«Герои, которых мы выбираем»
Кто не знает Дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком…
Он идет из отделенья,
И какой-то пионер
Рот раскрыл от изумленья:
«Вот так милиционер!»
Да, хотим мы этого или нет, а времена меняются, вместе с временами меняются и герои. Дядя Степа уже знаком не многим детям, зато все знают Лунтика, Смешариков, Сказочный патруль. И милиционеров в нашей стране давно нет - есть полицейские, инспекторы ГИБДД и ДПС. В этом нет ничего плохого, цивилизация берет свое. Только вот что странно, герои и времена новые, а проблемы - старые: по статистике в нашей стране ежегодно происходит примерно 90 000 ДТП, в результате которых погибает около 10 000 человек, а пострадавших около 100 000. Причем, по информации ГИБДД, чуть более четверти (26,9%) аварий происходят по вине детей. К сожалению, это не просто цифры, это искалеченные машины и люди, это слезы, боль, горе, и зачастую просто по неосторожности. Как и в былые годы, дети-пешеходы требуют к себе особого внимания. У них практически отсутствует ощущение опасности вблизи проезжей части. Как правило, они рассеяны и отвлечены при прогулке по улице. Родители должны ежедневно напоминать им простые правила поведения на дороге и своим примером показывать, как следует переходить через проезжую часть. Каждый раз при приближении к дороге нужно акцентировать внимание ребенка на возможной опасности. И комментировать при этом все действия, которые необходимо выполнить, чтобы безопасно перейти улицу. На дороге нет места суете и спешке.
Разве могут остаться в стороне и не уделять внимание в своей каждодневной работе с детьми основам безопасности жизнедеятельности отнюдь не герои нашего времени, а просто воспитатели? Нет, и еще раз нет, говорю вам по собственному опыту из своей работы и жизни, жизни обыкновенного воспитателя детского сада. Я могу вам перечислить цели и задачи нашей деятельности с детьми по ОБЖ, например: формировать представления детей о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник полиции и ГИБДД (регулировщик, постовой), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.; формировать элементарные представления о безопасном поведении, о необходимости согласовывать свои действия со взрослыми; создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры; поощрять проявления осмотрительности и осторожности у детей в нестандартных и потенциально опасных ситуациях, и многие другие.
Эту информацию вы без труда найдете в наших еженедельных планах работы, в рабочих программах, в консультациях для родителей, на сайте нашего ДОО. Хочется обратить внимание на следующее.
Регулярно помогают нам в формировании навыков основ жизнедеятельности у дошкольников и сами сотрудники ГИБДД, и сказочные персонажи, и простые игрушки, и велосипеды с самокатами, и пазлы, и даже карандаши. Вы не поверите, с каким интересом, азартом наши (то есть ваши) дети, как ясельной, так подготовительной групп, знакомятся с правилами дорожного движения. Как упорно и старательно ребята выкладывают дорожные знаки, полоски «зебры». С каким удовольствием «учат» непонятливых Незнайку, Клоуна, зайчика и даже Бабу-ягу правильно переходить дорогу по пешеходному переходу. А самым лучшим другом мальчишек и девчонок давно стал Светофор-чик - так ласково называют его сами дети - они так важничают, что знакомы с каждым из разноцветных сигналов Светофорчика, с их значением. Все это «формирование» происходит очень просто: играя, дети изучают, анализируют, делают выводы, запоминают, стараются самостоятельно повторить, и даже научить родителей!
Надо отметить, что помимо непосредственной образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр, дней открытых дверей для родителей, конкурсов рисунков и поделок на тему «ПДД и дети», мы можем себе позволить экскурсии к светофору, к проезжей части - ведь она совсем рядом с нашим садиком. А при желании можно закреплять полученные навыки и умения, не выходя за территорию детского сада, - у нас есть замечательная «площадка ПДД», и хоть красить ее надо каждый год, понимаешь, что труд стоит того - дети просто в восторге!
В помощь современному воспитателю в его работе сейчас не только газеты, журналы, книги, но и ИКТ, дистанционные курсы повышения квалификации, а также международный опыт работы с детьми: социальные сети, интернет.
Конечно, бывают и трудности, иногда теряешься среди многообразия форм, методов. Да и современных детей не сильно увлечешь ни словесным, ни наглядным приемом. Дети уже хотят ответов не на вопрос «почему?», а на вопрос «зачем?». Здесь спешат на помощь ФГОСы, и педагоги организовывают проблемные ситуации, а дети ищут пути решения, исследуют, действуют. Все трудности преодолеваются вместе с детьми, всегда спасают неуемная детская энергия, фантазия, желание помочь.
С какой гордостью мы иногда слышим от наших воспитанников, что они отказываются садиться в автомобиль без специального детского кресла, не пристегнутыми ремнями безопасности, что напоминают родителям о необходимости включить «дневной свет» или снизить скорость при въезде в «жилую зону» до 20 км/ч.
И есть надежда, что цифры статистики станут не такими безжалостными, что Артем, когда станет автомобилистом, будет аккуратно соблюдать ПДД, а Маша, когда станет мамой, обязательно прикрепит своим детям светоотражающий значок на одежду и разъяснит, для чего необходим «лежачий полицейский» около детского садика. Ведь вся наша работа, не супергероев, а работников ДОО, как раз для того, чтобы дети рос-ли здоровыми, счастливыми, свободными. Обязательно свободными, но и обязательно соблюдающими правила, ведь свобода - это прежде всего взаимоуважение и ответственность за себя, за тех, кто рядом. Конечно, гораздо эффектнее было бы быть Аркадием Паровозовым, с его волшебными способностями, но ежедневный кропотливый труд, который не так заметен, тоже дает неплохие результаты. Поэтому каждый волен решать, какому герою подражать. Но для меня лично герой - это тот, кто в любой ситуации, обыденной или чрезвычайной, старается оставаться человеком: кто пропустит на дороге и скорую помощь, и соседа-автомобилиста; кто, несмотря на то, что очень-очень опаздывает, не начнет движение под желтый и, тем более, не продолжит движение под красный свет светофора; кто держит двумя руками не мобильный телефон, а рулевое устройство.
Вот так мы и живем в нашем детском саду, познаем, ошибаемся, исправляем ошибки - у нас в игре, на бумажной «зебре», еще пока возможно их исправить, а вот на реальной проезжей части - вряд ли. Поэтому и призываем вас: оставайтесь людьми, следуя из пункта А в пункт Б, соблюдайте ПДД, будьте осторожны на дорогах нашего города, позаботьтесь о безопасности своей, своих детей и тех, кто рядом, а мы уж вас в этом обязательно поддержим!
Статью подготовила Е.В. Кондюрина при поддержке и помощи всего коллектива МБДОУ N8, особенная благодарность методисту Н.Н. Тарасовой
Создано: 30.01.2018 09:58