АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26.
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56,
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru

Паломническая поездка на Соловки

Этим летом (с 10 по 16 августа) по благословению владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского, состоялась очередная, уже шестая по счету, паломническая поездка из нашего города на Соловецкие острова. Выезд осуществлялся из г. Великие Луки. Руководителями группы, как и ранее, были Галина Васильевна и Валерий Валерьевич Ануфриевы, сопровождал паломников в этот раз иерей Димитрий (Гильмияров), клирик храма Успения Божией Матери в с. Успенском.

Итак, маршрут нашей группы численностью 54 человека пролегал на Север. Нам предстояло преодолеть путь более чем в 1500 км на автобусе и затем около 50 км на катере по Белому морю. Перед самым отъездом был отслужен краткий молебен, а паломники и автобус окроплены святой водой. По дороге в некоторых городках к нам присоединились еще несколько человек.
Проехав Санкт-Петербург, водитель взял курс на Мурманск, и первая наша запланированная остановка была в Введено-Оятском женском монастыре. Во время довольно долгих переездов руководители группы знакомили нас с интересными и познавательными фактами истории, географии, православных традиций и особенностей тех мест, по которым мы проезжали.
Во Введено-Оятский монастырь мы прибыли около 11 часов дня. Только что в нем закончилась Божественная Литургия, которую возглавлял сам владыка Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский, в связи с празднованием 200-летия со дня окончания строительства главного собора обители. Наши паломники зашли в храм, приложились к иконам, поставили свечи, написали поминальные записки. Затем мы прошли в часовню, где покоятся мощи препп. Сергия и Варвары, родителей преп. Александра Свирского. Перед отъездом мы посетили известный святой источник рядом с обителью. Многие искупались в нем и набрали целебной минеральной воды.
Следующая наша остановка произошла уже у монастыря преп. Александра Свирского. Наудачу нам, был открыт старинный храм, где происходит самообновление фресок. Осмотрев его, наша группа прошла к месту явления преподобному Святой Троицы, а затем и в храм, где находятся его мощи. Отцом Димитрием и певчими из группы был отслужен молебен преподобному Александру Свирскому. Затем все приложились к его мощам, уникальным в своем роде, сохраняющим и цвет, и объем, и температуру. Написав записки и пожертвовав на монастырь, мы продолжили свой путь по необычайно живописным местам Карелии.
Вскоре мы несколько отклонились от маршрута и подъехали к водопаду Кивач, самому большому равнинному водопаду Европы (высота четырех порогов составляет 11 м). Около часа у нас было на то, чтобы оценить красоты этого места. Кто-то фотографировался на фоне стремящихся вниз потоков воды, кто-то любовался прекрасными пейзажами горных пород и растущими на них карликовыми березами, а некоторые паломники даже искупались за последним нижним порогом, где река вновь продолжала свое плавное и спокойное течение. Собравшись в автобусе в назначенное время, мы продолжили свой путь.
Проехав немногим более часа и свернув с трассы в сторону, мы остановились на привал. Среди карельских сосен и берез, в специально оборудованном месте, был устроен костер, организован походный ужин с небольшой культурной программой. Это позволило людям отдохнуть, снять напряжение и, подкрепившись, продолжить движение вперед.
И вот, наконец, раннее утро второго дня нашего путешествия. Морская пристань в Кеми, спокойная гладь Белого моря, встающее над водой солнце и ждущий нас катер «Свт. Филипп»... Произведя посадку на судно, мы медленно отходим от берега, взяв курс прямо на восток. Какое-то время мы наблюдаем проплывающие мимо острова, но затем и они, и «большая земля» исчезают в голубоватой дымке горизонта. Слышатся лишь размеренный гул двигателя, крики чаек и доносящееся из верхней каюты пение паломниками акафиста святителю Николаю.
Около трех часов продолжалось наше путешествие по морю. И вот, когда мы вошли в бухту Благополучия, перед нами во всей своей красоте и величии предстал Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
Сразу же по прибытии наша группа была размещена в паломнической гостинице, находящейся в двух шагах от обители. Через час нас ожидал обед в монастырской трапезной, а затем первая экскурсия на Секирную гору и в Ботанический сад. В сопровождении экскурсовода и священника группы мы посетили эти места. Была отслужена заупокойная лития на месте массовых захоронений времен существования здесь Соловецкого лагеря особого назначения (1923-1939 гг.). Перед поклонными Крестами люди пели тропарь. К вечеру все вернулись в гостиницу, и нам сообщили, что на завтра запланирована поездка на о. Анзер. Кто-то из наших пошел отдыхать, кто-то стал готовить ужин, а кто-то поспешил в храм, на всенощную, - праздник памяти преп. Германа Соловецкого, одного из основателей монашества на острове.
Итак, о. Анзер. Ранним утром следующего дня записавшиеся в поездку собрались у стен монастыря, близ Никольской башни. Несколько километров по непростым дорогам на уазике - и мы оказались на небольшом причале, где уже стояли катера, готовые отчалить. Нам предстоял путь по воде около 30 км, который проходил по необычайно красивым местам нетронутой природы Русского Севера. Мы шли, огибая множество островов внутренней бухты Большого Соловецкого острова. Временами можно было увидеть «морского зайца», как его здесь называют, - небольшого тюленя, плывущего невдалеке и с любопытством рассматривающего нас. Особенно необычно наблюдать в это время прилив, когда кажется, что вода начинает закипать, поднимая вверх свои нижние тяжелые массы...
Примерно часа через два мы причалили к западному побережью острова Анзер, и перед нами предстала еще более живописная местность - что-то среднее между тундрой и тайгой. Наш маршрут проходил только вперед, а забирать нас катера должны были из другого места в юго-восточной части острова. Таким образом, нам предстояло пройти пешком около 10 км с несколькими остановками для молитвы и отдыха.
Преодолев расстояние в 3 км, мы вышли к Свято-Троицкому скиту. Экскурсовод ознакомил нас с историей зарождения монашества на острове, жизнью первых подвижников, появлением и обустройством скитов. Войдя в храм, мы отслужили краткий молебен с акафистом преп. Елеазару Анзерскому, приложились к его мощам, и о. Димитрий помазал всех святым елеем. Написав записочки и оставив пожертвование на восстановление храма, мы продолжили свой путь. В одном из живописнейших мест - у Святого озера, где большие березы серповидно склонились над зеркальной водой, мы совершили привал и пообедали. Все это время за нами наблюдал небольшой лисенок, в нескольких шагах от нас сидящий в траве (видимо, прикормленный паломниками).
Очередная наша большая остановка была уже в Голгофо-Распятском скиту, на самой высокой точке Соловецкого архипелага (примечательно, что это место расположено точно на одной долготе с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме). По пути к нему мы посетили несколько часовен, где также пели тропари и читали молитвы. Справа и слева у дороги на ярко-зеленом покрывале болотного мха зрели черника и клюква, а кое-где можно было увидеть и еще слегка розоватую редкую для нас ягоду - морошку.
У подножия Голгофо-Распятского скита мы немного отдохнули, утолив жажду чистой родниковой водой из источника. Войдя в часовенку, стоящую несколько выше, мы пропели тропари и молитвы священномученику Петру (Звереву), архиепископу Воронежскому, и приложились к гробнице с его мощами. Здесь же, чуть в стороне, на месте массовых захоронений была отслужена заупокойная лития о всех погибших на острове во время гонений. Затем, поднявшись на гору и пройдя мимо известной крестообразной березы, мы вошли в храм Распятия Господня. Отслужив краткий молебен, мы начали читать акафист, а священник помазал нас святым елеем у мощей преп. Иова Анзерского. Необычайно благодатно и спокойно в этом месте. Службы совершаются здесь в прямом смысле на крови, крови мучеников. При виде морских просторов и необыкновенно синего неба на сердце приходили слова известной песни: «На Соловецких островах, невыразимое словами, молиться хочется стихами о всех полученных дарах...»
Последний трехкилометровый отрезок мы прошли легко и быстро. По дороге нас встречали обросшие лишайником вековые сосны и ели, а зеркальные глади небольших озер отражали живописные пейзажи нетронутой северной природы. Мы совершили краткий привал у последнего озера, после чего, выйдя на берег острова и благополучно пересев на катер, устремились в обратный путь. Несколько белух - небольших белых китов - какое-то время сопровождали нас на расстоянии, иногда показываясь над волнами.
Прибыв в гостиницу и немного отдохнув, мы направились в храм на вечернее богослужение. Воскресная всенощная проходила в недавно отреставрированном Свято-Троицком соборе. Удивительной красоты росписи и иконы, необыкновенное монашеское пение, спокойная и несуетная атмосфера - все это способствовало тихой и внимательной молитве. Очень многие в тот вечер исповедовались.
Утреннее богослужение началось с молебна основателям иноческой жизни на острове - преподобным Савватию, Зосиме и Герману, мощи которых покоятся у правого придела, перед солеей. Затем, по обычаю, читались часы и началась Божественная Литургия. В храме было много народа и много причастников, а по окончании был всеобщий Крестный ход вокруг стен монастыря. С иконами и хоругвями священники и монахи, а за ними и все верующие шли с молебным пением святым. Архимандрит Порфирий (Шутов) - настоятель обители - кропил народ святой водой, и вовсю звонили монастырские колокола. Радость и благодать Божия наполняли людские сердца!
После обеда этого же дня мы посетили Большой Заяцкий остров. Около сорока минут хода на катере - и перед нами небольшой, практически необитаемый, лишенный древесной растительности остров. Постоянно здесь проживает лишь смотритель храма св. Андрея Первозванного, возведенного на месте часовни, которую построил еще император Петр Великий. Царь побывал здесь дважды около 1700 года, и здесь же впервые был освящен Андреевский стяг, ставший флагом Российского военно-морского флота.
Достопримечательностью Большого Заяцкого острова являются также поросшие мхом невысокие лабиринты времен палеолита. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу их назначения. Одна из версий, предложенная западными исследователями, говорит о том, что таким образом наши предки символизировали человеческую жизнь с ее трудностями и перипетиями. Русское православное сознание истолковало символику лабиринтов с несколько иной стороны. В XIX веке была написана икона «Лабиринт духовный», на которой в центре изображались округлый лабиринт и четырнадцать выходов: двенадцать вниз, в преисподнюю, и два вверх: в Царство Небесное. Таким образом, показывается, как легко идти «широким путем» - в погибель и как трудно идти «узким» - к спасению.
На острове находятся три поклонных Креста, один из которых был установлен великолукскими паломниками предыдущей поездки в 2014 году.
Вечером почти вся наша группа, уже самостоятельно, совершила поход на так называемый «Переговорный камень». Это место на юго-западном побережье острова, в трех километрах от монастыря. По уже сложившейся традиции, мы берем туда картошку, печем ее на углях, люди общаются друг с другом, делятся впечатлениями, отдыхают, а некоторые смельчаки даже купаются в море. Почему это место имеет такое название? На берегу в нескольких метрах от воды лежит большой отесанный гранитный камень, на котором высечен исторический документ. Во время русско-турецкой войны 1854-1856 гг. британская военно-морская эскадра подошла к Соловецкому острову и потребовала пополнить запасы пищи и воды. На это настоятель монастыря ответил отказом, поскольку Англия являлась союзником турок. Англичане предприняли бомбардировку острова с кораблей, но это не нанесло ощутимого урона монастырю. В результате интервенты ушли восвояси, а текст переговоров был увековечен на камне.
Следующий день нашего пребывания на Соловках был последним. С утра в Свято-Троицком соборе служил Божественную Литургию игумен Герман. Наша группа получила предварительное разрешение настоятеля обители на изготовление и установку еще одного поклонного Креста, теперь уже на о. Анзер. После обеда мы посетили Филиппову пустынь, находящуюся в двух километрах пути от монастыря. В.В.Ануфриев провел интересную экскурсию и подробно рассказал о жизни и деятельности на Соловках игумена Филиппа, будущего митрополита Московского. Являясь около 21-го года наместником монастыря, он сделал и построил столько, что сейчас это даже представить трудно. Но, как говорит нам Спаситель, невозможное человеку, возможно Богу (Мк. 10:27).
А вечером нас уже увозил монастырский катер на большую землю. Опять мы вышли в открытое Белое море. Снова волны били в нос корабля, в каюте паломники читали акафист, а кто-то, не отрываясь, смотрел на удаляющийся, уже такой близкий и родной Соловецкий берег. Каждый из нас увозил в своем сердце частицу любви к этой благодатной земле, к этим намоленным святыми подвижниками местам, к истории нашей Церкви и государства Российского. Несомненно, благодать Божия коснулась души каждого паломника, но осознание всего этого приходит несколько позже, ведь большое видится на расстоянии. И потому тем, кто хоть однажды побывал на Соловках, хочется непременно вернуться сюда снова...