АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«Нравственные ценности и будущее человечества» (Продолжение. Начало в N25, N26)

 

(Продолжение. Начало в N25, N26)

Не отрываясь, смотрели мы видеофильмы «Поучение в примере» (Христианские притчи. Квест в Эрмитаже) и отрывки из спектаклей Санкт-Петербургского православного вертепного театра «Виноград».

В Санкт-Петербурге изданы учебное пособие «Земное и небесное воинство» и сборник лучших разработок, посвященных подвигу Новомучеников и Исповедников Российских.

Образование призвано раскрыть в ребенке образ Божий. Массовая культура дает иные уроки. Нам тоже очень захотелось побывать в Мариинском театре и Ледовом дворце, увидеть постановки «Небесные Серафимы» и «Перезвоны столетий». Прославленные хоры Санкт-Петербургской митрополии выступают не только на больших сценах России и зарубежья. Их хорошо знают и любят школьники, курсанты, учащиеся колледжей, студенты.

Взволновал отрывок из музыкального занятия «Наследники князя Владимира». Цикл таких музыкальных занятий проводится в петербургских школах. Дети размышляют, как формируется доблестный защитник Отечества, Герой нашего времени, в чем генеалогия Победы, наследие Победителей… Поучительна беседа о сыновьях Крестителя Руси – святых благоверных князьях Борисе и Глебе, храбрых воинах в борьбе с врагами Отечества, которые не подняли меча на родного брата … Мудрый завет мы найдем у Нестора-летописца, та-кой же актуальный сегодня, как и столетия назад: «Не хорошо, когда свои своих убивают…»

При отделе религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии создан Семейный центр, деятельность которого полезна и многогранна (сайт религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии eoro.ru). Священники и педагоги Санкт-Петербурга стараются не упустить возможности оказать помощь в духовном становлении школьников и студентов.

О прославлении и почитании святых

Счастливые и увлеченные часов не наблюдают! На едином дыхании пролетела 4-часовая конференция «Прославление и почитание святых» в Сергиевском зале. Все было очень нужным и полезным. У нас, великолучан, к счастью, тоже есть три Небесных покровителя: святой преподобный Мартирий Великолукский и Зеленецкий Чудотворец, Святейший Патриарх Тихон, Московский и всея России Чудотворец, Новомученик и Исповедник Российский Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопец-кий.

Есть у нас и почитаемые в Великолукском крае, но пока не прославленные Церковью (как местночтимые святые) схимонахи Нил и Антоний (Крюченские), подвижница веры и благочестия девица-старица Екатерина. По благословению владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского, мы продолжаем записывать воспоминания о милости и помощи Божией людям по молитвам матушки Екатерины. С надеждою и верою народ Божий прикладывается к святому камушку девицы-старицы Екатерины, находящемуся в церкви во имя иконы Матери Божией Казанской. На этом камушке Сама Пресвятая Богородица оставила след Своей стопы. Почему не прославлены эти подвижники веры и благочестия? Возможно, и по нашему нерадению. Одни боятся, другие ленятся записать о Божией помощи по молитвам наших родных «несвятых святых», забывая завещанное: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте перед всеми живущими, что Он сделал для вас (Товит. 12,6); «Тайну Цареву добро хранити, дела же Божии открывать славно» (Товит. 12,7)

Председатель конференции «Почитание и прославление святых», епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, обратил серьезное внимание на важность момента исповедничества или мученической кончины. Единственным источником информации, раскрывающим исповеднический подвиг или страдальческую кончину, являются дела карательных организаций, из которых можно узнать, как христианин жил, вел себя на допросах, то есть нравственный облик человека: принял ли мученичество, но не поступился нравственными принципами, не от-рекся от Бога, не предал ближних или не выдержал мучений, дал подписку на сотрудничество, стал агентом… Сегодня полную информацию можно получить только в Украинских архивах, которые открыты для исследователей. В наших архивах пока можно найти материалы о пострадавших от репрессий в 20-30-е годы.

Наши наставники – ученики святых

Думаю, многие педагоги не раз обратятся к материалам конференции «Наследие Святых Отцов в жизни семьи и общества. Преемство: наши наставники-ученики святых», которая была посвящена духовным причинам трагических событий XX века, осмыслению ключевого вопроса для усвоения уроков минувшего столетия. Возглавил конференцию митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. С замиранием сердец слушали мы о Владыке Иосифе (Чернове), митрополите Алма-Атинском и Казахстанском, старце, юродивом, который терпеливо и смиренно провел более 20 лет в ссылках, неустанно благодаря Бога за крепость веры в тяжелых испытаниях. Владыка всегда оставался жизнерадостным, добрым, заботливым, укрепляя в вере и любви к Господу народ Божий.

Наследие подвижника веры священномученика Константина (Любомудрова) взволновало священников и педагогов. «Где просто, там Ангелов со сто…» Всего в девяти словах батюшка отвечает потомкам на волнующий многих вопрос: «Без союза с Церковью Христовой ты далек от спасения».

Поражают мысли отца Константина, расстрелянного 19 ноября 1937 года на Бутовском полигоне, о зле неверия, о священном долге отца и матери – воспитать из ребенка хорошего семьянина, о недопустимости драк, скандалов, брани, винопития, мата. Батюшка называет это зло «угрозой духовному благополучию Отечества».

Духовный отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Преемство святости

Незабываемым было выступление нашего дорогого земляка – благочинного Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Филарета (Кольцова). Светло и проникновенно, с большой, искренней любовью отец Филарет рассказал о своем дорогом приснопоминаемом духовном отце – старце Иоанне (Крестьянкине), почившем о Господе 5 февраля 2006 года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Все собравшиеся в Сергиевском зале внимали каждому слову батюшки Филарета, потому что говорил он не устами, а сердцем, щедро делился незабываемыми, яркими, не прочитанными в книгах, а личными воспоминаниями о любимом духовном отце, «виевшем свет невечерний…»

Нам, любящим батюшку Иоанна и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, выступление отца Филарета было особенно дорого. Он начал просто, тепло и сердечно, проникновенно, как обычно обращался к народу Божию отец Иоанн: «Други наши!.. С каждым годом отец Иоанн, учивший идти Царским, средним, спасительным путем, открывается по-новому. У каждого отец Иоанн – свой. Сегодня батюшка, исповедник веры, как драгоценный бриллиант, открывается все новыми гранями…»

Наставники отца Иоанна – ученики Святых. Святые угодники Божии пребывали с ним от рождения… Батюшка повторял, что у Бога нет ничего случайного, нужно только видеть следы Промысла Божия в нашей жизни.

Ваня был восьмым и последним ребенком в семье благочестивых и боголюбивых орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. Родился он 11 апреля 1910 года, в день преподобного Иоанна Пустынника, и получил при крещении имя этого святого.

Отец Филарет напомнил, что в этот же день Церковь празднует память преподобных отцов Псково-Печерских Марка и Ионы. Быть может, они тоже были воспреемниками младенца вместе с преподобным Иоанном Пустынником?

Ванечка появился на свет очень слабеньким, и сердобольные родственники, жалея мать-вдову, вздыхали: «Уж лучше бы умер…» Крепкая вера, неиссякаемая любовь и горячая молитва матери даровали сыну трудную, но долгую жизнь.

Батюшка Иоанн рассказывал духовному сыну отцу Филарету, как однажды во младенчестве, когда он тяжело болел и почти умирал, его мама Елисавета, выбившись из сил от переживаний и бессонных ночей, задремала над детской кроваткой… Словно наяву она увидела перед собой девушку неземной, дивной красоты, которая обратилась к ней: «А ты мне его отдашь?». Елисавета Иларионовна почувствовала сердцем в гостье великомученицу Варвару. В душевном трепете она протянула к ней руки – и проснулась. А сыночек стал выздоравливать. С того дня святая Варвара стала спутницей его жизни, Небесной Покровительницей и заступницей. До последних дней батюшка Иоанн ежедневно обращался к ней в молитвах.

Ваню носили и водили в Церковь с самого рождения. Его любимой игрой в младенчестве бы-о «служение». Первое кадило из консервной банки, орарь – из полотенца, а первой прихожанкой и духовным чадом была любимая мамочка! В 6 лет Ванечка стал пономарем и рядом с батюшкой ходил с требами по приходу.

В 12 лет иподиакон Иоанн попросил благословения у елецкого епископа: «Я хочу быть монахом!» Благословение архиерея Николая (Никольского), Исповедника и Мученика, воплотилось в жизнь…

«С преподобным преподобен будеши, со избранным избран будеши…». Вокруг отца Иоанна были люди святой жизни, он любил их, молился за них, восхищался их мужеством и стоянием в вере. И сам с юности научился видеть чудо Божиего водительства по жизни: «Главная цель – богоугождение ради любви к Господу… А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется – это дело Божие».

Детство окончилось в 1917 году: «предчувствие всеобщего… хаоса и царства антихриста охватило Русь». Родной Орел, как и все российские города и села, прощался с христианским укладом жизни в ожидании грядущей беды. Замолкла радостная перекличка, серебряный звон церковных колоколов. Неизгладимое впечатление оставили показательные суды над дорогими сердцу Владыками Серафимом (Остроумовым) и Николаем (Никольским), заставили рано повзрослеть… Вместо школьных занятий Ваня служил пономарем в Ильинской церкви. Это было смелое и мужественное решение.

В 1923 году в жизни Вани Крестьянкина произошла встреча со Святейшим Патриархом Тихоном в Донском монастыре. Батюшка уже в старости говорил, что до сих пор чувствует благословляющую теплую ладонь Святого Патриарха на своей голове. В 1929 году Ваня окончил школу и бухгалтерские курсы и приступил к работе. Но вскоре был уволен за отказ работать в воскресенье. Чтобы узнать волю Божию, мама отправила сына к благодатной старице Вере (Логиновой). Матушка благословила его жить в Москве и назначила встречу с ней в будущем на Псковской земле. Через 40 лет свершилось предсказание. Память сердца отца Иоанна хранила светлый образ старицы Веры. Молитва о ней и молитва к ней сопутствовали ба-юшке всю долгую жизнь.

…На фронт Ивана не взяли из-за болезни глаз, оставили в тылу. В июле 1944 года, освободившись от гражданской службы, Иван Крестьянкин был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в Измайлове. Митрополит Николай (Ярушевич) благословил его на служение Матери-Церкви, а через полгода по ходатайству настоятеля храма он был рукоположен во диакона. 25 октября 1945 года диакона Ивана Крестьянкина, отлично сдавшего экзамены за курс Духовной семинарии, Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил во пресвитера. Отец Иоанн служил на приходе в Измайлово. Испытал любовь прихожан, искушения и скорби. Близилось окончание Духовной академии, но в ночь на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован. Доносы, провокации, клевета составили солидное дело. 2 месяца батюшка провел на Лубянке, затем его перевели в камеру-одиночку Лефортовской тюрьмы, а через полтора месяца перевезли в Бутырскую тюрьму – в камеру с уголовными преступниками…

Когда тучи над ним начали сгущаться, отец Иоанн поехал к оптинскому старцу игумену Иоанну (Соколову) – «профессору Небесных академий», дорогому «батеньке».

- Знаешь, где тебя арестуют? – спросил старец.

- Знаю, - смиренно ответил отец Иоанн и без смущения спросил:

- А воля Божия какова?

- Лучше, чтобы пошел, - посоветовал «батенька».

Больше отец Иоанн ни о чем не спрашивал. Преклонил голову:

- Благословите!..

Боясь пропустить и слово из рассказа архимандрита Филарета, мы вспомнили, как Господь решил испытать силу веру Авраама, проверить его верность и научить через него людей любить Бога. Бог повелел Аврааму принести в жертву любимого сына Исаака. Авраам повиновался. Ему было очень жаль своего единственного сына, которого он любил больше, чем себя. Но Бога он любил еще больше и искренне верил Ему. Знал, что Бог никогда и ничего плохо не пожелает. Поэтому тотчас повиновался Его святой воле.

Ольга Конеева, учитель православной культуры

 (Продолжение следует)

Создано: 14.02.2018 09:51

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить