Финансовые услуги станут доступнее
Банк России намерен сделать финансовые услуги более качественными, понятными и безопасными для граждан, а также для малых и средних предприятий. Это предусматривает «Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годов», которую Совет директоров Банка России утвердил в марте этого года.
О том, как принятие этого документа отразится на жителях нашего региона, можно ли ожидать снижения стоимости финансовых услуг, рассказывает заместитель управляющего Отделением по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Валерий Фролов.
- Валерий Алексеевич, в ближайшие три года Банк России планирует уделять особое внимание повышению доступности финансовых услуг, с чем связана необходимость данной работы?
- Доступность финансовых услуг является одним из условий экономического роста страны и благополучия граждан. Ни для кого не секрет, что финансовые услуги по-прежнему в большей степени сконцентрированы в крупных городах и уровень их проникновения снижается с отдалением от центра, также отмечаются низкая осведомленность населения о различных видах финансовых продуктов, недостаток опыта взаимодействия граждан с финансовым сектором, более высокие ставки и сокращенные сроки кредитования заемщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Повышение доступности предполагает, что финансовые услуги станут дешевле?
- Под этим термином подразумевается полноценная возможность получения населением и субъектами малого и среднего предпринимательства базового набора финансовых услуг, включающего страхование, кредитование, формирование вкладов, а также платежи. В понятие финансовой доступности Банк России включает не только физический доступ к финансовым продуктам, они должны быть качественными, понятными, полезными и безопасными для потребителя. Снижение стоимости финансовых услуг не является самоцелью, но действия Банка России по развитию конкурентной среды на финансовом рынке будут способствовать обеспечению их ценовой доступности.
- Какие цели Банк России поставил перед собой при реализации Стратегии?
- Учитывая сложность и многогранность предстоящей работы, на среднесрочную перспективу Банк России поставил перед собой две основные вполне конкретные цели:
1) повысить уровень доступности и качества финансовых услуг для тех групп потребителей, которые пока не имеют полноценного доступа к ним. В первую очередь это касается жителей отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территорий, лиц с низким уровнем дохода, инвалидностью, пожилых людей и других маломобильных групп населения, а также субъектов малого и среднего предпринимательства. Последнее особенно актуально для нашей области, поскольку более 60% предприятий Псковской области относятся именно к малому и среднему бизнесу;
2) повысить скорость и качество доступа к финансовым услугам для населения, имеющего доступ к сети Интернет, что сократит время на поиск подходящего предложения и расширит их выбор для потребителя.
- Какими путями планируется добиваться достижения этих целей?
- В данном вопросе Банк России уделяет особое внимание цифровым технологиям (цифровые финансовые продукты и услуги, каналы связи, бизнес-модели), развитие которых будет сопровождаться проведением мероприятий по защите прав потребителей и повышению уровня их финансовой грамотности, а также содействием росту конкуренции на финансовом рынке.
- Что-то сделано уже сейчас или результаты работы мы увидим в конце срока, на который рассчитана Стратегия?
- Банк России проводил работу по повышению финансовой доступности и раньше и не будет ее прекращать после обозначенного в документе срока.
Например, при участии Банка России были разработаны изменения в законодательство, позволяющие идентифицировать потенциальных клиентов банков с помощью биометрических персональных данных (изображение лица, голос). Соответствующий закон Президент России подписал в конце декабря прошлого года. Система удаленной идентификации, которая позволит банкам открывать счета клиентам-гражданам без их личного присутствия, начнет работу с 30 июня 2018 года. На первом этапе этот механизм будет использоваться только в работе с физическими лицами и затронет три операции - открытие счета, вклада и выдачу кредита. В перспективе технология удаленной идентификации будет тиражирована на весь финансовый рынок.
Также с декабря 2017 года Банк России совместно с участниками рынка начал проект «финансового маркетплейса» - единой площадки, на которой разные игроки смогут предлагать свои услуги. Его первая рабочая версия, которая позволит клиентам в режиме «одного окна» получать необходимые финансовые услуги, появится до конца 2018 года. Как и в случае с удаленной идентификацией, на этапе ввода функционал маркетплейса будет ограничен, в нем будет четыре продукта: вклады, корпоративные и государственные облигации, полисы ОСАГО. В перспективе этот список может быть расширен за счет кредитных, инвестиционных и других финансовых продуктов. Реализация данной программы также повысит доступность финансовых услуг для граждан и создаст предпосылки для развития конкурентной среды.
Помимо развития цифровых технологий, Банк России уделяет внимание и повышению физической доступности финансовых учреждений для людей с инвалидностью, маломобильных и пожилых групп населения. С этой целью для кредитных организаций были разработаны рекомендации, которые касаются оснащения и настройки банкоматов, адаптации мобильных приложений и официальных сайтов, особенностей обслуживания в банковских отделениях.
- Благодарю за ответы. Надеюсь, читатели в скором времени смогут положительно оценить предпринимаемые Банком России шаги по повышению доступности финансовых услуг.
Создано: 04.07.2018 09:58