«Невеста Маресьева»
Неизвестная страница из жизни легендарного летчика-истребителя связана с Великими Луками
Герой Советского Союза, прославленный летчик-истребитель. Имя Алексея Маресьева было известно каждому жителю Советского Союза. Его подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда вписан в историю нашей страны.
О том, как складывалась судьба прославленного летчика-истребителя после войны, знает каждый, кто читал его биографию. Однако в истории его жизни есть страницы, о которых никто не знает. В преддверии очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне и спустя 16 лет после смерти Алексея Маресьева великолучанка Антонина Емельяновна Касойкина решилась на откровение. Точнее на этот шаг ее подтолкнула дочь Инна Николаевна. В далеком 1943 году 27-летний Алексей Маресьев сделал предложение руки и сердца 24-летней Антонине, работавшей бухгалтером в батальоне аэродромного обслуживания в Жижицах, куда прибыл отряд Маресьева…
В семью пришла война
2 апреля Антонина Емельяновна, Дуденко в девичестве, отметила 98-летие. Родилась она в 1919 году в Ленинград-ской области, Петергофе. В семье было двое детей – Тоня и ее младший брат. Семья Дуденко жила в деревянном двухэтажном доме барачного типа на 4 семьи.
– После войны ездили в Петергоф. Дом, в котором жила семья матери, выстоял в войну. Но что с ним сегодня – неизвестно, – говорит Инна Николаевна, дочь Антонины Емельяновны.
В Петергофе Антонина окончила 7 классов. Затем, выучившись на бухгалтера-счетчика, устроилась на работу на судостроительный завод имени Андре Марти. Именно здесь в 1936 году молодая девчушка Тоня начала свой трудовой путь.
В 1939 году она перешла на работу в трест столовых и ресторанов, потом в городской райком комсомола… В этом же году вышла замуж за Николая Петровича Касойкина. А 23 декабря 1940 года у супругов родилась дочь Инна. Но недолго длилось семейное счастье. Ровно через полгода – 22 июня 1941 года – в их семью, как и в миллионы советских семей, пришла война, которая изменила все.
Немцы стали подходить к Петергофу, всех жителей погрузили в товарные вагоны и собрались везти в Германию, но судьба распорядилась иначе. Совет-ские летчики разбомбили железную дорогу и спасли людей от верной смерти.
– В вагонах так много людей было, что нечем было дышать, – вспоминает Антонина Емельяновна.
Вырвавшись на свободу, Антонина вместе со своими родителями, младшим братом и полугодовалым ребенком на руках долго скитались по Ленин-градской и Тверской областям, пока не пришли в существовавшую в те годы Великолукскую область.
– Люди спасались
и устраивались как могли. Всего за это время навидались, пока остановились в Великолукской об-ласти: и хорошего, и плохого, – вспоминает Антонина Емельяновна. – Брата переодели в девочку, чтобы его не забрали на фронт.
Но все же брату Антонины Емельянов-ны пришлось столкнуться лицом к лицу с войной: он прошел всю войну, получил ранение, но выжил. Ушел из жизни в 59 лет.
Муж Антонины в самом начале войны, в 1941 году, под Ленинградом пропал без вести. Это позже они узнали, что он получил контузию и в бессознательном состоянии попал в плен к немцам… Поэтому все тяготы, которые подкинула в жизнь Антонины война, она переносила сама, помогали и родители.
Предложение руки и сердца
В 1942 году после долгих скитаний семья Дуденко остановилась в Великолукской области, в деревне Лютица, в которой было всего 2-3 дома. Ее сейчас уже нет. Она располагалась в нескольких километрах от деревни Жижицы, с которой в годы войны была связана жизнь Антонины. Здесь она устроилась бухгалтером по материальной части в батальон аэродромного обслуживания.
– Говорят, место, на котором располагался в годы войны аэропорт, где работала мама, еще сохранилось, но изрядно заросло, – отмечает Инна Николаевна.
В те годы через аэропорт проходили батальоны летчиков. Однажды сюда прибыл отряд летчиков, в котором был известный на тот момент на весь Советский Союз летчик-истребитель Алексей Маресьев. Это уже было после его легендарного подвига. Будучи на протезах, он вернулся к полетам.
На жижицкий аэропорт периодически нападали немцы. И когда объявляли перемирие, местные жители устраивали в избах танцы, на которые приходил и Маресьев. Летчик, встав на протезы, заново научился не только ходить, но и танцевать. Антонине было 24 года, а Алексею 27, когда они познакомились. Молодой и красивый летчик приглашал девушек потанцевать с ним, однако никто не решился, кроме Антонины. Так они и познакомились.
– Он так хорошо танцевал, что никто не сказал бы, что он на протезах, – говорит Антонина Емельяновна.
– Девушки деревенские там были: то ли стеснялись, то ли не умели танцевать, но никто так и не принял его приглашение на танец. А моя мама приняла. Маресьев заинтересовался моей мамой, она была красивая. Он стал провожать ее, – рассказывает Инна Николаевна.
Правда, Антонина очень жалела Алексея, которому приходилось на протезах преодолевать по нескольку километров, провожая ее до дома: Жижицы и Лютицу разделяли 3 километра.
Однажды, когда Маресьев в очередной раз Антонину провожал до дома, он прочитал ей письмо своей возлюбленной, в котором не было надежды на то, что она его дождется. Девушка писала, что у Маресьева нет ног и никто не знает, останется он жив или нет после войны, а жизнь свою устраивать надо…
– Помню, мы перешагнули через канаву, сели на поваленные электрические столбы, и он начал читать письмо. Очень тяжело для него это было. Мы оба плакали навзрыд, – вспоминает Антонина Емельяновна.
Спустя некоторое время летчик сделал Антонине предложение руки и сердца.
– Тоня, если согласишься пойти за меня замуж, поедем в Москву, я буду преподавать, у нас будет квартира, мы будем жить счастливо, – говорил ей Маресьев.
Но не суждено было молодым создать семью. Свое веское слово сказала мать Антонины, которая была против этого союза. Поэтому девушка отвергла предложение Маресьева. На этом их пути разошлись. Больше они не виделись.
Жизнь после войны
Антонина дальше продолжила работу в батальоне аэродромного обслуживания, откуда ее в начале марта 1944 года перевели в воинскую часть в Жижицах. Здесь она проработала до 2 апреля 1945 года. Уволилась по собственному желанию: дочь Инна сильно заболела, болезнь угрожала ее жизни.
– Мать работала, со мной бабушка была на тот момент. Она попросила помощи у местного фельдшера Александровича, который и спас меня. Он взял веточки, скорее всего это была брусника, попросил свою жену заварить их. Тогда не было никаких таблеток. Настой прописал принимать каждый час. Мое состояние стало улучшаться, и я выздоровела. Мама тогда сразу же уволилась из армии: потому как встал вопрос моей жизни и смерти. По этой причине она не работала месяц до Победы, – рассказывает Инна Николаевна.
После войны семья Антонины оказалась в Великих Луках, сюда их перебросила судьба. В 1947 году после освобождения из плена вернулся ее супруг Николай Павлович, они стали вместе воспитывать дочь Инну.
– Отец после возвращения скрывал, что был в плену. В те годы таких отправляли на Север лес валить, – говорит Инна Николаевна.
Несколько раз Антонина уезжала в Ленинград работать, и каждый раз возвращалась в Великие Луки. В последний раз вернулась, когда ее отец умер. С тех пор она живет в городе на Ловати.
На пенсии она любила с супругом возиться на дачном участке. Николай Петрович ушел из жизни на 81 году. Сегодня Антонина Емельяновна живет с дочерью Инной Николаевной. У нее есть внучка и два правнука.
Антонина Емельяновна награждена орденом Отечественной войны II степени, юбилейной медалью в ознаменование 70-летия Великой Победы. Ей присвоены звания ветерана труда и ветерана войны.
Всю жизнь Антонина Емельяновна проработала бухгалтером в разных организациях и учреждениях, в том числе и в драматическом театре. На заслуженный отдых ушла в 1974 году. Ее трудовая книжка исписана благодарностями и поощрениями за безупречную работу. Каждый раз ей выплачивали по 5 и 10 рублей, тогда это были большие деньги.
***
– Мама впервые рассказала о знакомстве с Маресьевым, когда мы в школе начали читать повесть Бориса Полевого, обсуждать письмо от возлюбленной… – рассказывает дочь Антонины Емельяновны. – И в 50-х годах, когда появились телевизоры, иногда показывали Алексея Маресьева, я звала мать посмотреть на него. Она не подходила к телевизору. Потом моя дочка несколько раз предлагала написать письмо Маресьеву, но она также отказывалась. Мама всегда была против, – говорит Инна Николаевна и добавляет, что в последний раз легендарного советского летчика-истребителя Алексея Маресьева на телеэкране видела незадолго до его смерти.
– Если бы можно было вернуть время, возможно, приняла бы мать предложение Маресьева, – предполагает дочь.
Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения…
Елена Тихонова