АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Небесная помощь

 

В Псковской области произошло возрождение санитарной авиации, которая прекратила существование в 1992 году. В конце сентября 2017 года в регион поступил специально оборудованный вертолет «Ансат», а уже в ноябре парк санавиации пополнил медицинский вертолет Ми-8. За это время экстренную медицинскую помощь получили десятки пациентов из разных уголков Псковской области.

Хорошо забытое старое

Участие Псковской области в федеральном проекте по организации оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации стало возможным благодаря поддержке вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец. В сентябре 2017 года с легкой руки Андрея Турчака, на тот момент главы региона, Псковская область получила на оказание «небесной помощи» 21 миллион рублей из федеральной казны. Еще 3 миллиона составило софинансирование из областного бюджета.

И вот, спустя 25 лет «вынужденного простоя», в регионе заработала санавиация: 23 сентября в Псков прибыл «Ансат» - легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет отечественного производства. А уже 16 ноября первый вылет совершил борт МЧС Ми-8: решение о расширении санитарной авиации в регионе принял врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников, который сменил Андрея Турчака.

Сейчас оба вертолета обеспечивают транспортировку тяжелых больных из районов в Псковскую областную клиническую больницу, Детскую областную клиническую больницу и Псковский перинатальный центр, а также в федеральные клиники Москвы и Санкт-Петербурга.

Чаще всего воздушная транспортировка требуется больным с сердечно-сосудистыми патологиями, инсультами, травмами. Эвакуируют на вертолетах беременных женщин с осложнениями и детей. Санитарные борта помогают провести лечебные мероприятия в пределах «терапевтического окна»: промежутка времени, когда лечение может быть наиболее эффективным. Часто именно это позволяет спасти жизнь пациента. Пригодится санавиация и при крупных ДТП (к счастью, пока такой работы у нее в Псковской области не было): вертолет может быстро доставить бригаду медиков прямо на место аварии и забрать оттуда самых тяжелых больных.

Медицинская эвакуация

«Заказать» вылет вертолета можно в дежурно-диспетчерской службе отделения санавиации Псковской областной клинической больницы. Здесь работают опытные фельдшеры, которые круглосуточно принимают заявки от районных лечебных учреждений и согласовывают очередность их исполнения.

Заместитель главного врача Псковской областной клинической больницы по спецработе Юрий Скляренко рассказывает, что в день поступает порядка 7 заявок на вылеты, помимо этого диспетчеры оказывают консультационную помощь, при необходимости направляют к пациентам реанимобили (в каждой смене дежурят по две машины для выездов в районы и по городу). Таким образом, диспетчер обрабатывает порядка 20 заявок в день. 

Вызвать воздушное судно как Скорую помощь невозможно, но это понимают не все, и иногда граждане звонят в диспетчерскую службу и заявляют: «Я хочу лететь на санавиации». Но частное лицо не имеет права заказать себе вертолет, так как медицинская эвакуация – это прерогатива медиков.

Важно понимать, что просто так санавиация не летает: она либо транспортирует пациента, либо находится в режиме дежурства, никаких консультационных вылетов быть не может.

Еще одно заблуждение, по словам Юрия Скляренко, заключается в том, что вертолет может сесть куда угодно, вылететь в любое время дня и ночи по первому звонку. Чтобы взлететь, экипажу судна потребуется как минимум полчаса для проведения «разведки». Прежде всего, нужно понимать, подходят ли для полета метеоусловия.

По его словам, помимо ограничений по погоде и времени суток, есть вопросы с кадровым обеспечением. Дело в том, что на два борта санавиации и один реанимобиль пока что приходится только две бригады, в каждую из которых входят врач и медсестра. К тому же, медики не сидят в ожидании вылетов, они работают в стационаре больницы и привлекаются по мере необходимости. Врачей и медсестер, числящихся в санавиации, могут снять с операции или вызвать из дома, так как в приоритете именно выездная работа.

Помощь за один день

Но все это не мешает оказывать помощь пациентам, заверил анестезиолог-реаниматолог Александр Андреев, один из самых опытных на сегодняшний день врачей псковской санавиации.

Он, как и другие члены бригад санитарной авиации, получил сертификат о прохождении курсов во Всероссийском центре медицины катастроф в Москве. На его счету уже десятки вылетов. Врач рассказал, что окончательное решение о транспортировке принимает именно тот, кто забирает пациента. Он оценивает медицинские показатели, оговаривает, каким образом лучше забрать больного из лечебного учреждения. Если состояние пациента действительно требует эвакуации, его готовят к вылету, причем так, чтобы вмешательство во время полета было минимизировано - все необходимые манипуляции проводятся на земле.

По словам доктора, иногда требуется постоянно находиться рядом с пациентом, и в таких случаях для врачей удобнее «Ансат». «Ми-8 большой, и посадочные места находятся далеко от пациента», - пояснил он. К тому же, рассказал Александр Андреев, в «Ансате» медики спокойно могут общаться друг с другом через специальные переговорные устройства в виде наушников с гарнитурой.

В любом случае, оба вертолета позволяют уменьшить время транспортировки пациентов из районов в областной центр, а иногда это имеет критическое значение. По мнению Александра Андреева, сан-авиация региону необходима: «Потому что достаточно длинные расстояния иногда бывают. Мы находимся в больнице, которая оказывает помощь всему населению области».

Положительно оценивают появление сан-авиации и в самих районах. По мнению главврача Порховской межрайонной больницы Татьяны Горбуновой, эта услуга очень востребована. Она заверила, что проблем с организацией вылетов не бывает, однако, тоже высказала сожаление в связи с плохими погодными условиями: «Вчера была заявка, но нелетная погода, пришлось везти транспортом. А так всегда прилетают, если есть возможность».

Сергей Петухов в конце октября обратился в порховскую больницу с острым инфарктом миокарда. Утром ему стало плохо, он вызвал Скорую помощь. Медики оперативно приехали, осмотрели больного, сделали кардиограмму и приняли решение – надо отправлять в Псков. Петухов был госпитализирован в местную больницу и ждал там вертолет. Порхович нисколько не удивился, что придется лететь, так как уже знал, что в регионе появилась санавиация. В 11:40 «вертушка» прилетела, бригада медиков осмотрела больного, подготовила его к полету, погрузила на борт, и спустя 20 минут пациент был в Пскове.

Уже в 13:45 мужчине сделали операцию. «Все в один день, все быстро, - вспоминает Сергей Петухов. - Все это правильно». Сейчас он вернулся в Порхов, находится на больничном и наблюдается у терапевта: «Ощущения нормальные. После перенесенной операции уже адаптируюсь, к жизни возвращаюсь потихоньку».

Выигранное время – спасенная жизнь

Технически обеспечением полетов сан-авиации в Псковской области занимается ЗАО «Русские вертолетные системы» в рамках государственного контракта. Об авиационной составляющей и нормативах нам рассказал представитель компании, руководитель полетами в регионе Андрей Александров.

По его словам, готовность вертолета к взлету в летнее время составляет 20 минут, зимой – 30. Экипаж получает вызов от дежурного по санавиации в областной больнице, и за указанный промежуток времени должен прибыть к вертолету, оценить метеоусловия и принять решение, можно ли взлетать. Экипажи «Ансата» и Ми-8 постоянно находятся в режиме дежурства в 10-минутной доступности. Небольшой вертолет, который базируется в Середке, забирает медиков из областной больницы со специально оборудованной площадки и туда же возвращает их вместе с пациентом. А вот к борту МЧС доктора добираются наземным транспортом, так как вертолет находится в аэропорту. Когда Ми-8 возвращается из районов, на взлетную полосу приезжает машина Скорой помощи, которая забирает бригаду и пациента. Это связано с размерами боевого вертолета, который может приземляться только на больших площадках – в аэропортах, на стадионах, футбольных полях.

Андрей Александров заметил, что размер - не единственное отличие двух бортов. Так, современный «Ансат» сделан на казанском авиационном заводе, он новенький и еще, как говорится, «блестит». Борт оборудован специальным медицинским модулем со всем необходимым для оказания экстренной медицинской помощи. В нем возможна перевозка одного пострадавшего при сопровождении двух медработников. Управляется судно двумя пилотами.

Ми-8 выпущен на том же заводе, только немного раньше. Это боевой вертолет, он уже давно в небе, но также приспособлен для нужд санавиации. К слову, в советское время в качестве «воздушных реанимобилей» использовались только Ми-2 и Ми-8, в которых из медоборудования были лишь носилки и кислородный баллон. Сейчас же вертолеты санавциации позволяют транспортировать любых больных, даже подключенных к аппарату искусственной вентиляции легких. Прямо на борту можно сделать и кардиограмму.

Кроме срока эксплуатации есть у «Ансата» и Ми-8 более существенные различия, в основном, касающиеся диапазона использования. Так, борт МЧС может летать в облаках, по приборам, в условиях среднего обледенения на маршруте. Для «Ансата» нужна хорошая погода на протяжении всего маршрута, в то время как МИ-8 готов отправиться на вызов при наличии подходящей летной погоды только в месте вылета и посадки.

Важно, что транспортировка санавиацией в большей степени зависит именно от погодных условий. «Самая главная беда – погода, от нее зависит безопасность полетов. Мы сами можем лететь, но мы не имеем права рисковать жизнями тех, кого мы везем», - подтвердил командир авиационного звена Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России, летчик

1-го класса Михаил Асанов. Он пояснил, что порог метеоусловий есть не только у воздушных судов, но и у самих летчиков. Так, «Ансат» может взлетать при горизонтальной видимости 4000 метров и границе нижних облаков 400 метров, для Ми-8 данные показатели снижены вдвое. А вот сам Михаил Асанов вправе лететь при видимости 1000 м и границе облаков 100 метров. И если на дежурстве окажется он, а не член экипажа с более низким порогом метеоусловий, борт вылетит, и больной будет спасен.

Кстати, экипажи меняются, в их состав входят по три человека – представители «Жуковского». В день, когда экипаж вернулся из Великих Лук (откуда он до этого три дня не мог улететь из-за тумана), с Михаилом Асановым были командир воздушного судна Евгений Власов и бортовой механик-инструктор Альберт Сметанин.

Командир авиационного звена добавил, что у Ми-8 есть еще несколько преимуществ. В частности, он может пролететь 1000 км без дозаправки, а «Ансат» - всего 350. Поэтому, скорее всего, при необходимости транспортировки псковичей в лечебные учреждения других регионов будет использоваться именно Ми-8. В зависимости от удаления площадки рассчитывается и количество вылетов. Кроме того, борт МЧС может транспортировать сразу двух больных, так как в нем установлен двухместный модуль для тяжелобольного пациента и пострадавшего, не требующего аппаратного подключения. Есть там и 8 посадочных мест для врачей и сопровождающих. Михаил Асанов считает, что в санавиации должны быть разные вертолеты: и маленькие, и большие, и средние.

Летчик также рассказал, что экипаж авиационно-спасательного центра МЧС РФ «Жуковский» чаще всего забирает тяжелобольных пациентов из Великих Лук, также уже слетали в Себеж и Пушкинские Горы. Однако, по его словам, не все районы готовы принять Ми-8, опять же, из-за его размера.

Ульяна Ловыгина

ПАИ

Фото пресс-службы Администрации Псковской области

Создано: 19.01.2018 10:06

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить