Великий русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин
Русская пейзажная живопись XIX столетия – одно из замечательных явлений в истории художественной культуры нашей страны. Созданные в первой половине века пейзажи А.Г. Венецианова, И.К. Айвазовского и других художников поэтически воплощают светлое, проникнутое гуманистическим духом восприятие природы. Расцвет реалистического искусства во второй половине XIX века углубил содержание пейзажной живописи, ее мастера нашли новые средства выражения в решении задачи создания национального образа природы. Рядом с И.И. Левитаном, А.И. Куинджи, А.К. Саврасовым возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Известность И.И. Шишкина прошла через многие годы, и он остался одним из наиболее любимых художников-пейзажистов русского народа.
И.И. Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца - любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей Родины и красоту ее природы, он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. В 1852 году он уехал учиться в Москву в училище живописи и ваяния и впервые здесь прошел школу рисования и живописи. Его первым учителем был профессор училища А.Н. Мокрицкий. В 1856 году он поступил в Академию художеств. Много работал с натуры в ближайших окрестностях Петербурга и среди суровой природы на острове Валаам. Его занятия имели самостоятельный характер. Получение Большой золотой медали при окончании академии в 1860 году дало право на заграничную поездку. Но он сначала отправился в Казань, на Каму. И только в 1862 году уехал за границу и привез оттуда картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую получил звание академика. Он ставил перед собой задачу – сблизиться с мастерами русского реалистического искусства. Вернувшись из-за границы, вошел в их круг, став постоянным участником вечеров Артели художников. Стал видеть яснее, что пейзаж знакомит не только с обликом природы, но и с самой Родиной, с жизнью народа, помогает выражению положительных идеалов эпохи. Тема Родины составила основное содержание его картин («Полдень. В окрестностях Москвы»). Творчество Шишкина приобретало национальный характер. Его творческая зрелость проявилась уже в картинах «Сосновый бор» и «Лесная глушь». За эти картины Товарищество передвижных художественных выставок признало его профессором Академии художеств. В 70-е годы он стал создавать первые картины, передающие состояние природы, – вечер, сумерки, закат солнца. И эта тема торжественной и ясной красоты родной земли стала для него основной. В 1878 году появилась картина «Рожь». Это одно из классических созданий художника. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к Родине, народу, его труду. В 80-е годы проявилась живая эмоциональность в картинах «Лес весной», «Лесные дали», «Туманное утро». Картинами его восхищались. В этюдах Шишкина сказалась та же увлеченность красотой родной природы. Достижением явилась картина «Бурелом». Та же тема торжества жизни составила основу известного всем произведения «Утро в сосновом лесу». Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося леса, медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны. Солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев. 90-е годы Шишкин встретил полным сил. Он создал картины «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком». В конце 1891 года они с Репиным организовали в Академии художеств выставку своих произведений, о которой говорили, что «подобной выставки этюдов у нас еще не было». В эти же 90-е годы его привлекли к педагогической деятельности в реорганизованной Высшей художественной школе России. В начале 1898 года 60-летний художник написал картину, которой суждено было в последний раз воплотить его возможности как крупнейшего русского пейзажиста. Это «Корабельная роща». Она явилась как бы синтезом его творческого развития. Она, самая большая по размеру, производит впечатление монументальности, торжественного величия и покоя. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. В центре выделено несколько стволов отборного корабельного, мачтового леса, справа от них дана масса зелени, слева – прозрачная глубина бора. В картине он подчеркивает светлую красоту Родины, полной сил. Вскоре после «Корабельной рощи» он умер – 8 марта 1898 года.
Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин, этюдов, создал прекрасные рисунки, много сделал для развития и популяризации гравюры в России, был активным и авторитетным участником Товарищеских передвижных выставок, занимался с начинающими художниками. Зрелая мысль и строгая поэзия радуют до сих пор в картинах И.И. Шишкина, выдающегося русского пейзажиста, достойно заслужившего широчайшее народное признание. Этому художнику была посвящена встреча в Арт-центре. Все присутствовавшие, прослушав рассказ С.А. Чернышовой, расширили свои познания о художнике, творчество которого вот уже более полутора веков радует нас. Кроме рассказа, знакомства с картинами художника, мы услышали детей, исполнивших под гитару песни «Ах, вы, сени, мои сени» (Андрей Котов), «Во саду ли, в огороде» (Влад Якименко), «Смуглянка» (Максим Головнев, Е. Прокопенкова), «Во поле береза стояла» (Александр Рогачев), «Родничок» (А. Рогачев, Анна Татаринцева). Это было приятным украшением встречи, посвященной художнику И.И. Шишкину, патриоту, талантливому, человеку.
Л. Берестова
Создано: 15.03.2017 10:29