«Ты еси Бог, творяй чудеса»
Троица, или как ее еще называют, Пятидесятница отмечается на 50-й день после Святой Пасхи.
В этом году праздник приходится на 27 мая
Благодать Святого Духа собирает в праздник Пресвятой Троицы множество людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме. Наша Святая Церковь празднует ныне великий день - День сошествия Святого Духа на апостолов.
Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель. История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через пятьдесят дней после Воскресения Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания. Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилеяне - ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие люди, еще не имевшие твердого и определенного понимания недавних событий. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы, готовые смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия-Христос.
Апостолы, приняв силу свыше (Лк. 24, 49), стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.
Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на Небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос. И вот свершилось это чудо Божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца.
В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией. И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже непоколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.
С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий; и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатью всех, кто готовит себя к восприятию Его. Они познали Святую Троицу!
Получив благодать Святого Духа, апостолы получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Им была дана способность говорить на разных языках, которых они до тех пор не знали. Каждый стал говорить на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.
С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима. «Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их» (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5),- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях. И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.
Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы. Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга.
Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы они знали, что учение это - Божественное, не человеческое мудрование, что в нем участвуют Небесные Божественные силы.
Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, почивших на их головах, зримо для каждого из присутствующих. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение апостолов перед их вступлением на проповедь. Как поет Святая Церковь, «видеша вси языцы во граде Давидове», что в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов.
«Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках. «Видеша вси», какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы. И по-средством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную.
Как мы знаем, апостол Петр тут же произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое свидетельство о Христе (см. Деян. 2, 14-36). И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась. И было таких около трех тысяч!
Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившиеся события, а так, будто мы являемся непосредственными участниками их, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, но совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.
Так в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы ныне торжественно с вами празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святого.
Сошествие Святого Духа на апостолов - это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения. Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.
Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: Я умолю Отца, и даст вам Утешителя. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем (Ин. 14; 16, 20). Именно на Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет.
Святая Церковь называет Троицу Живоначальной. Это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей, все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.
Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских. День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого она и утвердилась на земле.
Пятидесятница продолжается. И в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его.
Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия Небесных движений. Но его слышит наше внутреннее духовное ухо. Таинственное соединение Творца и твари - сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой. Благодать Духа Божия Животворящего, все Собой наполняющего, «Сокровища благих и жизни Подателя», проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.
Сошествие Святого Духа на апостолов - это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.
Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы. Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.
Так еще преподобный Антоний говорил своим ученикам: «Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я. Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх перед людьми и зверями - и будет у вас Небесная радость день и ночь. И будете в этом теле как те, которые уже находятся в Царстве Небесном».
И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле. В келье так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами «убогого Серафима» посетители опускали глаза, так как не могли смотреть на лицо преподобного, которое светилось, как солнце.
«Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподобный Серафим,- и осеняет его полнотой Своего наития, тогда душа человека преисполняется не-изреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся».
Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих. Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека.
Вновь совершается таинственное соединение Творца и твари. И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к Небу. С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю, прошло через века, освятило многие народы. И в наши дни оно наполняет храмы и сердца верующих.
Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к Небу, просить, чтобы Утешитель - Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия. «Прииди и вселися в ны и спаси души наша!»
Жажда близкого общения с Богом в людях была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира. Вот отдельные места из его молитвы: «О Ты, Божественная Любовь Отца Всемогущего и Всеблаженного Сына святое общение, Всесильный Утешитель Дух. Войди всемогущей силой Твоей внутрь сердца моего и освети в нем мрачные от нерадения моего места светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою».
Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику - Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью. О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа! Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Священномученик Фаддей Тверской о сошествии Святого Духа
До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое и дух новый» (Иез. 36:26). Человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может.
«Троица»
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат.
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Создано: 25.05.2018 15:23