Дмитрий КРАВЧЕНКО о предложении стать пилотом аэростата: «Это была сказочная возможность, которая не каждому выпадает в жизни»
В преддверии XXII Международной встречи воздухоплавателей в городе на Ловати депутат Великолукской городской Думы, директор СОК «Стрелец», участник этих мероприятий Дмитрий Кравченко рассказал о том, как пришел в воздухоплавательный спорт
Большую часть своей жизни Дмитрий Кравченко, воспитанник Великолукского авиационного спортивного клуба, провел на аэродроме. Он вместе со своими товарищами активно занимался парашютным спортом, впоследствии выполнил нормативы на звание мастера спорта СССР. Любовь к одному воздушному спорту привела его в другой вид - воздухоплавание.
В 1996 году Великие Луки принимали II Чемпионат России по воздухоплавательному спорту. Именно с этого года в городе на Ловати стали каждое лето проходить междуна-родные встречи воздухоплавателей.
- К тому моменту мы с друзьями по аэроклубу освоили прыжки с парашютом из самолета, вертолета и даже дельтаплана - со всех летательных аппаратов, которые могли нас поднять на высоту. А в 1996 году в городе появился новый летательный аппарат - аэростат. Нам это было очень интересно, интересно записать на свой счет прыжок из воздушного шара. И чтобы осуществить эту мечту, естественно, просились в полет с воздухоплавателями, - вспоминает Дмитрий Кравченко. - Это было что-то новое, неизведанное. Пилотов было не много, так что выполнить прыжок с парашютом из воздушного шара на тот момент было довольно сложно, и все же некоторые из нас, в том числе и я, получили возможность подняться в небо на аэростате и прыгнуть из него, - рассказал мой собеседник. Так началось его знакомство с воздухоплаванием.
- Во второй год проведения встречи воздухоплавателей в нашем городе мы поехали на старт за деревню Майкино, разложили аэростаты в поле и начали поднимать три аэростата - у нас вентилятор не заводился, у соседей закончился бензин после небольшого наполнения, у третьего его вообще не было. Так получилось, что в соседнем аэростате балластом в виде парашютиста был и наш будущий губернатор М. В. Кузнецов. Мы с ним включились в работу, помогая командам надувать аэростат вручную: становились у входа, быстро поднимая и опуская верхний край оболочки, загоняли воздух внутрь шара, в итоге все мокрые, но довольные поднялись в воздух. В командах аэростатов была какая-то особенная атмосфера, чувствовалось полное единение в одно целое, в один живой организм, - признался Дмитрий Кравченко.
Позже Дмитрий вошел в команду известного великолукского пилота Сергея Виноградова, который начал летать на построенном ЭЛВО (ныне ЗАО «ЗЭТО» - прим. авт.) аэростате. У Сергея Виноградова он начал постигать азы воздухоплавания. Затем последовал небольшой перерыв в воздухоплавательном спорте. Дмитрий Кравченко участвовал в проекте ВЛГАФК и ЭЛВО по поддержке и развитию волейбола в городе Великие Луки и Псковской области. Кроме того, в те годы Дмитрий Кравченко работал старшим преподавателем в ВЛГАФК. Эту деятельность он не прекращает и по сей день.
- На тот момент в городе была студенческая волейбольная команда «СКИФ», которую тренировал С. В. Чабан, руководство ХК «ЭЛВО» взяло на себя всю заботу о волейбольной команде, которая стала называться «ЭЛВО-СКИФ». Вначале мы были участниками Чемпионата России первой, а потом в высшей лиге, - вспоминает Дмитрий Кравченко. Тогда он был вице-президентом волейбольного клуба «СКИФ». - Игры собирали огромное количество зрителей - до 1000 человек в зале учебно-спортивного комплекса академии физической культуры и спорта, причем большинство из них были наши постоянные болельщики и, скажем прямо, наши дополнительные игроки, которые пусть и не выходили сами на игровую площадку, но мы их ощущали как седьмого игрока.
В 2006 году Дмитрию Кравченко поступило неожиданное предложение, от которого он не смог отказаться: появилась возможность вернуться туда, что постоянно звало к себе, - в небо.
- Мне предложили стать пи-лотом теплового аэростата. Одно из городских предприятий в 2006 году сшило шар к очередной встрече воздухоплавателей в нашем городе. Признаться честно, я был ошарашен таким предложением. Это была сказочная возможность, которая не каждому выпадает в жизни, - признался мой собеседник. Он выучился на пилота в Великолукском учебно-техническом центре авиации. И уже в мае того же года совершил свой первый самостоятельный полет.
Увлечение Дмитрия Кравченко разделили его дети, которые, будучи подростками, летали с ним, покоряя великолукское небо. Впоследствии сын стал пилотом: окончил летное училище и связал свою жизнь с небом. Сейчас он работает в Московском Центре управления воздушным движением. А дочь до сих пор летает с ним в команде.
Быть пилотом аэростата - это тяжелый труд, требующий физических и моральных нагрузок.
- Воздухоплавание является сложным видом спорта. Здесь нужно уметь быстро принимать точные, взвешенные решения, при этом не забывая о собственной безопасности и безопасности окружающих. В этом виде спорта есть два основных момента, от которых зависит полет, - это ветер и подъемная сила. Ветер - непредсказуемый, а подъемная сила имеет свойство пропадать. И в этих условиях нужно уметь быстро ориентироваться и выстроить единственно правильный алгоритм действий, - отмечает мой собеседник.
Кроме того, залогом успеха каждого аэронавта является и профессионально подготовленная команда, в которой каждый будет четко и слаженно выполнять свои функции, чтобы пилот мог отдать свои силы и внимание на расчет полета, обработку заданий.
- В моей команде не было случайных людей. Когда я активно участвовал в соревнованиях, со мной летали Иван Харлашов, Денис Смирнов, а так-же мои дети.
В последние годы Дмитрий Кравченко уже не участвует в соревнованиях. Все время и силы уходят на развитие спортивно-оздоровительного комплекса «Стрелец», руководителем которого он в настоящее время является.
- Теперь летаю не часто, больше для себя и для того, чтобы подарить радость полета, даже не полета, а парения над землей людям, - говорит он. Благодаря своему увлечению не раз становился свидетелем образования новой семьи. Нередко молодые люди делают предложение руки и сердца своим возлюбленным девушкам во время полета прямо на борту аэростата.
Однако с прекращением спортивных полетов связь Дмитрия Кравченко с соревнованиями по воздухоплаванию не оборвалась. Совсем скоро, в июне, в Великих Луках пройдет XXII Международная встреча воздухоплавателей. Дмитрий активно участвует в подготовке и проведении воздухоплавательного мероприятия в нашем го-роде, являясь членом организа-ционного комитета. И уже второй год подряд центром спортивных соревнований, где проходят брифинги, является спортивно-оздоровительный комплекс «Стрелец». Эта огромная и ответственная работа возлагает много новых задач на плечи руководителя и коллектива данного учреждения.
Кстати
Дмитрий Кравченко уже во второй год своей воздухоплавательной практики был в десятке лучших пилотов нашей страны на чемпионате в Туле. А в 2009 году оказался в числе призеров встречи аэронавтов в Минеральных Водах, где ему был присвоен титул «Золотой орел», занимал призовые места на других соревнованиях.
Это интересно
Еще не так давно Дмитрий Кравченко помогал осваивать тонкости полетов Екатерине Лариковой, ныне успешной великолукской пилотессе, которая в прошлом году выполнила норматив мастера спорта России по воздухоплавательному спорту и стала призером чемпионата Европы.
Е. ТИХОНОВА
Фото автора