АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Новый закон о прямых договорах

Депутаты Госдумы в окончательном чтении приняли закон, согласно которому собственники жилья смогут напрямую заключать договоры об услугах ЖКХ с ресурсоснабжающими организациями, без управляющей компании.

Решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку водоотведения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также вывоз мусора собственники в многоквартирных домах могут принять на общем собрании.

В этой статье мы решили напомнить читателям, какие услуги относятся к разряду коммунальных и как до сих пор ими обеспечивались жители многоквартирных домов. Дать пояснения по этому поводу мы попросили руководителя партийного проекта «Управдом» в Великих Луках Л. Е. Ааввакумову. Она напомнила, что в целях просвещения населения выпущено специальное пособие - «Азбука для потребителей услуг ЖКХ». Это пособие помогает повысить уровень информированности граждан, понятно и доходчиво объяснить жильцам их права и обязанности как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Два вида услуг
Следует учесть, что собственникам жилья предоставляются два вида услуг: жилищные и коммунальные, подчеркнула Л.Е. Аввакумова. Жилищные услуги включают в себя все, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Конкретный перечень жилищных услуг согласовывается собственниками и управляющей организацией в договоре. К жилищным услугам, к примеру, относятся: содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации и т. д.).
Второй вид услуг - коммунальные. Именно о них идет речь в новом законе. Таких услуг всего шесть. Это: горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление. За поставку коммунального ресурса до границы многоквартирного дома всегда отвечает ресурсоснабжающая организация. В рамках многоквартирного дома ответственность за предоставление коммунальной услуги несет ее исполнитель. До сих пор это была управляющая организация или товарищество собственников жилья при наличии у них заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора поставки коммунального ресурса.
Перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в конкретном многоквартирном доме, зависит от степени благоустройства данного дома. Кроме того, услуги по предоставлению горячей и холодной воды, а также электричества делятся на индивидуальные (то есть предназначенные для каждой конкретной квартиры) и общедомовые (то есть потребляемые в процессе пользования общим имуществом). С апреля 2016 года общедомовые коммунальные услуги (горячая вода, холодная вода и электричество) включаются в содержание общего имущества.

Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги
Основные обязанности подробно описаны в пункте 31 Правил № 354. Итак, исполнитель обязан:
1. Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.
2. Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоятельно или с привлечением подрядчиков проводить техническое обслуживание внутридомовых систем.
3. Принимать от жителей жалобы на ненадлежащее исполнение коммунальной услуги, проводить проверку этих фактов. Если, к примеру, из-за прорвавшейся трубы у жителей затопило квартиру - составлять акт о причинении ущерба имуществу (или здоровью).
4. Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством. Впрочем, у исполнителя коммунальных услуг есть не только обязанности, но и права. Основные из них также подробно расписаны в пункте 32 Правил № 354. Итак, исполнитель имеет право:
1. Требовать, чтобы потребитель услуг вовремя и в полном объеме вносил плату за потребленные коммунальные услуги и, если таковые начислены, штрафы и пени.
2. Требовать, чтобы в заранее оговоренное время (но не чаще чем 1 раз в 3 месяца) его сотрудники или работники аварийных служб заходили в квартиры (или офисы) и проверяли техническое состояние оборудования. Если же случилась авария, то мастеров жители обязаны впустить в квартиры в любое время.
3. Раз в шесть месяцев проводить проверку достоверности переданных потребителем показаний приборов учета.
4. Приостанавливать (или вообще прекращать) подачу потребителю газа, горячей воды, водоотведения, электричества в ситуациях, оговоренных Правилами (например, при невнесении платы более чем за 3 месяца).
5. Если в квартире нет индивидуальных счетчиков на воду, газ, электричество, то исполнитель имеет право проверять, сколько именно людей проживает в квартире (даже если некоторые живут временно) для коррекции суммы платежей.
6. Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Права и обязанности потребителя
Основные права и обязанности потребителя перечислены в пункте 33 Правил № 354. Итак, потребитель имеет право:
1. Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
2. Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.
3. Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества.
4. Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять показания счетчика и т. д. 5. Если это прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.
6. Имеет иные права, предусмотренные жилищным законодательством. Обязанности потребителей прописаны в пункте 34 Правил № 354.

Основные обязанности потребителей
1. Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая другая авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до приезда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).
2. Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.
3. Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах - общедомовые.
4. Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отнести его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке.
5. Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее оговоренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии - в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.
6. Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т. д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если гости к вам приехали временно).
7. Вовремя и в полном объеме платить за коммунальные услуги.
8. Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.
Кроме того, потребитель не имеет права:
1. Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает максимально допустимые нагрузки на сеть.
2. Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения от исполнителя).
3. Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей в квартирах и офисах.
4. Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы учета или «скручивать» счетчики.
5. Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым сетям в обход индивидуальных приборов учета.

Новый закон – новые возможности
Принятый депутатами Государственной думы новый закон предполагает, что на общем собрании собственники в многоквартирных домах могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку водоотведения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также вывоз мусора. То есть из этой цепочки может быть исключена управляющая организация.
По словам автора законопроекта, главы комитета по ЖКХ Галины Хованской, контакт поставщиков ресурсов в таком случае будет идти напрямую с конечным потребителем. Закон также предполагает, что ресурсоснабжающие организации могут в одностороннем порядке расторгать договоры с управляющими компаниями, если их задолженность по оплате будет составлять размер, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг.
Чтобы избежать появления «двойных» квитанций о заключении или расторжении такого договора, об изменениях уведомляется орган государственного жилищного надзора.
Вместе с тем жильцы не обязаны заключать индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, если их устраивает работа управляющей компании или расчетного центра.

Мария Озерова

Создано: 04.04.2018 10:39

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить