АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

О моем дяде-железнодорожнике

 

В первое воскресенье августа отмечается День работников железнодорожного транспорта.
Мой дорогой дядя Виктор Николаевич Вавилов был старше меня всего на 7 лет. Он был моей доброй и любимой няней, моим защитником, учителем и воспитателем в годы Великой Отечественной войны. Этот мальчик остался без отца в три месяца, а без мамы в 8 лет. Моя мама - его родная сестра - не отдала его в детдом, а растила вместе со мной. 
После войны он окончил Волховское железнодорожное училище, получил профессию кочегара паровоза и был отправлен на станцию Кандалакша, где всю свою жизнь проработал кочегаром, помощником машиниста, а потом и машинистом паровоза на Октябрьской железной дороге.
Здесь он познакомился со своей будущей женой Лидой. Она работала на станции стрелочницей. У них уже было четверо детей, когда жена его погибла на работе. Север, зима, морозы, заносы, полярная ночь… Она продувала, прочищала стрелку, а в это время спускали вагоны «с горки». Они катятся тихо, бесшумно. Сильный ветер со снегопадом, стрелочница работает и ничего не слышит. Когда спускают вагоны, то вывешивают световой фонарь. Был ли он вывешен? Никто толком не знал. Вагон наехал на стрелку, и Лида получила смертельный удар.
Дядя мой так и не нашел мать для своих детей, младшей из которых было 1,5 года. Он до смерти был предан своей жене. Детей поднял на ноги, выучил.
Кстати, железнодорожницей стала одна из них, та, которой в то время было 1,5 года, но она работает на станции метро в Москве. Я буквально на днях была у нее в гостях и узнала очень интересную новость. Оказывается, в московском метро есть специальная служба помощи для инвалидов и престарелых пассажиров, помогающая им не только проехать в лабиринтах железнодорожных переездов и переходов под землей, но и дойти до вокзалов железных дорог. Это совершенно бесплатно. Одеты эти люди в красные яркие жилеты.
С железной дорогой также связана судьба моего свекра Харитона Спиридоновича Спиридонова. До войны он работал шеф-поваром в ресторане на станции Великие Луки. Во время войны был поваром в санитарном поезде, который перевозил в тыл раненых бойцов. Все сотрудники этого поезда после войны остались живы, а свекор мой погиб в 1943 году. Постеснялся быть поваром, видя, сколько горя и бед приносит война, сам попросился на передовую. Его просьба была удовлетворена. Он воевал под Старой Руссой, где и похоронен на братском кладбище в д. Марфино. Мы были не-сколько раз на этом кладбище со своими детьми. Сотрудники санитарного поезда приходили к нашей старенькой бабушке Лукерье Васильевне, матери свекра, которая отдала Родине пятерых сыновей, от них-то мы и узнали эту историю.
На станции Кандалакша на вечной стоянке стоит паровоз в память о людях, отдавших себя этой сложной, трудной, ответственной, очень нужной и тяжелой работе. Так уж получилось, что мои дети Владимир Алексеевич Спиридонов и Елена Алексеевна Спиридонова окончили железнодорожные учебные заведения: сын Великолукский железнодорожный техникум имени К. Заслонова по специальности «Вагонное хозяйство»; дочь – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, отделение «Автоматика, телемеханика и связь».
Я много зим провожу у дочери в г. Микунь в республике Коми. На станции в Микуни тоже стоит паровоз в память о железнодорожниках Северной железной дороги. Стоят паровозы в Волховстрое, в Дно…
Я уверена, что они есть во всех регионах нашей страны. Они честно заслужили себе и почет, и уважение. Жизнь не стоит на месте. Строятся новые дороги, новые мосты, модернизируется техника, меняются скорости передвижений, но остаются люди. Они работают теперь на тепловозах, электровозах, на поездах, которые раньше не могли даже представить в своем воображении.
День железнодорожника был учрежден в 1836 году и приурочен ко дню рождения Императора Николая I. Именно Николай I начал строительство железнодорожных путей сообщения в России. И до самой Октябрьской революции праздник железнодорожников отмечался 25 июня. В Санкт-Петербурге на Витебском вокзале стоит на приколе этот первый поезд, который прошел по Николаевской железной дороге и соединил Санкт-Петербург с Царским Селом.
Поздравляю всех работников железнодорожного транспорта с профессиональным праздником. Будьте все здоровы, счастливы, оптимистичны. Новых успехов вам, новых свершений, новых скоростей во благо нашей дорогой Родины.

В. СПИРИДОНОВА

Создано: 07.08.2017 10:09

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить