И все-таки гармония жива
Вопреки причудам природы, не балующей теплом в пору календарного лета, культурная жизнь в городе не дремлет. А все благодаря Светлане Чернышевой. В который раз она собрала неравнодушную аудиторию в АРТ-центре. Музыкальная панорама «И все-таки гармония жива…» - заманивала интригующая афиша: 110 лет со дня рождения В. П. Со-ловьева-Седого.
Как наша жизнь переплетена с этим композитором! Во-первых, его предки - крестьяне по матери и по отцу из Псковской губернии, а во-вторых, те песни, такие родные и знакомые с самого детства, оказывается, принадлежат именно ему. Сколько в них лиризма, хватающего за душу, простоты, но вместе с тем фантазии! Представляю, как они помогали нашим солдатам на полях сражения. Не зря ведь композитор от прославленных военачальников получил звание - маршал советской и строевой песни. Пусть я не из того героического поколения, но мой дед - артиллерист П. И. Моисеев наверняка их пел. Именно пел, потому что едва услышишь какую-нибудь песню В. П. Соловьева-Седого, губы сами по себе подхватывают знакомый мотив.
«Родился композитор при царском режиме»… Для нас, знающих о той поре из книг и учебников по истории, слишком далеким кажется это время. Двери в музыкальный мир ком-позиторского искусства для Васи Соловьева - именно так звучала его настоящая фамилия, мальчишки пролетарского происхождения - сына дворника, открыла новая эпоха. Кто знал, что детское прозвище «седой», данное за белесые волосы, временами выгоравшими на солнце, станет псевдонимом. И уже по двойной фамилии его узнает вся страна.
Современному человеку трудно представить, что такое жить энтузиазмом. Какой был стимул для творчества, какой подъем испытывали наши предки, причем не за звания и награды. Конечно, не все деятели тех времен остались в истории музыки, а вот Соловьев-Седой остался. На счету композитора более 400 песен, два балета, музыка к фильмам.
Благодаря этой встрече и техническим средствам мы оказались в двадцатом веке: вот он - Ленинград, город, вдохновлявший не одно поколение людей, в лихие военные годы переживший блокаду, город-герой:
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой.
Слушай, Ленинград,
Я тебе спою
Задушевную песню мою…
или
Над Россиею
Небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего!
Слова, музыка, слитые воедино, подарили настоящий гимн красивейшему городу на земле. А вот кадры фильмов 50-70-х годов, где браво выступает конная милиция, летчики заводят песню о любви к самолетам, дружно маршируют солдаты и звучит дорожная песня советских будней. Далее следует плен-ка кинохроники, где обаятельный человек веселого нрава - Соловьев-Седой обращается к нам, сидящим в зале…
Все, что мы, собравшиеся, узнали из рассказа Светланы Чернышевой, подкреплялось от-рывками из старинных кинофильмов, где звучала музыка Соловьева-Седого: «Доброе ут-ро», «Первая перчатка» «Небесный тихоход», «Шельменко-денщик», «Донская повесть», кадрами документальных фильмов, благодаря которым сохранен голос и пение самого композитора. Не перестаю удивляться, сколько ума, обаяния, юмора в этом простом, милом, одаренном человеке без налета избранности. Важно и то, что композитора не испортили многочисленные звания, высокие посты. На экране звучат благодарные слова в адрес Василия Павловича Соловьева-Седого от товарищей, коллег по творчеству, эстрадных певцов, познакомившихся с ним на рассвете своего творчества.
Дружба и сотрудничество композитора с поэтом Алексеем Фатьяновым принесли настоящие шедевры: «Потому, что мы пилоты», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не бы-ли», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Соловьи»… Когда звучит эта песня в исполнении хора, кажется, что поднимаешься ввысь, в небо. Впервые появилась военная песня в ритме колыбельной: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…». В ней все: и тоска по дому, и тяжелые военные будни, и забота о солдате, и вера в правое дело священной войны.
Как ни парадоксально, но самые лучшие песни Соловьева-Седого поначалу решительно отвергались. Так было с песней «Вечер на рейде» - солдаты ее отстояли, так случилось с «Под-московными вечерами» - песней, ставшей символом нашей страны, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая исполняемая песня ХХ века.
К сожалению, в нашей жизни бывает так: годами нарабатываешь репутацию, а рушится она в один момент. Не зря говорят: «Грехи людей мы чертим на металле, их доблести мы пишем на воде». Это человеческое невнимание к собрату, отсутствие интеллигентности, такта, грубость и, по большому счету, откровенное хамство во взаимоотношениях приводит к печальным последствиям: Соловьева-Седого освободили от занимаемой должности председателя Союза ленинградских композиторов. Сработает привычная схема: слухи, дезинформация среди коллег - не всех устраивала его независимая и беспартийная фигура. Звания, награды, доблестный труд - ничего не спасет.
Он чаще будет бывать на даче в Комарово, там ощутит проявление всенародной любви: горы писем от совсем незнакомых людей, экскурсанты, поющие «Подмосковные вечера» под окнами, встречи с благодарными поклонниками.
Да, для его песен не нужны ни нотные записи, ни блокноты с текстом, а нужна только память в каждом человеке. И мы с удовольствием все вместе запели «Подмосковные вечера».
А еще песни Соловьева-Седого: «Баллада о солдате», «Услышь меня, хорошая», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде», «На лодке» звучали на вечере в исполнении Анны Серебряковой и Людмилы Снетковой. Чтец Вячеслав Кладенский познакомил нас со стихами композитора. Оказывается, В. П. Соловьев-Седой писал не только музыку, но вполне справлялся со стихосложением:
Солдаты - особый народ:
От боли не плачем,
от песни заплачем,
Коль песня до сердца дойдет…
Удивительное - рядом, вот уж поистине, сколько нового можно открыть благодаря таким встречам. Сам того не осознавая стал большим любителем жизни и творчества гениальных людей и поклонником арт-клуба. Спасибо, что есть уникальный АРТ-центр и увлеченный, деятельный специалист, представляющий подобные рубрики.
А. Чернышев
Создано: 28.07.2017 10:03