АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Они готовили водителей для советской, российской армий и народного хозяйства в организациях ДОСААФ

 

Приближается 90-летний юбилей ДОСААФ, который состоится в январе 2017 года. В связи с этой датой хотелось вспомнить, с кем пришлось мне работать в этой системе на протяжении 43 лет.
Первое мое знакомство с ДОСААФ произошло в 1962 году, когда нам, молодым работникам ГОРЭЛЕКТРО-сети, выдали удостоверения членов ДОСААФ, которые давали право ходить в стрелковый тир, расположенный возле реки Ловать, тренироваться в стрельбе из малокалиберной винтовки. Второе знакомство с ДОСААФ произошло осенью 1965 года, когда я от военкомата был направлен учиться на водителя автомобиля в Великолукский АМК (автомотоклуб). Обучение проходило в вечернее время, преподавателем у нас в группе был фронтовик Коротких Евгений Иванович, а мастером по вождению - тоже фронтовик Фадеев Вла-димир Иванович. Закончилось обучение 13 апреля 1966 года получением удостоверения шофера 3-го класса. Хорошая допризывная подготовка по-могла службе в армии, где я был командиром автомобильного взвода и начальником гаража.
Третье и окончательное знакомство с ДОСААФ произошло в 1972 году, по объявлению пришел работать мастером производственного обучения. В то время там работали замечательные люди, бывшие фронтовики, участники Великой Отечественной войны. На-чальник АМК - Игнатьев Николай Ва-сильевич, который сделал очень много для ОТШ (Обединенная техническая школа) ДОСААФ, так в дальнейшем стала именоваться АМК. До этого времени школа представляла собой одно капитальное здание на улице Розы Люксембург, 14, где размещались не-сколько организаций ДОСААФ.

АМК (ОТШ): подготовка водителей автомобиля для армии и народного хозяйства

Начальниками в различные годы были: Игнатьев Николай Васильевич, Криков Михаил Михайлович, Шабанов Анатолий Петрович. В настоящее вре-мя школой руководит Иванов Иван Юрьевич. Готовили радиотелеграфистов для армии. Преподавателем долгие годы был Логинов Игорь Алексан-
дрович.

АСК (Авиационно-спортивный клуб): подготовка парашютистов для ВДВ

Начальниками его в различные годы были: летчик-инструктор Алексеева Жанна Никифоровна (с 1976-го по 1986 год), Киричук Анатолий Максимович (с 1986-го по 1996 год). Авиационным инженером был долгие годы Озолс Андрей Карлович.

ГК (городской комитет) ДОСААФ ведал первичными организациями ДОСААФ города, возглавлял его фронтовик Виноградов Филипп Андреевич.
Районный комитет ДОСААФ ведал первичными организациями ДОСААФ в Великолукском районе. Возглавлял его фронтовик Асеев Владимир Михай-лович.
Городской СТК (Спортивно-технический клуб) ДОСААФ занимался, да и теперь занимается, подготовкой водителей категории «В» (легковой автомобиль), принимал СТК участие в организации соревнований по авто-, мото- и авиамодельному спорту. Более 30 лет энтузиастом авиамодельного спорта является Кротов Андрей Эрикович. Возглавлял СТК летчик-фронтовик, Герой Советского Союза Селягин Иван Николаевич с 1966-го по 1971 год, а также летчик, инструктор парашютного спорта, инспектор Алексеев Влади-мир Иванович (с 1991-го по 2011 год).
Во дворе школы были деревянные боксы и даже остов самолета УТ-2. Гараж автошколы находился и сейчас находится напротив Коломенского кладбища, в то время представлял собой территорию, застроенную досчатыми боксами. Заслуга Игнатьева Н.В., как руководителя учебного заведения, состояла в том, что при постоянно увеличивающемся плане подготовки специалистов для армии и народного хозяйства он добился финансирования и строительства новых двух пристроек к учебному корпусу по улице Розы Люксембург, а также полной перестройки гаража напротив Коломен-ского кладбища, которые мы видим и сейчас. Одновременно велось строительство автодрома в районе Булынино, которое было закончено к 1990 году. Там были площадка для первоначального обучения вождению как легкового так и грузового автомобиля с элементами военной подготовки, железнодорожная платформа, учебный класс по ПДД и ОБД.
В 70-80-е годы коллектив ОТШ готовил до 13 групп военных водителей в год, не считая групп хозрасчетной подготовки, которой ведал заместитель начальника Кириллов Виктор Михай-лович. В те годы работал прекрасный коллектив преподавателей: Коротких Евгений Иванович, Жолудев Юрий Николаевич, Ерошенков Борис Петро-вич, Шабанов Анатолий Петрович (в самые трудные годы - 90-е и начало 2000-х - был начальником ОТШ), Киль-чицкий Николай Николаевич, Про-кофьев Григорий Иосифович, Рабский Борис Моисеевич. А также мастера производственного обучения (они готовили материальную базу для проведения практических занятий): фронтовик, участник Великой Отечественной вой-ны Байков Александр Павлович, Та-расов Ярослав Васильевич, Логинов Игорь Александрович (готовил радиотелеграфистов). Мастера производственного обучения вождению: фронтовик, участник Великой Отечественной войны Петин Николай Леонтьевич, Павлов Владимир Павлович, Гладков Василий Никитич, Ануфриев Анато-лий Иванович.
Долгие годы заместителем начальника по хозрасчетной подготовке был Кириллов Виктор Михайлович. При нем были созданы филиалы автошколы в городах Псковской области Пустош-ка, Локня, Себеж, Усвяты. Много сил в развитие системы ДОСААФ и особенно спорта вложил в 90-е годы председатель Псковского комитета ДОСААФ Мосто-вой Сергей Сергеевич. При его участии получили развитие такие виды спорта, как автомногоборье, подводное ориентирование, авторалли.
Постоянно совершенствовалась материально-техническая часть школы. Если в 50-60-е годы обучали водителей на автомобилях ГАЗ-51 и МАЗ-200, то в 70-80-е годы были автомобили ГАЗ-66 и МАЗ-500, в 90-е обучение проходит на автомобилях ЗИЛ-131, а также Кам-АЗ-4310 и УРАЛ.
Каждый раз при переходе на новые программы обучения заменялась и вся материальная часть учебных классов, и все это делалось руками преподавателей и мастеров школы. Это способствовало отличным и хорошим результатам сдачи выпускных экзаменов. Посто-янно совершенствовалась не только материальная база школы, педагогический состав повышал свои знания, обучаясь в техникумах и институтах, а также на ежегодных методических сборах в организациях ДОСААФ Псков-ской области (Псков, Великие Луки, Пушкинские Горы). На сборы приглашались лекторы из ведущих вузов Москвы и Ленинграда. Все вышеперечисленное относится к советскому периоду школы. В начале 90-х годов резко сократилась подготовка военных водителей, а радиотелеграфистов прекратилась вообще. Программы подготовки водителей сократились в два, а то и в три раза. Появилось устойчивое мнение, что военному водителю незачем знать устройство автомобиля, дескать, кто-то приедет и устранит неисправность при выполнении боевого задания. Может быть, в связи с общим подъемом престижа армии и государства будет уделено больше внимания финансированию, что привлечет на-стоящих специалистов к подготовке военных водителей в организации ДОСААФ.
Хочется верить, что ДОСААФ, как и раньше, будет настоящей кузницей специалистов для Российской армии и патриотов для своей страны. Поздравляю всех работников ОТШ ДОСААФ, бывших и работающих в настоящее время, с праздником.

А. Королев, бывший преподаватель ОТШ ДОСААФ

Создано: 13.01.2017 09:31

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить