Работа с должниками дает результаты
В управляющей компании «Радист» работа с задолжниками не прекращается ни на один день. Недоплата отдельных жильцов за услуги ЖКХ уменьшает суммы, которые можно потратить на поддержание в хорошем состоянии жилого фонда и содержание общего имущества многоквартирных домов, благоустройство и уборку придомовой территории, вывоз мусора и прочие необходимые работы. Если средств на все это будет недостаточно, трудно добиться, чтобы все жилищное хозяйство функционировало в нормальном режиме, без аварий и других неприятностей.
Проблемы у «Радиста» возникают и при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, которые поставляют в дома холодную и горячую воду, тепло, электричество. Поэтому так много времени и сил уделяется борьбе с должниками. В результате за два последних месяца сумма просроченных платежей значительно снизилась.
Предупредите, чтобы не попасть в списки
Прежде всего нерадивым потребителям услуг ЖКХ управляющая организация высылает предупреждения. Такие документы получают те, чья задолженность составляет более трех месяцев. Именно этот период, в соответствии с законодательством, позволяет занести человека в разряд должников и применять к нему те или иные санкции, тоже в соответствии с действующими законами.
Юрисконсульт управляющей компании «Радист» Игорь Яковенко советует великолучанам помнить об этом и, если пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, стараться рассчитаться с долгами в течение этих трех месяцев, пока не начали применяться серьезные меры воздействия.
И еще один хороший совет. Если вы все же не успели рассчитаться за услуги вовремя и оплатили долг позже положенного срока, не стоит дожидаться, когда вас внесут в список, который впоследствии разместят на информационной доске в подъезде вашего дома, в газете или на сайте управляющей организации. Позвоните или зайдите в свою управляющую организацию и сообщите о погашении долга. Там списки должников формируют лишь раз в месяц, после наступления обязательного срока внесения платежей, то есть после 25 числа каждого месяца. И если оплата от вас поступила позже, то вы тоже окажетесь в этих списках. Возмущаться и жаловаться - смысла нет. Вам ответят, что на начало месяца вы действительно были в должниках - ведь это же так. А если этот долг копился несколько месяцев, то и судебные приставы могут заглянуть к вам. Так что позаботьтесь о собственном спокойствии сами - позвонить в управляющую организация несложно - и тогда не придется доказывать, что нет оснований включать ваш адрес в перечень других нерадивых плательщиков.
После предупреждения о необходимости погасить задолженность для внесения указанной в документе суммы дается примерно месяц. За это время необходимо либо полностью погасить долг, либо придти в управляющую организацию, чтобы заключить соглашение о поэтапном внесении суммы задолженности.
Должник - черта характера?
К сожалению, в списках должников управляющей организации «Радист» немало тех, кто не вносит платежи из месяца в месяц. И это вовсе не значит, что эти люди находятся в сложной жизненной ситуации. «Должник - это не всегда тот, кто мало получает или, к примеру, пенсионер, или тот, кто остался без работы, - говорит Игорь Яковенко. - Скорее всего, это черта характера. Это пренебрежение к своим обязанностям и неуважение к людям, которые живут рядом с ними и за счет которых, по сути, они пользуются коммунальными и жилищными услугами».
Правда, есть в этом списке люди, чей долг накопился по независящим от них обстоятельствам. Бывает, что человек заболел, ему необходимо много денег на лечение, или долго пролежал в больнице, или временно остался без работы. Но такие граждане стараются рассчитаться с долгами как можно быстрее, как только у них появляется возможность. Как правило, они сами приходят в управляющую организацию и рассказывают о своих проблемах. Им там, конечно, стараются помочь и предлагают пути решения вопроса.
Накопление задолженности у отдельных жильцов происходит из-за того, что они работают на сезонных работах или вахтовым методом. В таких случаях задолженность может накапливаться несколько месяцев и даже год, и лишь когда хозяева возвращаются домой, они рассчитываются за жилищно-коммунальные услуги. В случае сезонных работ житель той или иной квартиры может копить долг в течение периода, когда он не работает, а затем постепенно рассчитывается. Чаще всего такое происходит у тех, кто работает в строительных бригадах, работа которых, как известно, востребована в основном в весенне-летний период. Правда, такие жильцы стараются при первой же возможности гасить свой долг. Часто они заключают соглашение о погашении долга в рассрочку.
А вот у многих из постоянных должников есть даже второе жилье, вполне приличная работа, которая позволяет не копить долги. Почему такие жильцы забывают о своих обязанностях, приходится только догадываться. Кто-то находится в длительном отъезде и не желает внимать просьбам внести платеж заранее. Кто-то копит квитанции месяцами и только потом вносит сумму, которую они сами считают незначительной. На их взгляд - ничего страшного. Но для управляющей компании неполное поступление платежей оборачивается невозможностью вовремя рассчитаться с поставщиками коммунальных ресурсов: тепла, воды, электричества. Кроме этого, управляющая организация не может запланировать и провести в полном объеме необходимые работы по подготовке к осенне-зимнему сезону, по текущему ремонту домов или благоустройству дворов. Для этого просто не хватает средств. В итоге - страдают соседи нерадивых потребителей услуг. А они вносят платежи вовремя и вправе рассчитывать на качественное обслуживание.
За границу долги не пускают
Иногда гасить долг за услуги ЖКХ человека заставляют обстоятельства. Например, юрисконсульт управляющей компании «Радист» рассказал, что одному из таких должников необходимо было уехать за границу. Задолженность составляла 40 тысяч рублей. Он оплатил половину, было составлено соглашение, и управляющая компания пошла навстречу, отозвав приказ у судебных приставов. После возвращения из поездки этот мужчина полностью погасил свой долг. Видимо, такая ситуация станет для него уроком.
Другая причина погашения значительных сумм - продажа квартиры. Покупатель не хочет приобретать жилье, если имеется задолженность. В таком случае хозяин чаще всего вносит сразу всю сумму долга, чтобы его сделка с недвижимостью состоялась.
Самое сложное в работе с задолжниками - найти владельца квартиры, которая долгое время стоит закрытой. Но и в этом случае управляющая компания старается получить информацию о владельце, найти его и привлечь к ответственности за долги.
«Суммы в районе 100 тысяч гасятся у нас постоянно и ежемесячно. Причем полностью», - отметил Игорь Яковенко.
Не оплатил - придут приставы
Если после получения предупреждения человек ничего не делает, чтобы погасить задолженность, меры воздействия становятся строже. К таким жителям домов работники управляющей организации приходят вместе с приставами. Подобные рейды проходят регулярно. В итоге приставы описывают имущество, которое не изымается, а остается у человека на ответственном хранении. Продать, подарить и просто вынести из квартиры описанные вещи нельзя - за это тоже предполагается ответственность. Если наложен арест на имущество, например, на телевизор, сам хозяин может его выкупить. Внесенная им сумма пойдет на погашение долга за услуги ЖКХ. Кстати, именно такой выкуп арестованного имущества происходит чаще всего. То, что не выкуплено, судебные приставы впоследствии реализуют на специальных торгах, а вырученные деньги тоже пойдут на погашение долга. «Бывает, что арестовывают не только бытовую технику, но и автомашины, но люди выкупают их чаще всего, не хотят терять свое имущество», - заметил Игорь Яковенко.
Жильцов квартир, являющихся муниципальной собственностью, впоследствии из-за задолженности, по решению суда, могут переселить в худшие условия, например, в квартиры меньшей площади и с меньшим набором коммунальных удобств.
Если судебным приставам не удается взыскать долг или должник не согласен с вынесенным мировыми судьями приказом, управляющая компания собирает документы и подает исковое заявление в суд, который также принимает решение о принудительном взимании долга. И это является вполне обоснованным, поскольку должники, как и все их соседи, потребляют эксплуатационные и коммунальные услуги: в их квартирах тепло, у них есть вода, они пользуются канализацией, электричеством, газом и обязаны платить за это. В этом случае судебные приставы проводят ту же работу с должником, только тот обязан дополнительно оплатить госпошлину и все судебные издержки, в том числе, и работу экспертов, если они привлекались во время судебного процесса.
Помогают общественники
Бороться с должниками помогают управляющей организации «Радист» и сами жители домов. Они всегда рассказывают судебным приставам о том, где работают или находятся должники. Помогают и общественные советники, советы домов, которые часто выступают инициаторами благоустройства дворовой территории или ремонтных работ в подъездах, а поэтому тоже заинтересованы, чтобы сборы платежей были как можно полнее. «Они рады помочь и сотрудничают с нами не только по вопросам благоустройства, но и в вопросах работы с задолжниками. Нередко и сами проводят с ними беседу о необходимости своевременной оплаты за ЖКУ. И это тоже способствует погашению задолженности», - подчеркнул юрисконсульт управляющей компании.
С наступлением отопительного периода великолучанам стоит помнить, что в домах, где стоят приборы учета тепла, в квитанциях теперь будут значиться более высокие суммы, поскольку летом в строке «Отопление» у них стоял прочерк. Эти суммы нужно предусмотреть в семейном бюджете, чтобы не накопить долг.
Мария Озерова
Создано: 23.10.2017 12:51