Можно ли научить робота варить борщ и печь хлеб
В России около 60 аграрных вузов и 10 пищевых. Пищевая промышленность рас-тет сегодня отличными темпами - на 4 процента в год. Как готовить специалистов, от которых зависит, какую колбасу и хлеб мы едим? Что нужно, чтобы на стол попадало мясо без антибиотиков? Может ли дипломный проект быть... сладким? Об этом и многом другом шла речь на совете экспертов в «РГ».
В нем участвовали: Валентина Иванова - ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского; Владимир Плотников - первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, Андрей Лисицын - директор ВНИИ мясной промышленности, Анатолий Косован - научный руководитель НИИ хлебопекарной промышленности; Андрей Чолокян - генеральный директор Черкизовского мясоперерабатывающего завода; Людмила Приданова - первый за-меститель гендиректора «Росагролизин-га»; Зинаида Тарова - проректор Ми-чуринского аграрного университета; Ни-колай Константинов - исполнительный ди-ректор Ассоциации межрегионального со-циально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ».
Каждый год МГУТУ им. Разумовского выпускает больше 4 тысяч специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности. Плюс другие вузы. Хватает этого предприятиям?
Владимир Плотников: Агропромышленный комплекс очень нуждается в кадрах. Речь идет как о производстве продукции, так и о ее переработке, хранении, транспортировке. У вузов этого профиля, безусловно, есть особенности. Им надо выстраивать отношения и с перерабатывающими предприятиями, и с производством, и с отраслевой наукой, и с торговыми сетями. Только так вузы будут готовить высококвалифицированных специалистов, которые смогут работать на современном предприятии, новейшем оборудовании в современных экономических условиях. Одновременно надо повышать эффективность господдержки сельхозпроизводителей, в том числе совершенствовать механизмы льготного кредитования. В цепочке от поля до прилавка все звенья важны. Принципиально, чтобы доходность справедливо распределялась по каждому звену, а не концентрировалась преимущественно в торговых сетях, как это нередко бывает сейчас. Государственную поддержку, которую получают сельхозпроизводители, также в каком-то виде должны получать и переработчики.
Анатолий Косован: Кадры - большая проблема хлебопекарной промышленности. Настало время подумать о создании Ассоциации пищевых вузов и научно-исследовательских институтов, которые работают над этими темами. Нужны научно-образовательные производственные комплексы. Тогда в одном месте будут объединены и наука, и образование, и производство.
Николай Константинов: Хочу напомнить, что в пищевой и перерабатывающей промышленности работает полтора миллиона человек, 56 тысяч предприятий, это 12 процентов ВВП, 49 процентов розничной торговли. Это отрасль, от которой зависит продовольственная безопасность страны. Поэтому надо обратить на нее самое серьезное внимание. В прошлом году в Липецке пищевая промышленность показала 107 процентов роста. В Тамбове - 116 процентов. Так что резервы огромные. Нужны квалифицированные кадры.
Андрей Чолокян: К сожалению, молодежь не представляет, как сейчас реально развивается наша отрасль. Снимается много программ, которые я считаю откровенно популистскими. В результате престиж наших профессий падает, интереса у студентов к ним нет. Поэтому нет и притока кадров, который мы хотели бы иметь. Мы начали работу с университетом управления и технологий им. Разумовского и встречаемся в регионах с выпускниками и их родителями. На многих встречах в Липецке, Тамбове они спрашивают моих коллег: «Правда ли, что на ваших предприятиях так же чисто, как в фильмах и на фотографиях?» Мы рассказываем, как обстоит дело и как развивается наша отрасль. Мы понимаем, что это часть нашей работы и мы должны формировать у молодежи другое представление об этом бизнесе. Мы готовы менять имидж профессии.
Валентина Иванова: В России сейчас формируется новая система высшего об-разования: федеральные, национальные исследовательские университеты и опорные вузы, которые будут готовить кадры для региона. Нужна еще одна группа вузов, которая была бы ориентирована на отрасли. У таких опорных отраслевых вузов, безусловно, будет специфика: у них должны быть выстроены крепкие связи со всеми участниками цепочки - от аграрных, пищевых технологических университетов до союзов сельхозтоваропроизводителей и переработчиков. В эти союзы могут войти парфюмерные и фармацевтические компании, которые заинтересованы в качественном сельскохозяйственном сырье и его глубокой переработке. Наш университет готов отработать новую мо-дель опорного отраслевого вуза. Главное, что в центре такой модели - университет, который может дать толчок для развития целой группы родственных отраслей, пе-рерабатывающей промышленности, разорванной сегодня на куски.
За какими специалистами работодатели завтра встанут в очередь?
Валентина Иванова: Например, за специалистом по органическому земледелию и производству экологически чистых продуктов. Чтобы к вам на стол попало мясо без антибиотиков, надо кормить птицу экологически чистым зерном, которое выросло на поле, где хотя бы шесть лет вообще не применяли никакой химии. Мы уже договорились с руководством Ульяновской области, где есть такие земли, и готовы с этого года начать эксперимент по подготовке технологов, работающих на стыке экологии, биологии, органической химии. Нас поддерживает ульяновская Ассоциация операторов со-циального питания, которая заинтересована в том, чтобы школы и больницы по-лучали самые лучшие продукты. Не сом-неваюсь, что новая специальность будет интересна не только российским, но и иностранным студентам.
Андрей Лисицын: Очень важно поддержать работу базовых кафедр университета в научно-исследовательских институтах пищевой промышленности. Во ВНИИ мясной промышленности студенты осваивают передовые технологии и готовы к работе на предприятиях. Более того, глубоко изучив развитие технологий мясной отрасли, студенты могут самостоятельно модернизировать технологические процессы и в рамках выпускных работ готовить проекты технического перевооружения и проектирования линий по производству новой продукции.
Правда, что в стране нет ни одной отечественной мукомольной машины, и мы не можем переработать зерно, которое производим?
Андрей Лисицын: В России 6-7 тысяч единиц оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. На на-ших предприятиях производится только 2 тысячи. Из них лишь 19 процентов соответствуют мировому уровню. Автома-тизированные линии мы вообще не про-изводим.
Людмила Приданова: Только что правительством принята стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года. Высказываются предложения по разработке программы создания оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Есть гарантии, что студент, который проучился четыре года в вузе, станет хорошим пекарем или пивоваром или сумеет открыть колбасный цех?
Валентина Иванова: Вузам, особенно если мы говорим о создании опорных отраслевых, нужна новая система оценки знаний и новые подходы к преподаванию. Мы провели эксперимент по внедрению проектного обучения: все наши студенты в качестве дипломных работ в этом году готовили проекты, в которых участвовали не меньше четырех выпускников разных специальностей. Вот пример: одни разрабатывали бизнес-план проекта особого кафе (для больных сахарным диабетом), другие - меню и технологические карты с перечнем оборудования, а третьи создавали дизайн-проект для такого кафе . Вот еще работы - организация производства профилактического комбикорма для пушных зверей, проект утилизации отходов от пищевой и перерабатывающей промышленности. В результате у нас есть готовые бизнес-проекты, технологические решения и команды для их реализации. Кстати, студенты-технологи представили патенты на свои технологические решения. Еще на 15 технологических проектов уже поданы заявки. По оценкам экспертов, университет при таком подходе к оценке знаний может иметь 30-40 патентов в год. А это ведь не только деньги, но и репутация, продвижение в рейтингах.
Говорят, что ваши выпускники придумали мармелад без красителей и добавок, который можно делать полностью на отечественном сырье. Это так?
Валентина Иванова: Один из дипломных проектов - организация кондитерского предприятия или цеха по производству желейного мармелада, который готовится из ягод калины. По вкусу он оказался гораздо лучше тех, что лежат сейчас на полках магазинов, а по калорийности - ниже и, вдобавок, входит в перечень продуктов «здорового питания».
Школьники хотят быть юристами, экономистами, врачами и инженерами. На колбасные заводы и в пекарни молодежь не рвется. Что можно сделать, чтобы заинтересовать учеников этими профессиями?
Зинаида Тарова: Мы начали готовить детей к будущей профессии с детского сада. Наш аграрный университет участвует в программах создания новых детских садов, реконструкции старых, мы помогаем с методическим обеспечением, оборудованием в садах. Следующий шаг - программы по созданию агротехнологических школ. Две такие уже открыты в Тамбовской области.
Валентина Иванова: Чтобы увлечь профессией, вузам, школам, работодателям необходимо создавать кластеры непрерывного технологического образования. В марте этого года наш университет уже подписал соглашение с Черкизово о создании первого кластера непрерывного технологического образования на базе крупнейшего в стране предприятия мясопереработки.
Особое внимание в школах надо уделять химии. Без этого в пищевых университетах делать нечего.
Вузам и колледжам необходимо ориентироваться на требования WORLDSKILLS - движения, которое нацелено на поддержку лучших профессиональных практик. Кстати, в нашем университете есть победитель национального чемпионата по номинации «кондитерское мастерство».
РГ
Создано: 17.07.2017 10:15