Неуправляемый ребенок
Мне неоднократно встречались такие дети, которые любой ценой старались добиться того, что им хотелось иметь. Но как-то не поднималась рука написать об этом, ведь подобных случаев не так уж и много, да и волнуют они не всех.
В огромнейшем супермаркете «Тележка» при большом скоплении покупателей мне пришлось наблюдать картину, которая не только заставила, но и вынудила меня написать об этом. Вспотевшая, измученная, изнуренная и затравленная мама, сама со слезами на глазах таскает орущего во все горло малыша, который вырывается изо всех сил, хватает все, что попадается ему под руки, бьет ногами и закатывает глаза. Гром стоит во всем магазине, эхо разносит его от одной стены к другой, люди обходят стороной, сотрудники заняты работой, только изредка поглядывая на такое зрелище. Им это видеть приходится ежедневно. Может быть, чуть потише или чуть громче…
Мама не выдерживает, трясет ребенка и шлепает его по попе, по спине и видно, что бьет его сильно, со злостью.
Ребенок падает на пол и бьется в истерике. Я подошла к ним, но мать заорала на меня ничуть не тише, чем орал ее сын: «Что вам надо? Я сама справлюсь с ним! Это не ваше дело!».
И правда. Не мое. Но у меня больное сердце, мне нельзя подобное смотреть. Мне такие проявления видеть противопоказано, мне нужны положительные эмоции. И маме этой нужна подсказка, как унять его и успокоить. Ей самой надо учиться быть мамой, а уж потом учить ребенка.
Воспитание детей – дело непростое. Как найти золотую середину во взаимоотношениях родителей и детей? Как сделать так, чтобы ребенок рос послушным и вырос не забитым и уверенным в себе, чтобы не превратился потом в инфантильного неженку, эгоиста и потребителя?
Я уверена, что всех родителей волнуют эти вопросы и очень многие из них не знают и не находят на них ответов. Учат всему, а этому, главному, не учат. Педагогике и психологии уделяют мало внимания. Даже у педагогов часто по психологии были посредственные оценки в знаниях, а что говорить о людях, которые даже и азов-то этой науки не знают. Особенно сейчас, когда обучение в вузах платное в основном и от полученных троек не зависит, будешь ли ты получать стипендию или не будешь. Диплом тебе гарантирован за те деньги, которые ты платишь за учебу, а не за лучшие успехи при получении знаний. Мы часто в людях видим недостатки и изъяны, бываем недовольны собой и другими, стремимся и даже пытаемся кого-то поправить, улучшить или «вправить им мозги». Мы привыкли их сравнивать с собой. Но им-то что это дает? Что им мешает слушать собеседника? Да и желания у них нет слушать его. Он-то себя не считает вышедшим из равновесия или странным для окружающих его людей. И все, что он делает не так, ошибкой не считает. Он прав. Это его проблемы, и он их решает любыми средствами. Но это не подходит в вопросах воспитания детей. Ему кажется, что он делает лучший выбор, что, наказывая ребенка, он не совершает «злого» поступка, а руководствуется позитивным намерением. Он и слышать не хочет, что может быть другой вариант выбора и решения вопроса.
Но ребенок-то – человек. Ему вдвойне больнее получать тумаки от мамы только за то, что он хочет и требует. Он не понимает другого, а почему ему это не дают?
Он видит и хочет. Чем он хуже других? Раз в магазине есть, значит и купить это можно! Казалось бы, все понятно и правильно для малыша. А у матери нет денег или не хочет их тратить на пустяки и не считает нужным. Как уравновесить две стороны «скандала», ставшего причиной омерзительного поступка в магазине?
Он не пройдет бесследно ни для ребенка, ни для матери. Расшатанные нервы матери, потерянный авторитет в глазах посторонних людей будут долго еще напоминать об этом. А последствия детского мышления оценить еще труднее. Пси-хика ребенка слабая, не установившаяся и ранимая. Будет ли он спокойно спать этой ночью? Не будут ли болеть удары, нанесенные самым дорогим и любимым человеком, мамой? Да и не войдут ли они в привычку? Можно сколько угодно доказывать, что в человеческих проявлениях, которые можно считать злом, нет ничего хорошего. А можно и нужно искать и находить позитивное намерение, которое будет лучшим, чем такая трепка ребенка, которую сделала мама, не найдя другой достойной альтернативы. Суть-то одна – и мама, и ребенок добивались желаемого. Он – ребенок, а она – взрослый человек!
Сейчас этому мальчику – 3-4 года. Он, конечно, не все понимает, но он видит, хочет и требует. И уж раз вы без него не можете сходить в магазин, предупредите его заранее, чтобы подобного инцидента избежать. Проведите с ним беседу, объясните ему, что у вас нет денег на лишние покупки, что вы можете купить только то, то и то, самое необходимое на сегодня. Объясните ему, что всякие чипсы вредны для здоровья, что частое употребление сладостей разрушает зубы и приводит к тяжелым болезням. Учите ребенка вести себя достойно в обществе. Не потакайте его прихотям. Ведь все начинается из дома, из семьи. Он повторит любые ваши ошибки, скажет любое сказанное вами слово и предложение, сделает так, как при нем сделали вы. Всегда помните, что ребенок – губка, впитывающая все, – и хорошее, и плохое. Причем – на всю жизнь! Сейчас вы плачете от его истерик сами, а потом будет плакать его жена и упрекать вас, что вы не сумели воспитать своего сына… В жизни все взаимосвязано, круговорот от рождения до смерти. Как начнется он, вы видите, а вот каким он будет, зависит от вашего труда и умения. На самотек воспитание детей пускать нельзя.
Однажды, качаясь на качелях во вновь обустроенном дворе, я наблюдала вот такую картину. Две девочки играли с красивой и нарядной куклой. Хозяйка кук-лы не выпускала ее из рук, а ее подружка смотрела на куклу с великой завистью. Вдруг она выхватила ее из рук хозяйки и убежала. Девочка плачет горько, кричит и зовет маму. Мама вышла во двор и пы-тается успокоить ребенка, говоря, что ее подружка поиграет с куклой и вернет ее. Времени проходит много, но той девочки нет и куклу она не выносит. К тому же никто не знает, где живет эта девочка, и даже имени ее дети не знают. Кто-то из соседей сказал, где искать эту девочку, чтобы вернуть куклу. Только через два дня она, растрепанная и грязная, вернулась к хозяйке. Мама рассказала, как ее выбросила за дверь мать той девочки, которая отняла ее. Ей дочь якобы сказала, что она нашла эту куклу.
Инцидент исчерпан. А до конца ли? И как бы сделать, чтобы их было меньше у детей? Во-первых, не искушайте, с дорогой игрушкой пусть ваш ребенок играет дома, а если на улице, то только при вашем присутствии. А второе? Касается той мамы, которая принимает в дом «найденышей». Дай Бог, чтобы их было как можно меньше. Тюрьмы заполнены, а они ждут все равно пополнения. А детинушка-то растет вскормленная и вспоенная, плечики расправляет. Всегда об этом помните.
И еще один пример для раздумий.
Я – инвалид, горбатая, с палочкой. Это и без удостоверения видно. Захожу в автобус, а свободного места нет. Сидит дородная молодая мама, а на соседнем сиденье сидит ее дочка с книжкой на руках. Автобус тронулся, а я чуть не упала. Пассажиры просят: «Девочка, уступи место бабушке». Мама громко, с презрением смотря на окружающих, отвечает: «Нет! Пусть сидит! Я ей купила детский билет!». Девочка осталась сидеть, а я, держась одной рукой за палочку, а другой - за поручень, так и стояла, пока кто-то не вышел из автобуса на остановке. Автобус был дачный, ехали уставшие пожилые люди с корзинками и сумками в руках. И это тоже пример воспитания добра, человечности и уважения к людям. Не придется ли этой маме самой стоять рядом со своей так воспитанной дочерью?
Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом».
Поэтому повышайте уровень своего образования, учитесь на ошибках чужих родителей и не повторяйте их со своими детьми. Разговор с ними «по душам» принесет намного больше пользы, чем пренебрежительный подзатыльник или простой шлепок тапком. Наказывая их физически, мы можем вырастить поколение ожесточенных мерзавцев. Ни при каких условиях нельзя унижать достоинство детей.
Вам бы понравилось, если бы так поступили с вами? Однозначно – нет! Вот поэтому, прежде чем принять какое-то решение в вопросе воспитания детей, соизмерьте их с собою. Сначала ищите причину и устраняйте ее, а уж потом ищите метод наказания. Всем известен метод «кнута и пряника». Он донельзя противоречив, так как с одной стороны в нем – мотивация и стимул, а с другой – дрессировка и манипуляция. Вроде бы зло и добро применяли, а потом локти кусали.
Мне очень понравилось, как наш президент В.В. Путин встречался в Сочи с учениками 10-17 лет, которые обучаются в центре «Сириус» по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». Это одаренные и умные дети, и вопросы их были разносторонни. Не зря передача называлась «Недетский разговор». Прочитайте о ней в Российской газете N 165 от 27 июля 2017 года. Это будет полезным чтением и послужит хорошим примером вам, мои дорогие мамы и папы. Дети растут быстро, намного быстрее того, как к нам приходят немощность и старость. Пусть они растут не только послушными и умными, но и добрыми, порядочными, честными и любящими родителей, своих друзей, подруг, а главное – свою Родину.
В.С. СПИРИДОНОВА
Создано: 01.09.2017 09:49