АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Всероссийскому обществу спасания на водах (ВОСВОД) - 145 лет

 

История создания Общества спасания на водах (ОСВОД) своими корнями уходит в глубину веков. Как только человек впервые встретился с водной стихией, возникла необходимость заботиться о его безопасности.

В этом смысле профессия спасателя - одна из самых гуманных и самых древних. Недаром в Древнем Риме за спасание жизни римского гражданина полагалась от сената особая награда - корона цивика, которая возлагалась на голову спасателя. Сегодня во многих странах учреждена специальная наг-рада - медаль, которой награждают тех, кто спас утопавших.
Шли века, вырабатывались и совершенствовались стили плавания, строились лодки и корабли, очищались фарватеры, сооружались маяки. И все же в течение тысячелетий спасание утопающих оставалось «делом рук самих утопающих».
Основы спасательного дела в России были заложены еще при Петре I. В 1709 году во время сильнейшего наводнения в Петербурге Петр I лично руководил спасательными работами. В царских уставах Петра I уделено большое внимание оказанию помощи людям в случае кораблекрушений и стихийных бедствий.
Знаменитые русские флотоводцы Ушаков, Истомин, Нахимов, Корнилов считали одним из важнейших качеств моряка умение прийти на помощь пострадавшему на воде, и при случае сами доказывали пример мужества и отваги при спасании утопающих. На русском флоте всегда действовало правило: «Сам погибай, а товарища выручай».
В конце ХVIII века возникла необходимость создания организации профессиональных спасателей. Поводом, всколыхнувшим общественное мнение, послужила трагическая гибель корабля «Адвентуре» в устье реки Тайн в Англии. Спустя некоторое время в этой стране, а затем и в других начали создаваться общества спасания на водах.
К началу 20 века такие общества существовали уже в большинстве стран: в Англии - с 1825 года, в Бельгии - с 1838-го, в Дании - с 1850-го, в Германии и Франции - с 1865-го, в Италии - с 1872-го, несколько позже - в Испании, Турции, Португалии, Швеции. Столь пристальное внимание к вопросам спасания на водах было вызвано морскими катастрофами: в конце 19 века ежегодно терпело бедствие свыше 6,5 тысячи крупных судов, из которых свыше тысячи тонуло.
В России Общество спасания на водах создавалось в конце 60-х годов IX века по инициативе кронштадтских моряков.

28 июля 1870 года при Морском министерстве был создан специальный комитет под председательством генерал-адъютанта вице-адмирала К.Н. Посьета для разработки проекта Устава. 1872 год стал годом образования ОСВОДа в России. Новая организация получила название «Общество подания помощи при кораблекрушениях», которая стала с 1880 года «Обществом спасания на водах», а с 1892 года - «Императорским Российским Обществом спасания на водах». Глав-ной целью Уставом провозглашалось «подание помощи всем терпящим бедствие на морях, озерах и реках, в пределах России». 7 марта 1872 года состоялось первое общее собрание действительных членов Общества. Оно утвердило Устав и избрало Главное Правление. В том же году были созданы на местах и окружные общества.

Деятельностью Общества спасания на водах в течение 28 лет руководил известный ученый, путешественник, географ, государственный деятель Констан-тин Николаевич Посьет.
Только за первые 3 года своего существования Общество постро-ило 179 спасательных станций и постов. Профилактическая работа постепенно становилась одной из важнейших задач Общества спасания на водах, что нашло свое отражение в новом его Уставе, ут-вержденном в 1894 году.
В этом же 1894 году в Петербурге на улице Садовой были по-строены на средства населения здание для Главного Правления Общества, в котором расположились музей и редакция своего журнала «Спасание на водах», склады для хранения спасательного имущества, регулярно показываемого всем желающим.
С целью привлечения внимания населения к вопросам спасательного дела Общество добилось специального праздника. Указом Императора, начиная с 1896 го-да, день 9 мая был объявлен Днем Общества спасания на водах.
К 1899 году Общество имело свыше 10 тысяч действительных членов. Ими было развернуто 57 лодочных морских спасательных станций, 29 морских ракетных спасательных станций, 77 лодочных речных станций, 168 полустанций, 10 маячных огней. Общество содержало 88 переправ, а на берегах Белого моря - 9 изб, спасательную станцию-приют на Новой Земле. К этому времени Общество спасло жизни 11020 человек и непосредственно предотвратило 931 крушение судов.
Российское Общество спасания на водах пользовалось признанием моряков всего мира. В его рядах было много известных мореплавателей, ученых, писателей, художников. Активным членом Общества был художник И.К. Айвазовский, так вдохновенно выразивший в своих работах мужество человека в борьбе с водной стихией: Айвазовский подарил Обществу 10 своих картин.
Российское Общество участвовало во многих международных выставках и не раз получало высокие награды. Уже в 1878 году на Брюссельской выставке спасательной техники демонстрировались работы Г.М.Нечаева, доставлявшие спасательный линь на 500 метров, спасательная санная лодка на полозьях и другое зимнее оборудование для спасательных работ, за что русский отдел получил медаль 1 класса. В 1904 году на Международной выставке спасания на водах и на суше Красного Креста и гигиены в Па-риже Обществу была присуждена высшая награда – Гран-при.

Деятельность ОСВОД в послеоктябрьский период

После Октябрьской революции 1917 года все денежные средства, движимое и недвижимое имущество бывшего Императорского Общества спасания на водах объявлялись собственностью РСФСР и передавались в ведение Главного управления водного транспорта, которому поручалось дело спасания.
По возвращении к мирному строительству в январе 1925 года Совнарком СССР принял постановление «Об организации дела спасания на водах на территории СССР», утвердил Центральный комитет спасания на водах при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС) и комитеты на местах. Это постановление одновременно узаконило возникшие на местах по инициативе масс добровольные общества спасания на водах. Трудящиеся, особенно молодежь, с большой охотой пошли в эти организации доб-ровольцев-спасателей, и в декабре 1927 года Совнарком СССР сосредоточил все дело спасания на водах в новых обществах, действовавших под общим руководством Народного комиссариата путей сообщения. К 1928 году на территории Советского Союза насчитывалось более 100 местных обществ спасания на водах. Возникла потребность объединения разрозненных организаций, чьи ведомственные интересы сдерживали общественную самостоятельность. Состоявшийся в мае I928 года I съезд нового единого Общества спасания на водах - ОСНАВ избрал Центральный совет и утвердил новый Устав. К этому времени в стране имелось 65 спасательных станций и 42 полустанции, 150 постов I разряда и 32 поста 2 разряда, 2 мая-ка, 600 лодок, около 500 человек штатного состава. Основную же работу выполняли спасатели-добровольцы. Все водоспасательное дело было передано в руки общественности с оставлением за НКПС общего руководства и финансовой помощи.
Новое Общество на первых порах ограничивало свою деятельность узкими целями спасательной службы, что мешало росту его численности. Следующим организационным шагом было преобразование его в Союз ОСВОД – «Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР». В соответствии с новым Уставом, утвержденным Президиумом ЦИК СССР 30 июля 1931 года, ОСВОД в целях изыскания средств, для развития своей деятельности стал арендовать и эксплуатировать прокатно-лодочные станции, купальни, пляжи, издавать листовки и брошюры, создавать мелкие предприятия. Через год из ведения Наркомвода ОСВОДу была передана спасательная служба, с учетом которой к 1933 году ОСВОД имел 154 спасательных станции, из которых 117 круглогодичные, и около 60 постов, в его рядах насчитывалось более I млн человек. Благодаря энергичным действиям добровольцев только в 1931 году было спасено свыше 3370 человек.
В 30-е годы ОСВОДом издавался журнал «Шторм», в котором публиковались материалы по безопасности людей на водах.
Члены ОСВОДа вели среди населения широкую учебно-воспитательную, агитационно-пропагандистскую работу, обучали на общественных началах плаванию, приемам спасания, организовывали кружки по подготовке резерва для РКА и ВМФ. Многие активисты с гордостью носили нагрудный знак «За активную работу в ОСВОДе», большим уважением пользовался знак «Тех-минимум Водоспасателя», который вручался тем, кто отлично плавал, владел приемами спасания, умел управлять катepом и шлюпкой, знал семафорную связь.
В 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был открыт специальный павильон «Союз ОСВОД». На пруду павильона состоялись показательные выступления спасателей, состязания по гребле, плаванию, метанию спасательных снарядов.
С началом Великой Отечественной войны подавляющее большинство членов ОСВОДа ушло на фронт, влившись в состав специальных заградительных речных и морских отрядов, частей морской пехоты, мужественно защищавших Ленинград, Одессу, Севастополь, Новороссийск и Сталинград. Их опыт пригодился на огневых переправах, на «Дороге жизни», при форсировании многих водных преград. Многие воспитанники ОСВОДа были награждены орденами и медалями, а некоторые стали Героями Советского Союза, как бывший инструктор водолазного дела в Сталинграде Степан Здоровцев или начальник спасательной станции в Нижнем Новгороде Николай Фильчанков, бросившийся с гранатами под фашистский танк у Севастополя.
В связи с уходом большинства штатных работников и членов ОСВОДа на фронт Общество спасания на водах в 1943 году прекратило свою деятельность, а его функции были переданы Наркоматам Морского и Речного флотов. В послевоенные годы спасательная служба находилась в ведении ряда министерств, позже - в ведении ДОСААФ, с 1966 года в РСФСР руководство спасательной службой осуществляло Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Возрождение ОСВОД

Принимая во внимание необходимость постоянной заботы по охране здоровья и жизни советских людей и учитывая богатый опыт работы ОСВОДа по предупреждению несчастных случаев с ними на воде, было решено воссоздать в стране Общество спасания на водах, но не на всесоюзной основе, а в союзных республиках. Поэтому 11 февраля 1970 года Совет Министров РСФСР постановил организовать Всероссийское Общество спасания на водах (ОСВОД РСФСР).
В марте 1970 года в Москве состоялся учредительный съезд Общества, который обсудил и принял Устав ОСВОДа РСФСР, избрал руководящие органы: Центральный Совет и Центральную ревизионную комиссию. В этом же году Совет Министров РСФСР утвердил Устав ОСВОДа.
Устав Общества в своем положении подчеркнул, что «ОСВОД PCФCP является добровольной массовой общественной организацией». Именно в его массовости - залог успешного решения благородной задачи по охране жизни людей на водоемах Российской Федерации.
За годы перестройки в Обществе складывалась новая морально-нравственная атмосфера, шло творческое переосмысление ценностей, расширился поиск новых методов организаторской и профилактической работы. Это позволило обнажить корни накопившихся в Обществе проблем, обострить борьбу с негативными явлениями, обновить кадры, оживить деятельность руководящих органов. Одной из главных задач республиканских, краевых и областных советов Общества стало укрепление материально-технической базы, поиск новых форм хозрасчетной деятельности в новых экономических условиях.
В течение 1983-1987 годов предприятиями и комбинатами ОСВОДа РСФСР было выпущено осводовской продукции и товаров народного потребления на сумму 96 млн рублей. Предприятия Общества стали в стране головными по выпуску спасательных кругов и жилетов, Из общего бюджета Общества на развитие материально-технической базы было израсходовано около 90 млн рублей.
В эти же годы, выполняя решение Правительства, Общество передало свою навигационно-техническую инспекцию во вновь созданную Государственную инспекцию по маломерным судам.
В 1987 году ОСВОД РСФСР был принят в Международную Федерацию спасания на водах (ФИС). В 90-е годы ОСВОД утратил финансовую поддержку со стороны государства, понес значительные финансовые и кадровые потери. Многие предприятия ОСВОДа изменили форму собственности.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в Указе от 28 августа 2003 года «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» поставил задачи по обеспечению безопасности на водах. В январе того же года была проведена Всероссийская конференция по безопасности на водах, а в конце января 2004 года – VIII съезд Общества спасания на водах. На съезде была принята «Концепция восстановления и развития Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасания на водах (ВОСВОД)».
В настоящее время ВОСВОД продолжает свою деятельность. В 2005 году Общество стало членом Международной Федерации Спасания жизни (ILS), организована работа региональных отделений Общества. Российские спасатели стали выступать на международных соревнованиях, чемпионатах мира и Европы по спасательному многоборью.

Великолукское отделение ВОСВОД

В начале 70-х годов ОСВОД был создан и в нашем городе. Председателем Великолукского общества стал Федор Васильевич Юшин. Общество имело свое помещение, которое располагалось на улице Первомайской, дом 3. Состояло оно из двух классов, в одном из них велась подготовка судоводителей и матросов-спасателей. Здесь же был и еще один кабинет с учебными пособиями, где школьники занимались судомоделированием, изучали морское и речное дело. Так-же имелись моторный катер и мотоцикл «Урал» с гаражом.
Местная власть оказывала Об-ществу всяческую помощь. В ОСВОДе состояли и первый секретарь горкома партии, и председатель горисполкома. Обще-ство работало успешно, готовили спасателей для пионерских ла-герей, турбаз, пляжей. На каждом крупном предприятии были созданы первичные организации ОСВОДа по 15-20 человек, которые проходили обучение в классе. Но тут пришла перестройка, и от ОСВОДа ничего не осталось.
С начала перестройки и вплоть до 2007 года ОСВОДа в Великих Луках не существовало. С 2007 года, после возрождения Общества, председателем ВОСВОД г. Великие Луки стал Виктор Алексеевич Зиновьев, моряк, штурман дальнего плавания, человек, который почти двадцать лет своей жизни провел в море. Плавал и по северным морям, бы-вал и в тропиках. Прошел через весь Атлантический океан чуть ли не до Южного полюса. Работал Виктор Алексеевич и спасателем, поэтому об опасностях водной стихии знает не понаслышке.
Начинать все пришлось с чистого листа. Не было ни помещения, ни плавсредств, ни транспорта, ни финансовой поддержки. Ничего этого нет и сейчас, но, тем не менее, работа ведется. На сегодняшний день в Великолукском ОСВОДе насчитывается 19 человек. За это время подготовлено 178 матросов-спасателей и 15 судоводителей. Совме-стно с ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) проводится регулярное патрулирование на водоемах.
Члены Общества выезжают в лагеря отдыха с беседами о безопасности на воде, бывают в школах с лекциями о правилах поведения на воде и на льду. В СМИ регулярно печатаются предупреждающие и пропагандистские статьи.
Основными целями деятельности Общества являются: обеспечение взаимодействия спасательных служб; спасание и оказание помощи пострадавшим на водах; организация подводно-технических работ; участие в разработке федеральных и региональных программ; решение вопросов экологической безопасности; общественный контроль за пользованием водными объектами; оборудование рекреационных зон на водоохранных территориях и пр.; активная разъяснительная работа среди населения, особенно среди детей, по предотвращению несчастных случаев на воде.
Деятельность ВОСВОДа, отмечающего в 2017 году свое 145-летие, особенно важна в российских условиях, где около 40 тысяч километров морского побережья, более двух с половиной миллионов больших и малых рек, без малого два миллиона озер, водохранилищ и прудов. Плодотворное решение задач ВОСВОДом возможно только при условии тесного взаимодействия государственных и общественных организаций, направленного на обеспечение прав граждан по охране здоровья и безопасности.

Старший инспектор ВОСВОД
В.В. Орлова

Создано: 28.03.2017 10:08

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить