Воспитание патриотизма с помощью песен и романсов
Каждая нация для своего развития и движения вперед перенимает некоторые качества у других народов. Но чужое наследие приживается на новой почве только тогда, как оно созвучно тому внутреннему опыту и затрагивает потаенные струны души того, кто учится.
Разновидности песен на Руси огромны: тут и обрядовые, и застольные, и свадебные, праздничные, масленичные, колыбельные и патриотические.
Но именно в области песни наши предки учились особенно успешно. Прежде всего, к таким заимствованным песням относятся романсы, родиной которых была Испания.
Это небольшое стихотворение, положенное на музыку, о дружбе, любви и ревности, тоске по Родине. И если на родине в Испании оно было народным, то на Руси романс прижился как камерное произведение среднего класса и интеллигенции - это вид комнатной домашней песни, обращенной к небольшому количеству слушателей.
Чем старинней наивность романса, тем живее его соловьи. Это слова Беллы Ахмадулиной. Наиболее известные композиторы - Гумилев, Алябьев, Глинка, Чайковский, Мусоргский.
В 20-м веке романс приобретает мелодичность и задушевность. В каждом человеке живет желание любви: пылкой, романтической, страдающей, но страдающей красиво. Возможность разбудить дремлющие чувства и как бы пережить и перестрадать их заново дает нам романс.
Народный самодеятельный женский хоровой коллектив «Россияне» Дома культуры им. В.И. Ленина города Великие Луки в свою эстетическую познавательную программу о русском романсе включил 6 романсов в исполнении хора, два романса в исполнении Г.И. Косовой и один в исполнении руководителя хора В.Ф. Матвеева.
Все мы знаем великого математика Софью Ковалевскую, но мало кто знает и слышал ее рассказ о самых затаенных и скрытых переживаниях души, который называется «Неизвестный певец», и ее замечательные стихи на эту же тему, включенную в эту удивительную программу.
Второй особенностью программы является то, что исполняемые романсы никогда не кочевали по экранам телевизоров и радиопередачам. Это непривычное прослушивание известного репертуара, но получение эстетического удовольствия от встречи с прекрасным, познавательным и бесконечно дорогим.
Программу женский хор начинает романсом Т. Толстой «Тихо все. Ночь нависла над сонной рекой, аромат льют акации белой цветы».
После того как Л.В. Болгарова рассказывает о месте романса в нашей жизни, о простых близких к сердцу словах, не раз уже услышанных, хор исполняет романс на слова Гумилева «Матушка-голубушка».
Тихо звучат музыка и слова, и только к окончанию романса вдруг чувствуешь его непередаваемое очарование: «Тени ночные плывут на просторе, счастье и радость разлиты кругом, звезды на небе, звезды на море, звезды и в сердце моем!» Эти слова нежные и пронзительные звучат из романса «Звезды на небе».
Затем стихи о зиме читает А.В. Акимова: «Зимнее ясное небо ночное, звездная россыпь… царица луна… впору морозов желанье земное тонкой души воспевает струна».
А затем хор исполняет романс «Бубенцы», который давно стал песенной классикой. Все в жизни изменилось, нет ни троек, ни бубенцов, ни ямщиков. Небо бороздят самолеты. По дорогам несметной лентой бегут машины, а романс попрежнему заставляет кровь стремиться по артериям.
От стихотворения Софьи Ковалевской на нас нежданною волною «пахнула» память прежних лет, и что-то милое, родное в душе откликнулось в ответ, казалось нам, что эти звуки вы в детстве слышали не раз, так много счастья, неги, муки в них сразу вспоминалось для нас…
Рассказ «Неизвестный певец» продолжает тему. С внутренней силой и болью он говорит о встрече с человеком, когда они почувствовали себя такими близкими, такими необходимыми друг другу, но ни слова не было произнесено. Оба в этот момент будто онемели.
И следующий романс «Где фиалка, мой цветок» продолжает тему внутренней с трудом скрываемой тоски: «Здесь нередко по утрам мне певец встречался, и живым его струнам отзыв откликался. Нет его, певец увял, а с ним и отзыв замолчал».
Но нашим душам нужно тосковать, что-бы мы оставались людьми. Особенно хорошо это чувствуется, когда в концертах исполняется романс из кинофильма «Дни Турбиных».
Сила русского романса заключается в том, что прошли десятилетия после того, как наша юность ушла в небытие, но и сегодня, с новою силою чувствую я, белой акации гроздья душистые могут сводить по ночам нас с ума.
И эту мысль подтверждает хор романсом «Как хороши те очи», а также романс «Мне бы голос твой», который исполняет Г.И. Косова: «Без раздумий пойду и оглядок, утону в твою нежность на миг. Будет близок и будет сладок двух сердец околдованных крик. Мне бы голос твой, мне бы руки… на мгновенье припасть к груди. Все уходит - и боль, и муки, только взглядом молю: уведи».
Вам эти чувства чужды? Возраст сделал вас правильными, сварливыми и нетерпимыми к тем, кому жить помогают мечты, у кого есть хорошо скрытые, стыдливо спрятанные от чужих глаз надежды? Ходите чаще слушать русские романсы в исполнении хора «Россияне». Помогает вернуться в молодость, пусть и на короткое время.
Нас учат красиво чувствовать тщательно подобранные романсы для хора, именно об этом - сохранении чувства меры - звучит романс, который исполняет бессменный руководитель хора Виктор Федорович Матвеев. Это романс Т.В. Денисовой на музыку В.Ф. Матвеева «Поз-вольте руку мне, мадам».
С тревогой смотрела Н.В. Касаткина - руководитель СПР по городу Великие Луки, как перед началом своего исполнения Виктор Федорович достал прямо у микрофона пузырек, положил в рот таблетку, сделал несколько глубоких вздохов и запел.
Это было подведение итогов темы о русском романсе: спокойная музыка и никакого надрыва. Очень красивые слова и мягкое исполнение.
Вторая программа называется «Русский вальс». Для нас, пожилых людей, это однозначно прекрасная и очень дорогая программа.
Историю вальса «На сопках Маньчжурии» рассказала Т.Ф. Наумова. Песня о Мокшанском полке, который попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам.
В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: « Знамя и оркестр – вперед, и капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед под знаменем полка. Вооруженные солдаты ринулись в атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев, в конце концов, прорвал окружение. Из состава оркестра осталось в живых только 7 человек. От 4 тысяч состава полка осталось только 700 человек. Вальс посвящен погибшим боевым товарищам.
В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» часто исполнялся по радио в концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победу Советской Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.
И не только. Мне было 4 года, и мои самые первые воспоминания в жизни связаны с мелодией этого вальса. Рядом с вокзалом в городе Прокопьевске Кемеровской области (это Кузбасс) был огромный военный госпиталь, где работала мама. Садиков не было. Я вертелась под ногами медперсонала и раненых. И много часов простаивала на перроне, откуда уходили товарные эшелоны на запад под музыку этого вальса. И, высовываясь из вагонов, нам, оставшимся, махали на прощание те, кто уезжал воевать. И так продолжалось не один месяц и не один год. Сибирь посылала и посылала составы на западные фронты, охраняя свои огромные пространства силами охотников и шахтеров. Мой отец воевал тогда на сопках Маньчжурии под этот самый вальсок.
Не было в нашей стране человека, который не знал бы вальс «В лесу прифронтовом». Эта песня несет в себе и привет из мирной жизни, и наказ биться до Победы. Эти искренние слова на фронте были важнее, чем маршевые ритмы и призывные речи командиров.
Безусловно, хорош старинный русский вальс «Память цветов». Музыка неизвестного автора, стихи к вальсу были написаны и посвящены хору «Россияне» учительницей Ганной Степановной Лаптевой.
И завершает эту небольшую, но уникальную программу «Русский вальс» Виктор Федорович Матвеев своей прекрасной музыкой.
Мы гордимся нашим городом. И это не только громкие фамилии, стройные проспекты и музыкальные фонтаны. И как бы ни было порой трудно, встаешь, собираешь силы в кулак и идешь только потому, что вы есть: незаметные, упорные, служащие нам и не только нам, пожилым, примером того, что жизнь продлевает только бесплатное и трудное служение людям, а не жадность к рекламе и деньгам.
Н.М. Кислова, член совета местного отделения союза пенсионеров России по городу Великие Луки
Создано: 12.07.2017 10:28