Об особенностях рассмотрения судом административных дел по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Правом на обращение в суд с административными исковыми заявлениями данной категории помимо зарегистрированных кандидатов, политических объединений, их представителей, членов избирательных комиссий, могут обратиться также граждане, являющиеся избирателями либо участниками референдума. Особенности судебного производства определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
В соответствии с положениями статьи 239 КАС РФ граждане могут обратиться в суд со следующими административными исковыми требованиями:
1) об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающего их избирательные права;
2) об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации);
3) о назначении местного референдума;
4) об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;
5) избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Помимо изложенного, в интересах граждан, не способных самостоятельно обеспечить защиту своих прав в силу уважительных причин, вправе обратиться в суд прокурор.
Законодательством об административном судопроизводстве установлены сокращенные сроки рассмотрения административных исковых заявлений. В частности, заявления, поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, должны быть рассмотрены и разрешены в течение пяти дней со дня их поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Заявления об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должны быть рассмотрены и разрешены в течение трех дней со дня их поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поступившие в день голосования, - немедленно.
Обязательным условием рассмотрения судом дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является участие в нем прокурора, который вступает в процесс для дачи заключения.
Указанное правило не распространяется на случаи обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
В период избирательной кампании суд рассматривает дела о защите избирательных прав граждан в том числе в выходные или нерабочие праздничные дни. Мотивированное решение суда, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.
Принятые судом решения могут быть обращены судом к немедленному исполнению. При этом решения о включении гражданина в список избирателей подлежат безусловному немедленному исполнению.
Апелляционная жалоба на решения суда по делу о защите избирательных прав граждан может быть по-дана в течение пяти дней со дня принятия судом решения. При этом, стоит отметить, что указанный срок исчисляется со дня объявления резолютивной части решения, а не дня изготовления решения в окончательной форме.
Заместитель прокурора Великолукского района
Е. Андреев
Создано: 17.09.2018 12:33