АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Будем его помнить Михаил Иванович Сипович

 

…Советско-финская война. Идут боевые операции по подготовке прорыва грозной «линии Маннергейма», в них и отличился второй батальон 355-го стрелкового полка под командованием М.И. Сиповича.

В наградном листе за подписью командующего 7-й армией К.А. Мерецкова сообщается о комбате: «Решительный, волевой, инициативный командир. Командуя

батальоном, с исключительной быстротой и отвагой занял вражеские укрепления. Ведя лично батальон в бой, своим мужеством и отвагой вселял уверенность в победу, и батальон совершал героические подвиги. После занятия нашими укреплений противник неоднократно пытался перейти в контратаку. Батальон под командованием Сиповича в течение трех суток удерживал участок, отбивал контратаки, тем самым обеспечил развитие успеха соседним частям.

Достоин присвоения звания «Героя Советского Союза».

2 февраля батальон Сиповича получил задачу провести разведку боем. В 6 часов вечера при поддержке артиллерийского огня роты поднялись в атаку и вклинились в оборону противника. Разведка была успешной: удалось более точно выяснить огневую систему финской обороны, а подразделения батальона улучшили свои позиции. Утром 11 февраля мощная канонада артиллерийских батарей возвестила о начале наступления. Пехота, поддерживаемая танками и огнем орудий прямой наводки, двинулась в атаку.

Упорные бои развернулись за Хотинский узел обороны противника, на который наступали части 100-й стрелковой дивизии. Финское командование придавало особо важное значение этому укрепленному району и подтягивало сюда свежие силы. На острие атаки 100-й стрелковой дивизии находился выдвинутый вперед батальон Сиповича. Сопротивление противника было сломлено. К исходу дня Хотинский узел укреплений оказался полностью в руках советских войск.

За успешные действия при прорыве «линии Маннергейма» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года Михаилу Ивановичу Сиповичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился Михаил 28 сентября 1908 годах в деревне Колпино (в иных изданиях - Кокино) Сиверстской волости Торопецкого уезда (сейчас - Успенская волость Великолукского района). Окончил Великолукский педагогический техникум. После его окончания - преподаватель курсов рабочего образования при з-воде «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону. С 1931-го - в рядах Красной Армии, спустя год окончил курсы младших лейтенантов.

В 1939 году участвовал в походе по освобождению Западной Белоруссии. Здесь же и встретил начало Великой Отечественной войны.

В первые дни войны батальон Сиповича в районе города Гродно оказался в окружении. В сентябре 1941 года с группой окруженцев под командованием полковника Сиденко присоединился к отряду Дмитрия Медведева «Митя», действовавшему в брянских лесах.

Весьма интересен отрывок из книги Г.Н Кулакова «Дневник комиссара:

Запомнился такой курьезный случай. Отряд расположился на ночлег. После трудного перехода все сразу заснули как убитые. Не спали только часовые, да мы с Дмитрием Николаевичем обсуждали план на завтрашний день.

- Товарищ командир, где-то дрова колют! - вдруг раздался громкий шепот, и в шалаш ворвался встревоженный Латушкин. Мы прислушались… Действительно, в ночной тишине было слышно, как кто-то рубил топором.

Надо проверить. Отправили разведку, но никого не нашли, хотя все говорило о том, что совсем недавно рядом были люди. Присоединившиеся к нам накануне четыре человека (среди них - Герой Советского Союза Михаил Иванович Сипович и полковник Сиденко) говорили, что они тоже долго искали наш отряд, прежде чем нашли его. Майор Сипович высказал предположение, что это организованная группа из двенадцати человек, о которой они слышали раньше. И будто бы она тоже ищет наш партизанский отряд.

Звание Героя Советского Союза Михаил Иванович получил в 1940 году за героизм и мужество, проявленные в боях на Карельском перешейке при штурме так называемой линии Маннергейма. Война застала полк Сиповича на западной границе: в первый же день он был отрезан танками противника и попал в окружение. До второй половины июля полк Сиповича вел тяжелые оборонительные бои с противником. Затем пробивался на восток, чтобы перейти линию фронта и соединиться с частями Красной Армии… В нашем отряде Михаил Иванович был назначен командиром группы. В этом немалую роль сыграли его большой военный опыт и ровный, спокойный характер, умение ориентироваться в любой сложной обстановке, а главное, простота и скромность этого человека. Так же легко вошел в наш коллектив и полковник Сиденко…

Как выяснилось позже, Сипович был прав - эти двенадцать искали нас, но, услышав свист и крики, решили, что это фашисты, и ушли. Так играли мы в кошки-мышки, бегая друг за другом, хорошо, что в конце концов они наткнулись на наших разведчиков и те привели их с собой в отряд. Вот и сейчас эта группа идет с нами в общем строю…

Мы прошли еще несколько километров по лесу и расположились на привал. Быстро поставили шалаши, зажгли костры, развесили мокрые портянки, хозвзводовцы под руководством «шеф-повара» Франца Игнатьевича начали хлопотать у котлов, и мы уже предвкушали заслуженный отдых и горячую «болтушку по-казахски», как вдруг раздались орудийные выстрелы, и один за другим возле лагеря начали падать снаряды.

Медведев срочно вызвал к себе капитана Небылова и лейтенанта Цароева и дал им задание пойти в разведку.

- В случае необходимости примите на себя первый удар, - сказал он, - и доложите обстановку.

Небылов и Цароев с группой ушли. Прошло минут сорок. Наконец, разведчики вернулись и сообщили следующее.

«Вражеской артиллерией» оказались восьми- и десятилетние ребятишки из соседней деревни. Они нашли в лесу поврежденный танк, орудие которого было в полной исправности, и начали стрелять из него. Снарядов было много, и обстрел продолжался целый час, пока его не прекратили наши разведчики. Правда, во избежание неприятностей малолетние канониры отворачивали головки снарядов, поэтому разрывов не было. Вообще, надо сказать, во время нашего продвижения по лесам часто приходилось слышать где-то вдали, а иногда и совсем близко ружейную и пулеметную стрельбу. Иногда это были гитлеровцы или полицейские, но сплошь и рядом стреляли ребята из ружей, пулеметов и винтовок. Ведь в лесах после прошедших боев оставалось много исправной техники, как фашистской, так и нашей. Стояли танкетки, зенитные и простые пулеметы, валялось много патронов. Нам удалось собрать тысяч двенадцать патронов, что значительно пополнило наш арсенал. 

После гибели начальника штаба отряда Староверова стал начальником штаба. В конце 1941 года Сиповича назначили командиром 575-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии. Со своим полком он, участвуя зимой 1942 года в наступлении на Юго-Западном фронте, с боями прошел 700 километров от Воронежа до предместий Полтавы, оказавшись на самом западном рубеже Барвенковского выступа.

В мае 1942 года полк Сиповича участвовал в оборонительных боях под Харьковом и в числе немногих соединений, благодаря мужеству и отваге командира, сумел выйти боеспособной единицей из Барвенковского котла. 7 июля 1942 года Сипович руководил отражением грандиозного танкового наступления, предпринятого немецкими войсками на Дону в районе села Неведомый Колодезь на подступах к Воронежу. До января 1943 года полковник Сипович руководил своим полком в многочисленных ожесточенных боях на северных окраинах города Воронежа. За полгода роща Фигурная и отдель-ные кварталы, прилегающие к ней, в северной части города де-сятки раз переходили из рук в руки до тех пор, пока не началось наступление советских войск.

Весной 1943 года полк Сиповича с боями дошел до границы с Сумской областью, заняв оборону на южном участке образовавшейся Курской дуги. Бои на Курской дуге полковник Сипович встретил в должности заместителя командира дивизии. Затем были форсирование Днепра и Припяти, бои на Правобережной Украине, в Польше. Дивизия, в которой Сипович был заместителем командира, освобождала древний польский город Краков.

Войну генерал-майор Сипович закончил в Чехословакии. После войны продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1968 года генерал-майор М. И. Сипович - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 января 1983 года. Похоронен на Головинском кладбище в Москве.

Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Удостоен звания «Почетный гражданин села Подгорное Воронежской области».

Также великолучане могут увидеть портрет героя на Аллее славы у Вечного огня.

Александра Моисеева

Станислав Петров

Великолукский филиал Петербургского университета путей сообщения

Создано: 01.12.2017 10:00

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить