Путь к успеху
О конференции исследовательских работ в школе N9
Формула успеха
На конференции исследовательских работ, состоявшейся 11 апреля в школе N9, были такие содержательные и полезные выступления ребят, которые хотелось слушать и слушать, внимательно изучая слайды, отражающие результаты работы.
Ученик 5 «Б» класса Рамил Азимов серьезно трудился над исследованием под руководством талантливого учителя физвоспитания, старшего методиста, соискателя ученой степени Дарьи Александровны Брыль. Тема работы Рамила - «Формула успеха».
Рамил знает: все, кто серьезно занимается спортом, мечтают о победах: ребятам хочется стать настоящими спортсменами, побеждать на чемпионатах России и даже выиграть Олимпийские Игры! Целеустремленно, упорно тренируются тысячи спортсменов, а I место на пьедестале - одно!
Но в истории спорта есть имена великих спортсменов, которым удавалось восходить на эту ступеньку и оставаться на ней долгие годы. Что позволило им сделать это? Почему они продолжили свой путь там, где другие сошли? Рамил попытался найти ответ на этот вопрос на примере жизненного пути непревзойденного вратаря нашей страны Льва Ивановича Яшина.
Рамил решил выяснить, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в своей сфере деятельности.
Проследив жизненный путь Льва Ивановича Яшина, Рамил выяснил, что выдающийся вратарь преодолел немало препятствий. Самое первое, в котором закалился его характер, - работа учеником слесаря на заводе во время Великой Отечественной войны, когда ему было всего 12 лет. А в 16 он уже получил свою первую государственную награду - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Трудно сейчас представить школьников, способных на такой самоотверженный труд в тяжелое для страны время! Они больше приучены к развлечениям, чем к труду. А человек, способный трудиться в юном возрасте, имеет развитую силу воли и способность к концентрации умственной и физической энергии.
В начале спортивной карьеры у Льва Яшина было немало трудностей. Играя за команду «Динамо», он пропустил гол от вратаря соперников. Тот отправил мяч далеко за середину поля, а Яшин, хотя видел этот мяч, но столкнулся с защитником, в результате чего мяч закатился в ворота. Но эта неудача не сломила Льва Ивановича, а, наоборот, сделала сильнее.
В 1949 году он был уже дублером вратаря сборной команды страны. В 1950 году Яшин пропустил три мяча в матче с командой из Тбилиси и после этого оказался на скамейке запасных. За это время он даже поиграл в хоккей с мячом и завоевал бронзу на чемпионате СССР. Но в 1953 году состоялась его первая после долгого перерыва игра, в которой команда «Динамо» одержала победу над «Локомотивом» со счетом 3:1. С этого времени Лев Яшин стал основным вратарем сборной. Важный вывод сделал Рамил: вера в себя, любовь к футболу помогли Яшину преодолеть трудности, которые в итоге оказались временными.
После победы на Чемпионате Европы в 1960 году Испания очень хотела, чтобы такой вратарь играл за команду «Реал», но Лев Яшин отказался. С гордостью Рамил процитировал талантливого вратаря: «Не представляю себе жизни где-либо, кроме России. Я люблю путешествовать, но всегда испытываю огромную радость, когда возвращаюсь в лоно своей семьи, в круг друзей, в свою страну. Я жалею тех футболистов, которые из-за заработка вынуждены играть в иностранных клубах». Несомненно: патриотизм Яшина, его любовь к Родине давали ему еще больше сил защищать ворота как последний рубеж. Сам Лев Яшин так сказал в интервью еженедельнику «ФрансФутбол»: «Видимо, когда этого требуют условия, я могу превзойти самого себя. Впрочем, никто никогда не знает, в чем заключается предел возможностей. Это верно не только в отношении футболистов».
Лев Яшин сыграл последний матч 47 лет назад, но до сих пор лучший голкипер в истории футбола! Современному болельщику это трудно доказать. Увидев Яшина на YouTube в наше время, некоторые скажут: «Ничего особенного!» Сейчас любой вратарь способен на такие зрелищные действия, так же уверенно действует на выходах и даже лучше играет ногами. Но в первой половине 20-го века голкиперы не играли дальше вратарской и предпочитали оставаться на линии. Лев Иванович начал играть по-новому: он перехватывал навесы и прострелы, выбегал из штрафной, отбивал мячи, быстро начинал контратаки, командовал защитой и первым начал играть в перчатках. «Лев Яшин - человек, который опередил время!» - нам очень понравилось, с какой любовью произнес эту фразу Рамил.
За свои достижения Лев Яшин награжден самой почетной для футболиста личной наградой - «Золотой мяч». И в наше время еще никто не смог повторить его достижения. Для вратарей Лев Яшин является таким же легендарным примером, как для полевых игроков - бразилец Пеле. Рамил уверен: такой успех стал возможным благодаря выдающимся личностным качествам Яшина: его стойкости, способности к преодолению трудностей, вере в себя, силе духа, любви к Родине. Известно, что он не любил поражений и делал все, чтобы победить.
Нам очень понравилась аналогия Р. Азимова. Рамил не сомневается: наш современник, Президент России Владимир Владимирович Путин, обладает такими же качествами! Он также способен к сверхнапряжению и самоограничению. Мы видим его стремление повысить престиж нашего государства. Все знают, что в нашей стране пройдет Чемпионат мира по футболу с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах, в 11 городах России. Лучшие сборные мира по футболу сыграют в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге. Принимать Чемпионат мира - это большая ответственность для каждой страны. Это можно сравнить только с Олимпийскими Играми. Но по вниманию прессы, по политическому накалу, огромному количеству болельщиков, гостей Чемпионат мира стоит вне конкуренции. Такие мероприятия показывают всему миру достижения страны, душу народа, его благорасположение ко всем другим людям планеты.
С восторгом слушали глубокие и умные мысли 12-летнего школьника, ученика 5 класса Р. Азимова: «Видно, что в карьерах Льва Яшина и Президента России Владимира Владимировича Путина определяющими являются личностные качества. Профессиональные умения можно оттачивать на протяжении всей жизни. А вот цементом, основой жизненного успеха служат такие качества как способность выдерживать сверхнапряжение, способность к самоограничению, воля к победе, концентрация и любовь к Родине.
Я сделал вывод: когда проводят отбор в спорте, когда выдвигают человека на руководящие посты, важно понимать, что основным фактором успеха будут являться его личностные качества. Подтверждением тому служат и слова олимпийских чемпионов, встреча с которыми проходила в нашем городе. На вопрос: «Как добиться успеха?» был ответ: «Труд и терпение»!
По итогам проделанной работы Рамил вывел следующую формулу: профессиональные навыки + личностные качества = УСПЕХ!
Куда уходит время…
Эта исследовательская работа учениц Дарьи Александровны Брыль - актуальнейшая! Она очень нужна и своевременна.
Ученицы 5 «Б» класса, умницы и труженицы Екатерина Никитина и Полина Тимофеева, провели серьезное и, надеемся, результативное для многих исследование на тему, над которой, к сожалению, размышляют далеко не все, - «Куда уходит время?»
Что же такое время? Объективная реальность. Мы живем во времени. А значит, время - это процесс связи прошлого, настоящего и будущего. Время течет только в одном направлении - из настоящего в будущее. Мы живем внутри времени, оно движется, а мы следуем за ним. Его нельзя подчинить себе. И назад никогда не вернешься. Время нужно беречь, ценить каждое мгновение. Когда люди говорят, что им не хватает времени, чаще всего это значит, что они тратят его впустую. Чтобы экономить время, нужно распределять свой день, то есть составлять план. Чтобы учиться, чтобы дружить - на все нужно время. Если мы не будем думать о времени, на что оно уходит, мы ничего не будем успевать и начнем отставать в своем развитии.
Девочки решили понять временную ценность дня: почему бережное отношение ко времени является условием личностного развития?
Для этого они изучили временную структуру дня школьника 5-го класса. Оценили распределение затрат времени по видам его использования, выявили резерв времени для саморазвития.
Они предположили, что в течение дня имеется существенная потеря времени, которое могло быть использовано для повышения продуктивности основных видов деятельности.
Исследование бюджетов времени обучающихся представляло саморегистрацию осуществленных видов деятельности в течение недели. Школьники при помощи хронокарт фиксировали все виды деятельности от момента пробуждения до вечернего отхода ко сну. Для изучения ими была выбрана третья неделя второй четверти (20-26 ноября 2017 года), когда у учащихся уже произошел процесс включения в учебу после осенних каникул, но в то же время нет четвертных проверочных работ и учебная нагрузка относительно постоянна. В исследовании принимало участие 16 школьниц 5 класса школы N9. В итоговую обработку было взято 10 полностью заполненных хронокарт, которые мы увидели на слайдах презентации.
Проведенное исследование показало, что в сутках школьника можно выделить время свободное и занятое. Распорядок буднего дня определен учебной деятельностью.
В среднем у пятиклассников остается свободное время от 2 до 4 часов. Часть учащихся тратит из этого времени до одного часа на прогулки, и то не каждый день. Большинство расходует свободное время на просмотр телевизионных программ и компьютерные развлечения. В выходной день подъем смещается в сторону позднего утра - 8.30-10.00. Отход ко сну в основном остается, как и был, - в 22.00-23.00. Свободное от обязательных дел время составляет до 8 часов в день.
Изучая полученные данные, девочки увидели, что затраты на подготовку домашних заданий у всех разные, но среднее значение не выходит за пределы двух часов. К сожалению, никто не применяет во время выполнения домашних заданий такие способы снятия умственной нагрузки как анимация физкультминутки, физкультпаузы и другие виды активного отдыха. Уроки выполняются без перерыва, следовательно, мозг устает и требуется все больше и больше времени для усвоения материала.
Хорошо видно, что в распорядке дня не выбирается норма двигательной активности, рекомендованная ВФСК ГТО. В режиме дня отсутствует утренняя зарядка, на которую должно отводиться 15 минут ежедневно. Также не выделяется время на самостоятельные занятия физической культурой и другими видами двигательной деятельности, тогда как на это следует планировать около 30 минут в день. Только те учащиеся, которые посещают спортивную секцию не менее трех раз в неделю, поддерживают свой двигательный режим на рекомендованном уровне. То, что не выполняются зарядка, физкультминутки, отсутствует активный отдых, говорит о нерациональной организации распорядка дня. Также на это указывает малое время пребывания на свежем воздухе. Все эти факторы, воздействуя в течение длительного времени, могут приводить к ухудшению здоровья в старших классах, умственному перенапряжению.
Проведенное исследование бюджетов времени школьника показало, что свободное время у школьников есть. Но они не умеют правильно организовывать свой день, не осознают важность рационального распорядка дня. Почему в свободное время им не хочется заниматься саморазвитием? Потому что устают от умственной деятельности. На самом деле просто не умеют переключаться с одного вида деятельности на другой, и тем самым не дают мозгу отдых. Поэтому школьникам кажется, что они учатся целый день и поэтому очень устают. На самом деле прогулка после школы, активная физическая работа позволяют отдохнуть, быстрее и качественнее справиться с домашними заданиями. Утренняя зарядка поможет быстрее проснуться и продуктивно работать уже на первом уроке. А перемены нужны не для того, чтобы выполнять домашние задания, а чтобы подвигаться, переключиться с умственного режима работы.
Екатерину Никитину и Полину Тимофееву все очень внимательно слушали, понимая: общая ошибка в недооценке способов снятия умственной нагрузки. Часто кажется, что можно отдохнуть, посмотрев после школы телевизор. Но на самом деле это не так, и мозг устает еще больше! Полноценный отдых, если переключаешься с одного вида деятельности на другой. Наверное, поэтому те, кто отдает свое время занятиям в кружках и секциях, справляются с учебными заданиями быстрее и лучше, чем тратящие все свое свободное время на пассивный отдых.
Выводы девочек полезны не только школьникам, но и родителям и педагогам.
Временная структура дня школьников 5-го класса имеет существенные индивидуальные отличия. В распорядке дня представлены не все рекомендованные для поддержания работоспособности и физического развития виды деятельности.
Установлено, что в структуре времени пятиклассников отсутствуют такие конкретные виды деятельности как утренняя зарядка, физкультурные минутки и физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, достаточные по объему времени прогулки на свежем воздухе. Свободное время используется хаотично, без четких целей и планов. Причина - слабая осознанность временной ценности каждого дня.
Анализ хронокарт показал, что имеется значительный резерв времени для повышения продуктивности учебной и внеучебной деятельности учащихся данного возраста, для их саморазвития.
Практические рекомендации юных исследователей заинтересовали всех
С целью повышения работоспособности, снижения психологической нагрузки привести распорядок дня в соответствие с имеющимися гигиеническими рекомендациями. Утренняя гимнастика, активный отдых, свежий воздух должны быть обязательными элементами каждого дня.
Для эффективного распоряжения своим временем изучить и использовать книги по тайм-менеджменту, установить на телефон «планировщик дел».
Пользоваться приложениями для самосовершенствования. Бесплатные версии есть практически у всех приложений, и их достаточно для ежедневных тренировок. Главное - выбрать, что человек хочет в себе развивать. Существуют языковые сервисы, предоставляющие возможность общаться даже с носителями языка, не говоря о том, что можно значительно расширить свой лексикон и улучшить знание грамматики. Кто хочет улучшить память, полезно освоить скорочтение - Google вам предложит множество ссылок на нужный ресурс. Компьютер - это не только социальные сети и игры, но и помощник на пути саморазвития!
Время быстротечно, и использовать его нужно с максимальной продуктивностью для саморазвития.
Многие школьники заинтересовались важной проблемой разумного и полезного использования досуга, записали названия сайтов и умных, полезных книг и журнальных статей.
Читательский портрет современного школьника
Одиннадцатиклассница Маргарита Анисимова представила на конференцию интереснейшую исследовательскую работу «Читательский портрет современного школьника», выполненную на базе школьной библиотеки.
Маргарите очень повезло с научным руководителем исследовательского проекта. О таком мечтает каждый школьник. С благодарностью одиннадцатиклассница рассказывает о творческом учителе русского языка и литературы Ольге Николаевне Соловьевой, отличнике народного просвещения, Заслуженном учителе России, заведующей Библиотечно-информационным центром.
За последние сто лет наука и техника шагнули далеко вперед, и книга уже перестала быть единственным источником знаний, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего интеллекта, чем чтение. Когда-то Советский Союз был самой читающей страной в мире. А читает ли Россия сейчас? По результатам онлайн-опроса, проведенного Международным институтом маркетинговых исследований в марте 2017 года, Россия наряду с Китаем и Испанией вошла в тройку самых читающих стран мира, заняв второе место в мировом рейтинге.
Сегодня нередко можно услышать разговоры о том, что молодое поколение не любит читать. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что на самом деле читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Поэтому проблема детского и подросткового чтения в наше время актуальна как никогда.
Маргарите стало интересно, как обстоят дела с чтением в нашей школе, какую роль играет книга в жизни учащихся 2-11 классов МБОУ СОШ N9 г. Великие Луки. Она решила составить читательский портрет современного школьника на примере чтения обучающихся нашей школы.
Марина поставила перед собой следующие задачи: изучить специальную литературу по данной проблеме; провести анкетирование среди учащихся 2-11 классов моей школы; выявить факторы, влияющие на отсутствие у школьников интереса к чтению; проанализировать соотношение «книга-компьютер» в жизни современного школьника.
Изучив литературу по данной теме, М. Анисимова предположила, что современный школьник по-прежнему интересуется книгами, но круг его чтения и интересов значительно отличается от предыдущих поколений и от того, каким его хотят видеть взрослые.
Сегодня наблюдается общемировая тенденция снижения интереса к чтению, в том числе среди детей и подростков. Количество каналов получения информации все время возрастает, в результате отмечается падение статуса чтения и его престиж; изменения в восприятии печатного текста и информации; отдается предпочтение той печатной продукции, где более широко представлен видеоряд.
Социологи пишут о том, что идет процесс смены моделей чтения. Прежней модели чтения («литературноцентристская»), для которой характерна «любовь к чтению» и престиж в обществе «человека читающего», на новую модель чтения. Оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», школьники предпочитают произведения небольшого объема. В наше время подростки чаще обращаются к чтению с практической целью, обусловленной подготовкой к учебным занятиям.
По результатам международного исследования читательской грамотности PISA, Россия в 2015 году заняла лишь 26 место. Это связано с реалиями нашей жизни, ее кризисами, глобальной сменой ценностных ориентаций.
Марина исследовала ситуацию в нашей школе и представила нашему вниманию результаты своего исследования. Респондентами стали 408 школьников в возрасте с 8 до 17 лет.
На вопрос: «Любишь ли ты читать?» большинство ребят ответило положительно, а значит, чтение все еще остается важным в жизни школьников.
По результатам анкеты, с возрастом растет число детей, которые читают редко или не читают совсем. Такое резкое падение показателей связано не только с увеличивающимися нагрузками, но и со снижением интереса к чтению. Кроме того, в современном мире, чтобы успевать читать, необходимо научиться планировать свое время, чего, к сожалению, не умеют делать современные подростки.
Для современных школьников чтение не является основным приоритетом в жизни, оно носит «вялый» характер. В старших классах растет роль Интернета. В наше время, прежде чем идти в магазин или библиотеку, можно легко отыскать на просторах всемирной сети любую книгу, прочитать описание и отзывы о ней. Но есть в этом и отрицательные стороны. Сейчас Интернет полон «литературного мусора», так как любой желающий может выложить свое произведение.
А читают ли современные подростки классическую литературу? К сожалению, ее роль падает. Все больше среди школьников тех, кто лишь частично пролистывает домашнее задание по литературе. А ведь классическая литература - это возможность учиться у тех, кто жил до нас.
Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали самые разные жанры: приключения, о природе, фантастика и фэнтези, ужастики, детективы и многое другое. Таким образом, сегодня, несмотря на распространенный миф о кризисе детского и подросткового чтения, школьники читают. Но что?
Проанализировав читательские формуляры, Марина выяснила, что школьники отдают предпочтение произведениям о своих сверстниках, приключенческой и фантазийной литературе.
Среди них - Артемис Фаул, вундеркинд, запатентовавший более двадцати семи изобретений и написавший компьютерную программу по взлому одного из швейцарских банков; Лира Белаква, живущая в параллельной нам реальности. В ее мире часть души человека живет в дэймоне - говорящем духе, который сопровождает человека всю жизнь в виде какого-то животного. Чарли Бон, десятилетний мальчик, который в один прекрасный день начал слышать разговоры людей на фотографиях. Вот лишь частичка тех книг, которые действительно интересны современным детям.
Но удивительным при исследовании было то, что на вопрос: «Какую бы книгу ты взял с собой на необитаемый остров?», кроме «Гарри Потера», «Как выжить на необитаемом острове» и комиксов, не было названо ни одной современной книги. Зато назывались Библия, «Робинзон Крузо»,«Ромео и Джульетта», «Евгений Онегин».
В последнее время в СМИ часто обсуждают вопрос, заменит ли компьютер книгу? Мы решили спросить об этом у наших ребят. Утвердительно ответили около половины опрошенных. Видимо, молодому поколению книги цифровой формы становятся ближе.
Это связано с еще одной особенностью у современного читающего подростка: он привык делиться всем пережитым с соцсетях, это «роевое» мировосприятие распространяется у них и на литературу. Современные школьники отдают предпочтение произведениям, разбитым на самостоятельные смысловые части, электронным книгам и чтению в Интернете.
Ежегодно в нашей школе проходит конкурс «Самый читающий класс». Маргарита сопоставила процент качества знаний с результатами читательской активности. Оказалось, что самые читающие классы имеют лучший процент качества знаний!
Проведя данное исследование, Маргарита пришла к выводу, что опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века школьники, действительно, читают, но «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они читают, хотя при этом меняются практически все характеристики чтения: его статус, длительность, характер, способ работы с текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения.
Таким образом, в читательском портрете современного подростка мы можем выделить следующие черты: прагматизм чтения; фрагментарность и предпочтение небольших по объему книг; снижение техники чтения; бессистемность; механическое чтение, выражающееся в неумении извлекать из текста нужную информацию. Кроме того, мы отметили, что предпочтение современный юный читатель отдает развлекательной литературе: фантастике, детективам, приключениям.
Результаты исследования могут использоваться учителями литературы при проведении уроков внеклассного чтения, привлекаться в качестве дополнительного материала на уроках. Все мы - взрослые и дети - хотим мыслить, мечтать, а для этого нужно читать книги, однажды обнаружив, что чтение само по себе является наслаждением.
Ольга КОНЕЕВА
Создано: 03.05.2018 11:18