АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

ЗЕМЛЯ НЕОБЕТОВАННАЯ

Ни для кого не секрет, что множество людей и компаний приобретает в собственность земельные участки для осуществления различных проектов - от разработки дачного огорода до строительства космодрома.

Кто хоть раз оформлял участок, осведомлен, что земля в нашей стране делится в частности, по своему целевому назначению, допустимому использованию: земли сельскохозяйственного или промышленного назначения, для строительства жилья или специальных объектов и т.д. Согласно этой градации по существующим правилам нельзя строить коттеджный поселок или складской комплекс на земле, отведенной под садоводство и огородничество, а на космодроме вряд ли позволят выращивать капусту или добывать нефть. Правило это - использовать землю по назначению - в основном соблюдаются. Даже те, кто не хочет соблюдать, стараются обходить его, пользуясь несовершенством законодательства и трудностями надзора, особенно в отдаленных районах.

Но есть другая категория нарушения земельного кодекса РФ - неиспользование приобретенных земель и больше всего это касается земель сельхозназначения.

По данным Счетной палаты, в России в 2016 году не использовалось 56 миллионов гектаров таких земель или 14,5% от их общей площади.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению.

«Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом…»

Согласно документу, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составит три года. Затем он может быть продан на торгах.

Материалы об использовании или неиспользовании земли сельхозназначения должны быть отправлены в органы исполнительной власти Россельхознадзором. Власти в течение двух месяцев после получения материалов должны обратиться в суд с требованием изъять участок и продать его с публичных торгов.

 

Причин для нарушения этого закона всего несколько (опустим казуистику типа: человек купил 5 га поля и впал в кому на 20 лет). Все они – жульничество и мошенничество.


Вариант 1. Спекуляция любым путем.

Большинство скупщиков не собираются нашу землю возрождать и развивать на ней производство. Они ее приобретают «про запас», для последующей перепродажи. Не сразу, а именно когда это максимально выгодно. Например, земля подорожает, если какую-нибудь дорогу, завод или газопровод начнут строить через частную собственность. В этом случае можно будет ничего не вложив вернуть стоимость покупки и неплохо нажиться. Не останавливает авантюристов даже то, что это весьма рисковый бизнес: а вдруг дорогу или завод строить не будут, или пойдет она в совсем другом месте?

Прецедент в Псковской области уже был, когда через сельхозугодия, принадлежащие структурам местного бизнесмена, руководителя группы компаний «Кабош» Дмитрия Матвеева хотели протянуть газопровод в Кунью и ряд населенных пунктов Куньинского района в рамках федеральной программы газификации. И проектная документация была готова, и деньги на строительство выделены, но, увы, с газоснабжением местных жителей ничего не получилось. Столь необходимый людям проект споткнулся о жадность г-на Матвеева, который запросил за использование его земель (временное (!), заметим, использование) столько денег и на таких условиях, каковые в бюджет проекта ну никак не вписывались. Целый район Псковской области остался без газа, а ушлый делец, постоянно декларирующий заботу о людях, до сих пор стоит на своем. (ПЛН 23.09.2015 15:12 ЦДИ, Псков)


Проект газификации Куньинского района Псковской области споткнулся о жадность г-на Матвеева, который запросил за временное (!) использование его земель столько денег и на таких условиях, каковые в бюджет проекта ну никак не вписывались. Целый район Псковской области остался без газа, а ушлый делец, постоянно декларирующий заботу о людях, до сих пор стоит на своем.


Вариант 2. Залог в залог на залог.

В первую очередь земли скупают люди, у которых есть свободные деньги. Но не только. В землю превращают и деньги, взятые в долг и которые очень не хотят отдавать. Или которые хотят взять в долг, чтобы потом не отдавать.

Приходит к такому покупателю кредитор и говорит:

- Я вот тебе 10 лет назад денег в долг дал - миллиардов несколько. Ты на эти деньги мегафермы построил, всем хвастаешься, что весь в шоколаде, доход получаешь. Не пора ли должок отдать с доходов-то и шоколада?

- Нет, - говорит наш предприимчивый делец, – у меня свободных денег на счетах нет, только земли. Хочешь, возьми долг землей. А лучше дай еще денег под залог этих угодий, я какую надо стоимость их напишу. На твой кредит я еще пять раз по столько земли куплю, когда-нибудь продам и сразу все долги когда-нибудь отдам. Ну, а не отдам, так залог у тебя останется.

И так до бесконечности. Так что совсем нечему удивляться, когда какой-нибудь Дмитрий Матвеев вдруг начинает активно скупать поля, хотя сотни гектаров, уже имеющиеся у него в собственности много лет, не возделываются.

Земли Д. Матвеева по южной стороне автодороги Ущицы – Кунья в районе деревень Щукино и Обжино.

Собственно, получение кредитов под залог земельных участков – обычная практика, существующая в правовом поле. Признаки мошенничества наблюдаются в ряде случаев в оценке залога. Можно, например, привезти на участок кучу строительных материалов, придать товарный вид полуобрушенному строению и представить все это строящейся фермой – уже совсем другая стоимость получается. Можно даже на старый сарай новенькую спутниковую антенну приладить, как это было, например, здесь:

На вопрос о принадлежности этой земли местные жители отправили нас на мегаферму в д. Боталово Куньинского района. По предсказуемой случайности указанная мегаферма входит в группу компаний, принадлежащих уже упоминаемому нами Дмитрию Матвееву (см. выше). Эти самые местные жители были в свое время удивлены внезапным появлением на заброшенном здании спутниковой «тарелки» и столь же внезапным исчезновением новомодного в то время «механизма».

После «презентации» кредитодателю доски и кирпичи увозятся, тарелка снимается, а денежки – получаются. Поля и строения никто и не собирался приводить в порядок. Ждут своего «звездного» часа для спекуляции по первому варианту (см. выше) и зарастают кустарниками, сорняками и свалками.

С сожалением приходится признать, что государственные чиновники отчего-то не желают видеть, что происходит с российским сельским хозяйством на самом деле, как хиреют когда-то взлелеенные поля.

Вариант 3. Сколько стоит кусочек Родины.

Отдельный вариант мошенничества, который, по сути, является спекуляцией, но существенно отягощен тем, что конечным приобретателем оказывается нерезидент нашей страны – иностранный гражданин или компания.

Страны, в которых недостаточно собственных сельхозземель, часто обращают свои взоры к более богатым в этом плане государствам. Некоторые из них, например Индия и Китай, для решения продовольственной проблемы даже принимают специальные программы скупки земли за рубежом.

Российское законодательство запрещает продажу земель иностранцам, однако последние втихую все же скупают отечественные сельхозугодия, используя подставные фирмы, жадность отдельных граждан и некоторых чиновников.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Точной статистики количества уже проданной за рубеж российской земли не существует. По оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, даже без учета Дальнего Востока, где давно хозяйничают китайцы, иностранцы контролируют у нас около 1 млн гектаров пашни. Только один шведский инвестиционный фонд Black Earth Farming, по его же собственным данным, контролирует через российские компании 300 тыс. гектаров сельхозугодий.

Датская фирма Trigon Agri контролирует 100 тыс. гектаров сельхозземель в районе Пензы и Самары. Литовская Agrowill Group AB в недавнем прошлом изыскивала возможность взятия под контроль до 0,5 млн гектаров земли в России в районах, близлежащих к Литве и в Черноземье. (Аргументы и факты 00.03 14.08.2017)

 

Землю нужно не распродавать иностранцам, а выращивать на ней сельскохозяйственную продукцию и продавать за границу. Это будет намного полезнее для нашей экономики. Более того, это не только деньги от экспорта, но еще и сотни тысяч рабочих мест по всей стране.

Остается надеяться, что правоохранительные органы, призванные блюсти безопасность государства во всех сферах, обратят наконец внимание на отдельные компании и их руководителей, которые при наличии в течение многих лет неиспользуемых земель и задерживая исполнение своих самых разных финансовых обязательств вдруг начинают активно скупать значительные участки земли, особенно в приграничных регионах, таких как Псковская область.

Аналитическая группа
Комитета по противодействию информационным диверсиям
anticorruption60.ru

Создано: 27.07.2018 12:15

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить