АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«Ты еси Бог, творяй чудеса»

Троица, или как ее еще называют, Пятидесятница отмечается на 50-й день после Святой Пасхи. 

В этом году праздник приходится на 27 мая

 

Благодать Святого Духа соби­рает в праздник Пресвятой Троицы множество людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме. Наша Святая Цер­ковь празднует ныне великий день - День сошествия Святого Духа на апостолов.
Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель. История не знает более поразительного со­бытия, чем то, которое совер­шилось через пятьдесят дней после Воскресения Христа Спа­сителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания. Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилеяне - ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие люди, еще не имевшие твердого и определен­ного понимания недавних событий. А вышли оттуда уже убеж­денные вестники вселенской истины, готовые идти куда угод­но и учить все народы, готовые смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия-Христос.

Апостолы, приняв силу свыше (Лк. 24, 49), стали как бы дру­гими людьми: обновленными, окрепшими, способными возло­жить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на Небо. Усиленной, единодушной пла­менной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос. И вот свершилось это чудо Божест­венное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным ды­ханием одушевил их и огненны­ми языками просветил их умы и воспламенил сердца.

В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией. И только тогда все ученики окончательно ура­зумели искупительное значение явления в мир Господа и уже непоколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и чет­кое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к лю­дям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на зем­лю и пострадавшем за весь род человеческий; и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатью всех, кто готовит себя к восприятию Его. Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, апостолы получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Им была дана способность говорить на разных языках, которых они до тех пор не знали. Каждый стал го­ворить на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.

С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало пропо­ведоваться далеко за пределами Иерусалима. «Во всю землю вы­шло вещание их, и в концы все­ленной слова их» (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5),- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях. И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполни­лись благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляю­щего их на высокое апостоль­ское служение.

Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходи­ло сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы. Тогдашний мир представлял со­бой языческие народы и племе­на, говорившие на разных язы­ках и не понимавшие друг друга.

Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы они знали, что учение это - Боже­ственное, не человеческое му­дрование, что в нем участвуют Небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде ог­ненных языков, почивших на их головах, зримо для каждого из присутствующих. Земная сти­хия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение апо­столов перед их вступлением на проповедь. Как поет Святая Церковь, «видеша вси языцы во граде Давидове», что в бурном дыхании ветра в виде огнен­ных языков снисшел Дух Святой на апостолов.

«Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских ры­баков, и они начали говорить на иных языках. «Видеша вси», какими великими проповед­никами сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы. И по-средством их Го­сподь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную.

Как мы знаем, апостол Петр тут же произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое свидетельство о Христе (см. Деян. 2, 14-36). И эта раз­ноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апосто­ла, приняла их и крестилась. И было таких около трех тысяч!

Все наши церковные празд­ники мы должны переживать в своей душе не как давно со­вершившиеся события, а так, будто мы являемся непосред­ственными участниками их, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, но совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так в Пятидесятницу, вос­поминание о которой мы ныне торжественно с вами празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начи­наются дела Духа Святого.

Сошествие Святого Духа на апостолов - это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопря­женное с делом нашего личного спасения. Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвя­той Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: Я умолю Отца, и даст вам Утешителя. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем (Ин. 14; 16, 20). Именно на Пятидесятни­цу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет.

Святая Церковь называет Троицу Живоначальной. Это потому, что для самой Церкви Троица является началом жиз­ни. Все в Церкви живет и дышит Троицей, все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, бого­служения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчива­ется тем единственным торже­ственным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских. День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в че­ловечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого она и утвердилась на земле.

Пятидесятница продолжает­ся. И в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только действительно стремим­ся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который неког­да наполнил Иерусалим, потому что слух наш недо­статочно тонок для восприятия Небесных движе­ний. Но его слышит наше внутреннее духовное ухо. Таин­ственное соединение Творца и твари - сошествие Святого Духа в сердца верующих непо­средственно совершается в Церк­ви Христовой. Благодать Духа Бо­жия Животворящего, все Собой наполняющего, «Сокровища бла­гих и жизни Подателя», проника­ет в человеческие души, способ­ствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов - это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения челове­ка. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершен­ствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке посте­пенно восстанавливаются свой­ства Христовы. Примером тому служат многие из святых угод­ников Божиих.

Так еще преподобный Анто­ний говорил своим ученикам: «Я молился о вас, да сподоби­тесь и вы получить того велико­го огненного Духа, Которого по­лучил я. Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх перед людьми и зверями - и будет у вас Небес­ная радость день и ночь. И бу­дете в этом теле как те, которые уже находятся в Царстве Небес­ном».

И в новые времена мы ви­дим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле. В келье так близкого нам по времени жиз­ни и так глубоко чтимого всеми нами «убогого Серафима» посетители опускали глаза, так как не могли смотреть на лицо пре­подобного, которое светилось, как солнце.

«Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподоб­ный Серафим,- и осеняет его полнотой Своего наития, тогда душа человека преисполняет­ся не-изреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся».

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих. Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божествен­ной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно при­вести к полному обожению мира и человека.

Вновь совершается таинствен­ное соединение Творца и твари. И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к Небу. С момента Пятидесятницы море живительной благодати навод­нило землю, прошло через века, освятило многие народы. И в наши дни оно наполняет хра­мы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И по­тому приходится молитвенно взывать к Небу, просить, чтобы Утешитель - Дух Истины при­шел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия. «Прииди и вселися в ны и спаси души наша!»

Жажда близкого общения с Богом в людях была всегда. О том, как она велика, можно ви­деть из молитвы блаженного Ав­густина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира. Вот отдельные места из его молитвы: «О Ты, Боже­ственная Любовь Отца Всемогущего и Всеблаженного Сына святое общение, Всесильный Утешитель Дух. Войди всемогущей силой Твоей внутрь сердца моего и ос­вети в нем мрачные от нераде­ния моего места светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Вос­пламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою».

Чтобы не заглохла в нас ду­ховная жизнь, мы должны стре­миться к ее источнику - Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью. О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Свято­го Духа! Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твер­до убежденными носителями ис­тинной веры. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)


Священномученик Фаддей Тверской о сошествии Святого Духа

 

До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятно­сти, все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христи­анской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как буд­то совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое и дух новый» (Иез. 36:26). Чело­век тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание посту­пить во всем так, как заповедовал Господь Ии­сус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может.


«Троица»

 

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

 

А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

 

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат.
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

 

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Создано: 25.05.2018 15:23

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить