились с движением «ЮНАРМИЯ». Идеи движения стали им близкими и родными. Интерес окреп благодаря начальнику местного отделения движения С.М. Лохматову и учителю истории Ю.Н. Алексееву.
Школьному юнармейскому отряду присвоено имя Героя России Дмитрия Григорьева, а за плечами юнармейцев немало интересных и полезных дел. Администрацию, педколлектив и родителей радует, что характер школьников закаляется в полезных и нужных добрых делах, где ребята чувствуют себя частью коллектива, учатся дорожить честью класса и школы.
«Русская жертва» (фильм о подвиге псковских десантников) и «Русский Рембо» (документальный рассказ о полковнике спецназа ВДВ Анатолии Лебеде) помогли педагогам в проведении заинтересованного разговора о воинском долге, о традициях верности Боевому Знамени, о самоотверженности, сплоченности, взаимовыручке и самоотдаче (все, даже жизнь, во имя Победы). Участие в военно-патриотической игре «ЮНАРМИЯ» в г. Великие Луки еще больше сплотило и воодушевило юнармейцев.
Пока они не были в числе призеров, но получили неоценимо важный урок дружбы, ответственности за себя, товарищей, свои действия, научились быть единым целым, спаянной командой, где от каждого зависел успех дела. А идея долга и ответственности за родную землю всегда сочетается с идеей христианской добродетели. Владимир Мономах в своем «Поучении» считает два качества показателями патриотизма человека: добротолюбие и неустанный труд.
Ежедневный целеустремленный труд стал главной задачей юнармейцев. Физическая подготовка, строевая подготовка, военное дело (сборка и разборка автомата, устройство парашюта, рукопашный бой, изучение устава организации) – это далеко не полный перечень того, чем занимались ребята.
Значимость юнармейского движения помогли понять встречи с учащимися коррекционной школы, курсантом Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации В.Ю. Баклагиным, участниками лыжного десанта личного состава 76-й Гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной ордена Суворова дивизии.
Инициативность, самостоятельность – качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны. У ребят развиваются и такие замечательные качества как доброта, сочувствие, совестливость, честность, уважительное отношение к старшим, традициям, памяти. Акции «Мы помним», «Открытка ветерану», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Сирень Победы», «Дерево - память» помогли почувствовать причастность каждого Родине, народу.
Школьным юнармейцам выпала честь возглавить шествие «Бессмертного полка», стоять в карауле у Вечного огня на Мемориале памяти. За парадностью – национальное чувство гордости. А это ценнейшее проявление духовной жизни человека.
«Судьбы народа, - писал Иван Александрович Ильин, - сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего». История народа, история города, люди, чьи имена вписаны в эту историю, – вот темы исследовательских работ юнармейцев, членов клуба «Патриот», с которыми плодотворно и целеустремленно работает учитель истории Ю.Н. Алексеев.
В школе родился чудесный проект «Улицы нашего города» - цикл короткометражных фильмов, посвященных улицам, носящим имена Героев. Первый фильм из этого цикла вышел в ноябре 2017 года. Опыт работы был обобщен и представлен на районной конференции «Отечество», где получил заслуженное 1 место. К 9 Мая закончен монтаж второго фильма, посвященного улице Тихмянова. В планах – фильмы об улицах А. Матросова, Д. Григорьева, К. Воровского.
Члены клуба успешно приняли участие в районном конкурсе литературных и исследовательских работ «Родные истоки», было представлено эссе на тему «Крещение Руси – основа единства славянских народов». Юнармейцы подготовили доклад, рассказывающий о судьбе генерала от артиллерии Чагина Н.И., разработан и представлен проект виртуального экскурсионного маршрута двухдневного похода выходного дня «Исторические места нашей малой Ро-дины». За короткое время сделано много добрых дел.
Каждый пришедший в отряд может найти себя, выбрать дело по душе. В основе принципов движения – уважение к истории своей страны, ее традициям, духовным и культурным ценностям человечества. Ведь только с того момента, когда человек прочувствует связь со своим народом, со своей нацией, его личность раскроется во всей полноте. Поэтому национальное чувство педагоги считают одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека.
Наталья Викторовна и ее коллеги убеждены: «Нам нужна детская организация, которая по типу Пионерии и Комсомола объединит всю молодежь страны, обеспечит ее досуг, ее интеллектуальное и духовное развитие. На наш взгляд, юнармейское движение дает шанс возродить Моральный кодекс человека и гражданина, который может заложить утраченные основы духовности, морали и нравственности. Не сделаем этого сегодня – завтра уже может быть поздно!»
Очень повезло новосокольническим школьникам, их родителям и учителям: в учебно-воспитательном процессе в целом, в духовно-нравственном и героико-патриотическом воспитании плодотворно, очень успешно сотрудничают Школа и Церковь. Настоятель Свято-Никольского храма отец Иоанн (Ильницкий), любимый батюшка и мудрый духовный наставник, одобряет и поддерживает добрые инициативы юнармейцев. Ребятам приятно услышать от отца Иоанна: «Я бы обязательно вступил в «ЮНАРМИЮ», если бы был помоложе».
Следующий важный блок выступлений «Нет у памяти границ» открыла солистка школьного ВИА Снежана Филатова, исполнившая от всей души песню с одноименным названием.
«Маленькие люди» в истории большой страны
Невозможно забыть замечательное выступление одиннадцатиклассницы Насвинской средней школы Новосокольнического района Полины Махмадалиевой. Под руководством талантливого учителя, великой труженицы, серьезного краеведа Ольги Николаевны Романовой Полина написала серьезный труд – исследовательско-краеведческую работу «Маленькие люди в истории большой страны». Думаю, на Всероссийском конкурсе «Отечество» Полина непременно стала бы лауреатом.
Школьница собрала большой материал о своих предках, пять поколений которых жили в поселке Насва Новосокольнического района. Она уверена: жизнь обычных людей для страны так же важна, как и жизнь людей известных и знаменитых. Полина составила родословное древо семьи, наладила переписку с родственниками из многих городов, научилась работать с разными источниками исследования: устными, документальными, письменными. Сделала запросы и получила ответы из архивов, встречалась с местными жителями и Администрацией волости, работала с сайтами «Подвиг народа» и «Не предать забвению». И труд увенчался успехом. Очень обрадовались ее находкам родные. Ее одноклассникам тоже захотелось узнать историю своего рода. Полина столько знает о разных представителях семьи! С искренним участием, волнением, как замечательно рассказывает о своих родных героях! Ее дети и внуки не вырастут безучастными, не помнящими родства.
В результате настойчивой целеустремленной исследовательско-краеведческой работы Полина узнала, как и когда ее предки появились на Псковщине, установила социальное положение родоначальников династий Терентьевых и Крымских, род их занятий в ХХ веке. Теперь в ее семейной истории исчезли «белые пятна»: стали известны судьбы репрессированных родных, реабилитированных лишь в конце 1990-х годов. Узнала о героизме близких, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, о погибших, пропавших без вести…
С неослабевающим вниманием и интересом мы внимали выступлению Полины, прекрасно подготовленному, искренне восхищаясь трудолюбием, терпением, настойчивостью одаренной и творческой ученицы. Как умно построено исследование! Историческое мышление автора поражает, глубина краеведческого исследования радует! «Таких маленьких людей из простых семей – миллионы. Мы часто не знаем об их подвигах, но именно они являются опорой и гордостью нашей Родины. Их имена, как и имена моих предков, должны остаться в памяти народа» - такой жизнеутверждающий вывод школьницы. Но само исследование, несомненно, Полина продолжит. Как подходят ей профессии архивиста, историка, краеведа, учителя. Успехов тебе, милая, добрая, славная девочка, милости Божией, осуществления мечты!
«Выше гор Афганистана высоты воинской души»…
Содержательное выступление десятиклассницы великолукской школы N9 Ольги Шаненковой «Мужество – суть мужчины» не оставило равнодушными участников конференции. Ее исследовательско-краеведческая работа посвящена десантнику Али Надировичу Оруджову, одному из скромных героев Афганской войны. Оля много и серьезно работала над краеведческим исследованием, посвященным изучению становления личности доблестного воина-интернационалиста, друга и наставника учеников нашей школы. Она проводила анкетирование среди своих сверстников, записывала воспоминания участников боевых действий, кропотливо работала с документами семейных архивов Оруджовых и его сослуживцев.
Исследовательско-краеведческая работа О. Шаненковой и проведенные Уроки Мужества «Солдатский подвиг я считаю высшим» горячо заинтересовали школьников. Исследование отвечает на жизненно важные вопросы: как стать настоящим мужчиной, смелым и мужественным, сильным, выносливым, трудолюбивым? Как воспитать характер, силу духа и воли? Что такое долг – воинский и человеческий? Современны ли сегодня такие понятия, как «честь», «совесть», «доблесть», «мужество»? Мальчики и юноши задавали десятки вопросов герою работы – Али Оруджову, видя добрый пример, достойный для подражания: за отвагу и мужество в Афганистане и «горячих точках» Баку и Нагорного Карабаха у него 22 награды. Наш земляк – на редкость скромный человек, честный труженик, патриот большой и малой Родины, заботливый сын, верный муж, любящий отец, брат, добросердечный человек, бескорыстно помогающий матерям, чьи дети погибли, тайно делающий добрые дела.
Оля Шаненкова вдохновенно, с великим уважением рассказала воспитывающую историю жизни нашего современника, а ее ровесники сделали важный вывод: истоки отваги и мужества – в обычном труде, учебе и спорте, в преодолении трудностей. Ни солдатами, ни героями люди не рождаются, а становятся! Она не согласна с бытующим мнением, будто современная молодежь эгоистична, корыстолюбива, расчетлива. Ее ровесники проявили интерес к работе. Многие захотели побольше узнать о своих родных, ветеранах боевых действий. Свое исследование О. Шаненкова передала в совет Вооруженных Сил, краеведческий музей и музей ветеранов боевых действий.
«Времен связующая нить»
Сколько замечательных начинаний в Новосокольнической средней школе! Есть чему поучиться! С особым вниманием и интересом мы слушали выступление заместителя директора по учебной работе Ольги Юрьевны Николаевой «Времен связующая нить».
Школа – это особый мир, в котором ученики живут девять или одиннадцать лет, а учителя – всю жизнь. Сложившиеся традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает ее от других, сплачивает школьный коллектив. Педагоги ищут возможность «остановить мгновение». Поэтому с 2013 года начали собирать материал об учителях-ветеранах педагогического труда, чтобы сохранить очень ценную, незримую «времен связующую нить». Это кропотливая, большая и очень важная работа.
В первом дополненном издании уже собран бесценный материал о тридцати двух педагогах, подготовлена информация еще о десяти ветеранах педагогического труда. В настоящее время работа продолжается. Ведь у памяти нет границ.
Вместе с Ольгой Юрьевной мы перелистали страницы биографии школьного учителя, достойного благодарной памяти, - Зои Степановны Шелдашенко, которой 1 мая 2018 года исполнилось бы 85 лет.
Зоя Степановна Шелдашенко (в девичестве Овчинникова) родилась 1 мая 1933 года в городе Новосокольники. Во время войны ее семья была эвакуирована в Поволжье, в родной город вернулась лишь в 1944 году. Окончив Невельское педагогическое училище, Зоя Степановна стала учительницей начальных классов в Новосокольнической городской школе. С первых дней работы ее сердечно полюбили дети, родители и коллеги. В 1965 году она окончила Великолукский педагогический институт и начала преподавать русский язык и литературу. 34 года, самых лучших, незабываемых, Зоя Степановна посвятила Новосокольнической средней школе и ее ученикам.
С волнением слушали мы записанные Ольгой Юрьевной воспоминания: «Зою Степановну отличали внутренняя культура, широкий кругозор, исключительная добросовестность, высокое чувство ответственности. Она всей душой была предана педагогическому делу.
Ее любили и уважали коллеги: и умудренные опытом, и более молодые - за справедливость, честность, порядочность, а самое главное - за любовь к детям.
Она была наставником молодых учителей, переступивших порог школы.
Зоя Степановна всегда была удивительно чутка и отзывчива. Не было случая, чтобы она не откликнулась на чью-либо просьбу. Щедро делилась теплом своего сердца со всеми, кто ее окружал».
У академика Дмитрия Сергеевича Лихачева есть мудрые слова: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы». Эти слова – о прекрасном учителе, добрейшей души человеке Зое Степановне Шелдашенко.
Каждое выступление на конференции осталось в памяти и сердце. Особенно запомнились три: «Разговор о профессии учителя на уроках литературы в 6 классе» Ирины Викторовны Шамковой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Першинская основная школа»; «Премьера книги Алексея Варламова «Мысленный волк» Ирины Владимировны Петровой, библиографа центральной районной библиотеки города Новосокольники; «Библейкая система духовно-нравственного воспитания» Татьяны Михайловны Прощенковой, педагога дополнительного образования.
«Должно быть, это одна из самых лучших школ!..»
Подведение итогов конференции, праздничный обед в школьной столовой, традиционная фотография на память – все запечатлелось в памяти как на кинопленке. Мы искренне радуемся достижениям и успехам, организаторскому мастерству, неиссякаемому трудолюбию, педагогическому и человеческому таланту новосокольнических коллег. Все добрые события этого счастливого, солнечного, теплого дня остались в наших благодарных сердцах. Выступавшие на конференции получили подарки – полезные православные книги.
Ученицы нашей школы, десятиклассницы Оля Шаненкова и Аня Стрельцова делятся добрыми впечатлениями от участия в Православном форуме в Новосокольниках с учителями, ровесниками, друзьями: «Нам очень понравился добрый дух Новосокольнической средней школы: чистота, красота, уют, прекрасно оформленные кабинеты и рекреации. Везде - прекрасные цветы: ландыши, сирень, тюльпаны! Но больше всего понравился теплый, сердечный прием. Здесь учатся очень воспитанные, добрые, чуткие дети. Они не только здороваются, но даже кланяются гостям. Мы встречали симпатичных, мило улыбающихся детей и взрослых. Наверное, здесь каждый стремится стать лучше, умнее, добрее. Должно быть, это одна из самых лучших школ. Нам очень повезло, что все это мы увидели своими глазами. Хорошо, что в храме побывали и услышали столько полезного и важного для жизни!..» Лучше не скажешь. Устами школьников глаголет истина!
Уважаемая Светлана Анатольевна! Сер-дечное спасибо Вам от имени великолукских педагогов за оказанную честь участвовать в конференции, благодаря которой рождаются творческие планы, идеи, новые темы для будущих исследовательско-краеведческих работ.
С любовью и уважением,
Ольга КОНЕЕВА,
учитель православной культуры МБОУ СОШ N9