Все мы вышли из школы
Для меня самая любимая профессия – учительская. Расскажу, как я стала учителем.
В школу пошла, когда мне исполнилось 8 лет, в те годы с 7 лет не брали в школу. Мы жили в Гатчине, выехали, когда мне уже было почти 7 лет. Там отец служил, будучи летчиком. Мамины старший брат и сестра жили в Казахстане, в Алма-Ате, тогда это была столица. Они принимали участие в строительстве Турксиба (Туркестано-Сибирской железной дороги), получили земельные участки, построили дома, вырастили сады. Вот к ним в гости нас, троих детей, повезла мама. Это был 40-й год. Нас там застала война. Там в 1941 году мы получили «похоронку». Прочтя эту официальную бумагу, мама заплакала и сказала: «Теперь у вас больше нет папы».
Мы остались жить в Алма-Ате. Жили на РВ-90, где мама работала в детсаду. Школа была 4-летка. Мало помнится эта школа, это была барачная постройка. В 5 классе я училась уже на I Алма-Ате, а II Алма-Ата – это столица, город, I-я – железнодорожный узел. Жили в поселке «Пятилетка» у дяди. Здесь в школе училась в 5-6-7 классах. Классным руководителем был заслуженный учитель, преподавал географию, - Савватий Авдеевич Звонцов. Эти годы учебы запомнились на всю жизнь. Помнятся наши встречи, где С.А. Звонцов рассказывал многое из истории нашего государства, помню, после уроков читал нам «Вия» Н. Гоголя, а потом всех разводил по домам. Он с нами занимался художественной самодеятельностью, ставил небольшие сценки, пели песни. Помню, как мы с тезкой Лилей Солоедовой играли в спектакле политзаключенных, волосы были распущены, мы, глядя друг на друга, улыбались тихо (тогда у девочек были заплетенные косы). А Савватий Авдеевич грозил нам из-за кулис за улыбки. Мы пели песни на украинском языке, наверное, он был украинцем. Мы и танцевали украинские, казахские танцы. Он очень был добрый человек, пытался нас приобщить к настоящему искусству. Я многому у Савватия Авдеевича научилась, что пригодилось в моей будущей профессии.
Мы жили у дяди, но наконец получили комнату в коммунальной квартире 2-этажного дома. Пришлось оставить школу N28 и перейти учиться в школу N61. Она была рядом. Там прошли годы учебы в 8-9-10 классах. Савватий Авдеевич в 5-7 классах приобщал меня к общественной жизни. Я была звеньевой, потом председателем совета отряда, а в 61-й школе руководила учкомом (ученический комитет), потом возглавила комитет комсомола, а в комсомол вступила в 13 лет. Жизнь была очень активной. Нами руководила любимая учительница истории Валентина Ивановна Козырина. Она так много сделала для нас, создав сплоченный девичий коллектив, школа была женская, и только в 10 классе к нам поступил Володя Подгорнов. Валентина Ивановна ездила с нами на II Алма-Ату, возила нас в оперный театр, в драматический, путешествовали по столице и в горах Алма-Арасан и Ала-Тау. Приглашая к себе домой в гости, включала патефон и, пока она готовила чай к столу, мы слушали романсы, арии из опер, а за чаем обо всем этом вела беседы. Я ей обязана своей любовью к театру, к опере, романсам. Мне уже мои дети-ученики подарили в грамзаписи оперы «Князь Игорь», «Аида», «Риголетто». Я благодарна своей любимой учительнице, уже ушедшей из жизни, за просвещение и влюбленность в профессию учителя. И я уже в школе считала себя учителем после института и никем другим. И во мне что-то видели от учителя, и когда вручали аттестат зрелости по окончании 10 класса, назвали меня по имени и отчеству, как будущего учителя.
Стала готовиться в педагогический институт на исторический факультет. Но судьба распорядилась по-своему. Мама меня уговаривала поступать в учительский 2-годичный институт, так как уже через 2 года я могла бы ей помогать материально. Я настояла на своем, с чем она смирилась, доводы были убедительны: хочу быть учителем истории. Вступительные экзамены я сдала на «отлично, «хорошо» было по русскому языку. Но по конкурсу не прошла: он был очень большим. Нас таких было 9 человек. Кинулись подавать заявления в пединституты в других городах: Актюбинск, Павлодар, Акмолинск, Чимкент. Но там места были уже заняты. И успели мы сдать документы в педагогический институт в Кзыл-Орду. Но там не было исторического факультета, а был русского языка и литературы. Я, к счастью, любила и эти два предмета. С Алма-Аты в Кзыл-Орду добирались трое суток. Прибыло человек 200. Сидим на привокзальной площади. И задаешь себе вопрос: а где же трамваи, троллейбусы, не видно рельсов. И вдруг подъезжает грузовик, с одной стороны отбрасывает стенку, куда мы покидали чемоданчики, забрались в кузов, и так нас довезли до института. Высадил нас шофер, сидим убитые новостью: одноэтажное здание 50-60 метров длиною. Это что за институт?! Подходит к нам завхоз, чеченец по национальности, помню даже имя – Вася Ахтаев. Он подает наволочки матрасные, подушечные и указывает на стог соломы. Ею мы должны набить их и отнести в помещение. Видя наш убитый вид, успокоил, что это теперь общежитие, а институт на параллельной улице. Мы побросали все и в институт. Его внешний и внутренний вид успокоил нас: здание многоэтажное красивой архитектуры, в институте, поднимаясь по лестнице, смотришься в огромное зеркало от пола до потолка, полы паркетные, красивые актовый зал и аудитории. Мы успокоились и пошли устраиваться в прошлых аудиториях, где стояли по 6-7 кроватей. В теперешнем общежитии была большая библиотека, это очень помогало, был клубный зал, где проходили встречи, концерты, танцы.
Началась бурная студенческая жизнь. Училась только на стипендию, иногда мама присылала продукты с огорода, но получала не раз сталинскую стипендию за отличную учебу. Многих преподавателей до сих пор помню. Жизнь била ключом. Занялась спортом: метала диск, копье, толкала ядро. Даже за достижения ездила на республиканские соревнования в Алма-Ату. В комитете комсомола возглавляла культурно-массовую работу, очень разнообразную. Это помощь колхозу, это художественная самодеятельность, конкурсы, концерты, встречи и т.д. Это я продолжила, став учительницей. Помню, мы создали оркестр русских народных инструментов, участвовали 12 человек. Был вокальный ансамбль, солисты, драматический коллектив. За активную нашу самодеятельность нас приглашали выступать по школам. Конечно, главное – дать ученикам знания.
После окончания института на выбор предложили место работы на 2 года (тогда надо было отработать 2 года). Я выбрала Джамбульскую область, Луговской район, село Каменка. Это было украинское село на 200 дворов, несколько семей карачаевцев. Школа - 10-летка. И кроме уроков, опять художественная самодеятельность, путешествия, уборка урожая и многое другое.
Работая в селе, я убедилась в правильности выбора своей любимой профессии. В селе, в школе пользовалась уважением детей и сельчан. Создала ученический хор, а к нему примкнули сельские ребята. Часто выступали с концертами. Помню, песню принимали восторженно «По Берлинской мостовой…» Была и классика. Через 2 года, отработав, вышла замуж и переехала в Кзыл-Орду, работала в средней школе N3 имени К.Е. Ворошилова, последние 6 лет – завучем. И не раз замещала директора, потому что он помогал строить трудовые мастерские.
Вскоре по семейным обстоятельствам я покинула Казахстан и уехала в русский город Великие Луки, с которым познакомилась в 1970 году, побывав здесь по туристической путевке. В гороно мне предложили работать инспектором по дошкольному воспитанию. В 1973 году я стала работать директором Дома работников образования. Вскоре меня избрали председателем городского комитета профсоюза работников образования на полставки, проработала до 1989 года, с 1984 года - на полную ставку. Должность директора передала Т.М. Дроздовой. Отработала 16 лет и директором ДРП, и председателем ГК профсоюза. О работе рассказывают два альбома, находящиеся в Музее народного образования. Фотографии рассказывают о тех делах, которыми приходилось заниматься и со школьниками, и с учителями, с воспитателями, ветеранами. В 1989 году построена новая школа N12, где директором была Н.В. Штрейх. Она меня пригласила быть учителем русского языка и литературы. Я согласилась и работала 17 лет. С 1954-го по 2006 год – 52 года стажа + 4 = 56 лет.
Сейчас, встречаясь со своими выпускниками классов, где я работала, радуюсь за них. Они уже взрослые, создали семьи, воспитывают уже своих детей. Я горжусь ими. Все они нашли себя в жизни, работают, внося свой посильный вклад в развитие нашего прекрасного города, Города воинской славы, который год от года становится краше и радует всех нас. Я люблю всех своих учеников, часто рассматриваю фотографии, где я с ними, вспоминаю каждого из них и коллектив в целом.
На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди вечно молодые,
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уже седые.
Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».
Мы все были в его надежнейших руках:
Ученый, врач, учитель и строитель…
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан-учитель.
Л.В. Берестова
Создано: 03.10.2017 12:29